Экономический кризис, начало которого остро запомнилось многим снижением курса рубля в конце 2014 года, перешагнул в текущий год. Как себя чувствуют российские и иностранные поставщики комплектующих, работающих, преимущественно, в транспортном машиностроении, какие они испытывают проблемы, ставят перед собой задачи, – в интервью с исполнительным директором ООО «Вагонмаш» Андреем Королевым, генеральным директором ОАО «Производственная фирма “КМТ” – Ломоносовский опытный завод» Кириллом Новоселовым и исполнительным директором ООО «СКФ Тверь» Александром Никитиным. (Доступно в pdf)
По итогам I квартала 2015 года индексы ИПЕМ продемонстрировали смешанную динамику. Индекс ИПЕМ-производство продолжил восстанавление после длительного снижения в конце 2013-го – середине 2014 годов. За отчетный период он вырос на 1,1% к соответствующему периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос в I квартале 2015 года показал негативную динамику растущими темпами, падение индекса составило -1,8% к аналогичному периоду прошлого года при месячных показателях: -0,5% в январе, -1,8% в феврале, -2,9% в марте. (Доступно в pdf)
2014 год стал годом испытаний для российского транспортного машиностроения. Обострение мировой политико-экономической обстановки, сокращение спроса основных потребителей на ключевую продукцию и ограниченность инвестиций в реализацию НИОКР, а также негативные эффекты от реформы железнодорожного транспорта в ряде секторов железнодорожного машиностроения существенно повлияли на темпы развития и объемы производства предприятий отрасли. (Доступно в pdf)
В статье рассмотрены основные критерии назначения реконструкции пути: одиночный выход рельсов. Предложен дифференцированный подход к его назначению в зависимости от характера накопления выхода рельсов по дефектам по мере наработки тоннажа. Рассмотрены изменения в технических указаниях по шлифованию рельсов: регламентирована величина съема металла головки рельсов при шлифовании с целью недопущения образования усталостных трещин. (Доступно в pdf)
Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года предполагает увеличение объема перевозок на 40%, строительство новых и реконструкцию существующих железнодорожных линий для развития высокоскоростного и тяжеловесного движения. Для достижения целей Стратегии решающую роль играет повышение надежности верхнего строения пути: продление межремонтного периода. В статье рассмотрено применение способа упрочнения зоны сварного шва бесстыкового пути методом динамического микролегирования. По результатам упрочнения твердость в зоне сварного шва достигла значений твердости основного рельса. (Доступно в pdf)
Использование новой оценки систем менеджмента качества (СМК) позволит более объективно на основании различных показателей качества произвести ранжирование производителей железнодорожной техники по степени результативности СМК, а также направить усилия предприятий на совершенствование деятельности в области повышения качества выпускаемой продукции. В статье рассмотрена оценка результативности систем менеджмента качества производителей железнодорожной техники с целью совершенствования деятельности предприятий в области повышения качества выпускаемой продукции. Разработана шкала бальной оценки показателей качества продукции и шкала интерпретации индекса результативности систем менеджмента качества. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в pdf)
ЗАО «Трансмашхолдинг» расширил свою линейку железнодорожной техники и создало базовую универсальную платформу для изготовления российских электропоездов различных модификаций городского, пригородного и регионального назначения. В статье рассматриваются основные преимущества современного электропоезда ЭГ2Тв, раскрываются пункты, касающиеся безопасности, адаптивности, экономичности, комфорта электропоезда.(Доступно в pdf)
За прошедшее столетие краны на железнодорожном ходу прошли огромный путь развития от первых механизмов на паровой тяге грузоподъемностью всего несколько тонн через дизель-механические краны начала 1930-х годов и дизель-электрические краны типа ЕDК1 (ЕДК) 1960-х до современных дизель-гидравлических гигантов KRC 1600 и KRC 2880 грузоподъемностью до 250 т. В статье рассматривается история производства железнодорожных кранов, а также технологии и разработки, отличающие современные краны на железнодорожном ходу от их предшественников. Приведено сравнение технических и эксплуатационных характеристик кранов различных поколений. (Доступно в pdf)
В статье раскрывается суть разработанного принципа создания виртуального исследовательского и испытательного полигона железнодорожного транспорта в перспективе ориентирован на проведение испытаний в автоматизированном режиме. Представлена трехмерная модель инфраструктуры Экспериментального кольца ст. Щербинка как результат выполнения первого этапа работ. Предложен вариант схемы моделирования испытаний, приведены примеры использования разрабатываемой системы. (Доступно в pdf)
Одним из главных факторов оптимизации расходов путевого хозяйства железных дорог России является применение технологий, позволяющих продлевать ремонтные сроки и снижать трудоемкость процессов поддержания исправного состояния пути. Важным направлением для достижения этого фактора служит повышение эффективности работы технических средств, осуществляющих работу на железной дороге. Это, в свою очередь, снизит потребность в них, так как увеличится выработка машин, входящих в комплексы для ремонта и текущего содержания пути. В статье рассказывается о бортовой системе мониторинга и диагностики для специального подвижного состава, применяемой на современной путевой машине РПБ-01. Подробно рассматривается программно-аппаратный метод борьбы с помехами при оценке количества оборотов двигателя. (Доступно в pdf)
Полигон применения бесстыкового пути расширяется с каждым годом, так как он имеет значительные преимущества перед звеньевым. Отсутствие стыков позволяет исключить динамическое воздействие на пассажиров, уменьшить сопротивление движению поездов, сократить затраты на ремонты подвижного состава и пути. Отличительной особенностью бесстыкового пути является действие значительных продольных температурных сил в рельсовых нитях. Для нейтрализации их негативного влияния предлагается использовать инновационную конструкцию железобетонной шпалы, которая имеет многократно увеличенное усилие сдвига в балласте. (Доступно в pdf)
Повышение эксплуатационной надежности моторвагонного подвижного состава (МВПС) путем своевременного обнаружения и устранения дефектов на ранней стадии их развития является одной из важнейших задач совершенствования системы технического обслуживания и ремонта МВПС, сокращения эксплуатационных расходов и сроков нахождения в ремонте. В статье рассмотрены предпосылки, этапы развития и некоторые результаты эксплуатации бортовой системы мониторинга технического состояния оборудования электропоезда. Представлены технические решения, реализованные в системе и позволяющие повысить безопасность и бесперебойность пригородных пассажирских перевозок. (Доступно в pdf)
По случаю 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне историческая статья посвящена железнодорожному транспорту того времени, подвигам железнодорожников в годы войны и героям-паровозам, обеспечившим Победу. (Доступно в pdf)
Тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, сказывается на всех отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте. Для вагоноремонтных компаний она усугубляется еще и падением доходов операторов, что влечет за собой необходимость снижения цен на услуги по ремонту. Фактор выживания любого бизнеса в текущих условиях – нетривиальные решения и их эффективное воплощение. О планах на текущий год, принимаемых решениях, а также перспективах вагоноремотных предприятий – в интервью с Михаилом Сапетовым, генеральным директором ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2). (Доступно в pdf)
В свои колонках эксперты номера рассмотрели перспективы российского трамвайного сектора со всех сторон: Александр Гнатюк (Усть-Катавский вагоностроительный завод) – с точки зрения производителя, а Артем Михайлов (Горэлектротранс, Санкт-Петербург) – с точки зрения эксплуатанта. (Доступно в pdf)
По заданию Минпромторга России в 2008-2009 годах Институт проблем естественных монополий разработал альтернативные промышленные индексы, а также предложил ряд показателей, ранее не применявшихся широко для макроэкономического анализа. В текущей непростой экономической ситуации можно использовать 6-летний опыт наблюдений за развитием промышленности для взвешенной оценки текущего состояния и ближайших перспектив. В аналитической статье рассмотрены итоги 2014 года, какие уроки можно извлечь из кризиса 2008-2009 годов. Затрагивается история посткризисного восстановления, а также последние тенденции и взгляд в будущее. (Доступно в pdf)
В статье представлена ситуация, сложившаяся в трамвайном секторе в городах России, освещены современные мировые тенденции в области трамваестроения, состояние трамвайных систем в нашей стране. Проанализированы последствия недофинансирования и снижения спроса на данный подвижной состав. (Доступно в pdf)
Группа новых тепловозов – маневрово-вывозных ТЭМ14, и маневровых ТЭМ18В – проходила сравнительные эксплуатационные испытания с августа 2013 по апрель 2014 года. В испытаниях был поставлен широкий круг вопросов: требовалось оценить расходы топлива, экологические показатели выбрасываемых в атмосферу отработанных газов, затраты времени на неплановые ремонты. Рассмотрены характеристики удельного расхода топлива, раcпределения времени работы по режимам при выполнении тепловозами маневровой и вывозной работ. (Доступно в pdf)
Хорошо известно, что после 2005 года резко возросла аварийность на железнодорожном транспорте, связанная с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов, изготовленных из стали 20ГЛ. В абсолютном большинстве таких случаев разрушение происходило, во-первых, в районе радиуса R55, во-вторых, в зимнее время и, в-третьих, носило усталостный характер. Анализ литературных источников показал, что в свободном доступе отсутствуют результаты исследований усталостных свойств стали 20ГЛ даже при комнатной температуре, не говоря уже о низких температурах. В связи с этим представляет большой практический и научный интерес сравнение характеристик сопротивления усталости стали 20ГЛ различных производителей боковых рам при комнатной и низких температурах. (Доступно в pdf)
(Продолжение статьи. Начало – в №4 (28)). В данной статье описаны основные причины отказов буксовых подшипников, вызванные технологическими нарушениями при формировании колесных пар вагонов и изготовлении колец подшипников. Описаны организационные и технические мероприятия позволяющие уменьшить отказы буксовых подшипников. Внедрение сплошного неразрушающего контроля колец буксовых подшипников позволяет увеличить ресурс работы буксовых подшипников. (Доступно в pdf)
В настоящее время важным направлением в мире является реализация значительного увеличения скоростей железнодорожного транспорта, то есть существенного повышения оперативности или скорости грузопассажирских потоков, поэтому одной из основных задач в этом направлении стало моделирование и оценка аэродинамических нагрузок на элементы инфраструктуры при прохождении скоростных составов (станционные сооружения, мосты и туннели). Эта проблема рассматривается как с точки зрения обеспечения проектантов новыми данными о нагрузках, так и развития нового поколения интеллектуальных систем диагностики и мониторинга состояния конструкций и сооружений инфраструктуры ОАО «РЖД». Немаловажной задачей здесь является также обеспечение безопасности людей на платформах и в местах вблизи железнодорожных путей. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в pdf)
В предыдущие десятилетия появлялись сначала вагоны, у которых низкопольность (отношение между общей площадью пола, доступной для пассажиров, и площадью пола на уровне подножки, без учета площади ступеней) составляла 30%, затем 40%, 50%, 70% и даже 75%, постоянно приближаясь к желаемой отметке, достигнуть которую долгое время производители не могли. В 2014 году в Москве впервые были введены в эксплуатацию полностью низкопольные трамваи, что стало первым шагом в переоснащении трамвайного парка столицы. В данной статье описано устройство и ключевые преимущества новой российской эластичной поворотной тележки, которая легла в основу целого семейства трамвайных вагонов со 100-процентным низким уровнем пола производства ООО ПК «Транспортные системы». (Доступно в pdf)
В статье раскрыты особенности, возможности и технические подробности трамвая со 100-процентным низким уровнем пола, разработанного ОКБ «Атом», представлены планы и оценка перспектив его внедрения. (Доступно в pdf)
В статье представлены сравнительные технические характеристики электровозов 2х2ЭС5К и 4ЭС5К, причины создания последнего, его усовершенствования и возможности эксплуатации с поездами повышенного веса и длины. (Доступно в pdf)
В 2015 году Людиновскому тепловозостроительному заводу исполняется 270 лет. Завод по праву считается одним из старейших предприятий отечественного машиностроения. Именно здесь были выпущены первые рельсы и первые узкоколейные паровозы для железных дорог России, первые пароходы и паровые машины, ставшие прообразом первого парового автомобиля. Если фамилия династии Демидовых на слуху чуть ли не у всех, то Мальцовых знают, к сожалению, немногие. Людиновский завод с начала своего появления с гордостью носит статус градообразующего предприятия. В настоящее время тепловозы с маркой ЛТЗ получили широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. (Доступно в pdf)
Технические регламенты Таможенного союза вступили в силу не так давно – 2 августа 2014 года, однако этот вопрос начал беспокоить три стороны – Россию, Беларусь и Казахстан – задолго до этой даты. Каждая страна-участник Таможенного союза внесла свой вклад в разработку необходимых регламентов. Что изменилось для ОАО «РЖД», ГО «БЖД», АО «КТЖ»? Какие появились задачи и вызовы перед компаниями в связи с внедрением новой системы техрегулирования? На эти и другие вопросы журнал «Техника железных дорог» попросил ответить Валентина Гапановича, главного инженера, старшего вице-президента ОАО «Российские железные дороги» и Валерия Шубадерова, главного инженера ГО «Белорусские железные дороги». (Доступно в pdf)
Заместитель генерального директора ВНИИЖТ, к.т.н. Олег Назаров делится своими впечатлениями от посещения выставки InnoTrans 2014. Другой эксперт – Роман Кудрявцев из «Трансмашхолдинга» - выделяет ключевые проблемы импортозамещения компонентной базы. (Доступно в pdf)
По итогам III квартала 2014 года индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос показали разнонаправленную динамику: индекс ИПЕМ-производство вырос на 1% к аналогичному периоду прошлого года; индекс ИПЕМ-спрос упал на 2,8%. Необходимо отметить, что последний раз индекс ИПЕМ-производство продемонстрировал позитивный квартальный результат более года назад (+1,7% по итогам II квартала 2013 года). (Доступно в pdf)
«ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») – крупнейшее предприятие на пространстве СНГ по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов. В современных экономических условиях, чтобы оставаться конкурентоспособным на внутреннем и мировом рынках, заводу стала необходима эффективная система менеджмента, позволяющая снизить издержки на протяжении всего жизненного цикла и ориентированная на постоянное улучшение своей деятельности. (Доступно в pdf)
В условиях непростой экономической ситуации, складывающейся в ряде направлений транспортного машиностроения, таких, например, как производство локомотивов и пассажирских вагонов, внедрение механизма лизинга при условии государственной поддержки участников рынка может стать одним из наиболее эффективных вариантов стимулирования производства и закупки современного подвижного состава. (Доступно в pdf)
Для такой огромной страны, как Россия, магистральные железные дороги являются важнейшей артерией по обеспечению и поддержанию внешней конкурентоспособности государства: центры производства продукции могут находиться за тысячи километров от портов и рынков сбыта. Одним из факторов, увеличивающих стоимость перевозок со стороны железнодорожного транспорта и снижающих конкурентоспособность железнодорожной отрасли по сравнению с другими видами транспорта, являются отказы подвижного состава в пути следования. Среди распространенных видов - отказ буксового узла из-за нагрева буксовых подшипников. Таким образом, в России существует высокая потребность в снижении числа нарушений графика движения подвижного состава, связанных с аварийным нагревом буксовых подшипников. Для этого необходимо подробно рассмотреть основные причинно-следственные связи. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
В условиях стагнации мировой экономики актуальность сокращения расходов и повышения эффективности железнодорожных перевозок для удовлетворения потребностей экспортно ориентированного бизнеса объективно возрастает. Рост грузонапряженности выявил недостаток пропускных способностей Транссиба и БАМа, а увеличение осевых нагрузок и веса поездов наряду с увеличением скорости движения формируют новые перспективные требования к эксплуатационным свойствам железнодорожных рельсов. (Доступно в pdf)
Интенсификация железнодорожных перевозок на территории России в 1990-2000-е годы привела к появлению ряда проблем в сфере эксплуатации железнодорожного транспорта, в частности к повышенному износу рельсов, колес и тормозных колодок. И если для борьбы с износом рельсов и колес разработано достаточное количество методик – от лубрикации до изменения конструкции вагонных тележек, то основной мерой борьбы с износом тормозных колодок является создание новых видов фрикционных материалов. (Доступно в pdf)
В 2014 году по белорусской железной дороге впервые начали курсировать трехвагонные дизель-поезда производства польской компании PESA Bydgoszcz SA. Новый подвижной состав с 1 мая текущего года введен на международном маршруте Минск – Вильнюс и уже продемонстрировал свою востребованность у пассажиров. Населенность составов в зависимости от дня недели составляет от 80% до 100%. Всего согласно контракту, заключенному в феврале 2013 года, на железную дорогу в 2013-2014 годах были поставлены 3 трехвагонных дизель-поезда ДП3. (Доступно в pdf)
Безопасность движения поездов в значительной степени зависит от надежной и стабильной работы автотормозов, основным прибором которых являются воздухораспределители. Их характеристики непосредственно влияют на эффективность действия тормозов и уровень продольных сил при торможении (особенно грузовых поездов повышенного веса и длины). Улучшение характеристик и параметров воздухораспределителей, повышение их надежности и ресурса способствуют безопасности движения и экономии эксплуатационных расходов. (Доступно в pdf)
История крупных промышленных предприятий неразрывно связана с историей развития страны – расцветом и падением экономики, изменяющимися политическими веяниями, стремительным движением науки… Не являются исключением из этого и Главные железнодорожные мастерские, которые 140 лет назад стали фундаментом для создания первого крупного промышленного предприятия в Калуге, 85 лет назад образовав завод «Калугапутьмаш». (Доступно в pdf)
В начале мая на должность технического директора ЗАО «Транмашхолдинг» был назначен Сергей Кобзев. Какие задачи перед ним поставил один из лидеров отечественного транспортного машиностроения? О подвижном составе, новых разработках, мировых трендах и месте ТМХ в глобальном бизнесе – в интервью с новым топ-менеджером компании. (Доступно в pdf)
Эксперт номера, к.т.н. Олег Назаров, задается вопросом о достоверности современных научных исследований. (Доступно в pdf)
По итогам II квартала 2014 года индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос синхронно показали отрицательную динамику, снизившись на -1,3% и -1,4% соответственно к аналогичному периоду прошлого года (рис. 1). За январь – июнь 2014 года индекс ИПЕМ-производство упал на -1,7% к аналогичному периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос также снизился. Падение с начала 2014 года составило -1,6%. Впервые со времени кризиса 2009 года индекс ИПЕМ-производство ушел в минус в полугодовом исчислении. (Доступно в pdf)
Сегодня, несмотря на предпринимаемые со стороны железнодорожных администраций стран СНГ меры по сохранности колесных пар в эксплуатации, повреждения поверхности катания колес вследствие юза их во время торможения являются самыми распространенными. Так, по данным Укрзализныци, ежегодно приблизительно 75% колесных пар подлежат переточке, из них почти 77% – из-за наличия ползунов, выщербин и наваров, одной из основных причин которых является несовершенная работа автоматического регулятора режимов торможения (авторежима), призванного отслеживать тормозную силу в зависимости от загрузки вагона. В статье представлены результаты анализа существующих сегодня технических решений по расширению диапазона регулирования тормозной силы авторежимами серии 265А. Дано теоретическое обоснование для создания авторежима с применением в его конструкции комбинации конструктивных решений. (Доступно в pdf)
В настоящее время на промышленных предприятиях часто эксплуатируются маневровые тепловозы с превышенным нормативным сроком службы. Системное видение технических требований и нормативных условий разнятся у разных служб даже в рамках одного предприятия. В статье анализируются последствия продленного срока службы локомотива, поиск решений острого вопроса участниками рынка. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Внедрение в инженерную практику математического моделирования динамического взаимодействия токоприемников и контактных подвесок позволяет определить максимально допустимую скорость движения поездов для различных модификаций подвесок, а также усовершенствовать их конструкции с целью улучшения качества токосъема, дополнительного повышения скоростей движения и снижения затрат на сооружение и эксплуатацию. В статье рассмотрено применение математической модели взаимодействия токоприемников и контактной подвески с целью определения максимально допустимых скоростей движения поездов и совершенствования конструкций подвески. (Доступно в pdf)
В 2011 году ООО «Аэроэкспресс» провело исследование, которое показало: к 2015 году провозных мощностей при существующем графике движения будет недостаточно. Каждый год пассажиропоток компании увеличивается на 12-18%. Статья содержит технический обзор нового двухэтажного поезда модели ЭШ2 KISS RUS (АЭРО). В статье представлены конкурсные требования заказчика и проведено частичное сравнение с моделью KISS европейского образца. (Доступно в pdf)
Одним из основных факторов, влияющих на безопасность транспортировки и хранения нефтепродуктов или газов из класса алканов (насыщенных углеводородов), является наличие паров продукта, концентрационные пределы которых образуют с воздухом взрывоопасную смесь. В статье рассмотрены вопросы безопасности транспортировки и хранения пропано-воздушных смесей. Определена концентрация пропано-воздушной смеси в котле железнодорожной цистерны и спрогнозированы параметры детонации данного продукта. Показано, что эти параметры находятся на достаточно высоком уровне. Предложен метод снижения концентрации пропано-воздушной смеси. (Доступно в pdf)
С 2000 года на сети железных дорог России стали устанавливать системы автоведения и регистрации на пассажирские и грузовые электровозы, с 2004-го – на маневровые и магистральные тепловозы. Статья посвящена особенностям системы, алгоритму ее работы, испытаниям и исследованиям, показывающим актуальность ее внедрения на железнодорожном транспорте. (Доступно в pdf)
Исследования, проводимые в области контроля технического состояния железнодорожного пути, указывают на необходимость внедрения новых технологий и средств диагностики для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов. В статье рассматривается вопрос автоматического контроля целостности рельсовой колеи за счет предложенного метода совмещения видеоизображения с навигационной информацией от устройств, уже имеющихся на борту локомотива. Предложен комплексный алгоритм обнаружения целостности рельсовой колеи на пути следования локомотива, основанный на определении непрерывности рельса. (Доступно в pdf)
В этом году исполняется 180 лет первому русскому паровозу, созданному в 1834 году на Нижнетагильском заводе механиками Черепановыми. Этот исторический факт многим известен и считается общепризнанным успехом русской технической мысли первой половины XIX века. Кажется на первый взгляд – что здесь сказать нового? Но, как показывает практика, если начинаешь вдаваться в подробности этого исторического факта, даже не события, а только факта, на поверхность всплывают откровенные стереотипы или вовсе ошибочные сведения, порождающие массу вопросов. На страницах исторической статьи я постараюсь ответить на ряд наиболее стандартных вопросов, касающихся создания первого паровоза в России и, быть может, развею мифы и заблуждения, которыми окутана эта занимательная история с братьями Черепановыми. (Доступно в pdf)
Группа Синара с каждым годом увеличивает свою долю на рынках тягового и мотор-вагонного подвижного состава России. За 5 лет, с 2009 по 2013 год, по объему выпущенной продукции доля компании на рынке тяги в России выросла в полтора раза (до 26,3%). О новых разработках компании и ее планах читайте в интервью с генеральным директором Группы Синара Михаилом Ходоровским. (Доступно в pdf)
Эксперты номера, к.т.н. Олег Назаров и главный конструктор Коломенского завода Валерий Рыжов, делятся своими мыслями по актуальным вопросам железнодорожного машиностроения: нужна ли в России железнодорожная наука и как готовить молодых инженеров? (Доступно в pdf)
По итогам первого квартала 2014 года индекс ИПЕМ-производство показал отрицательную динамику, снизившись на -2,2% к соответствующему периоду прошлого года. Это худший квартальный результат с момента начала посткризисного восстановления, начавшегося в ноябре 2009 года. Снижение индекса ИПЕМ-спрос оказалось чуть менее ощутимым: -1,7%. Тренд со снятием сезонности показывает, что начало 2014 года ознаменовалось синхронным отрицательным движением индексов. Такое поведение индексов свидетельствует о замедлении экономической активности в 2014 году. (Доступно в pdf)
Статья посвящена решению актуальных проблем бесстыкового железнодорожного пути: исключению угона и выброса рельсошпальной решетки. Это позволит увеличить скорость и безопасность движения поездов. Позитивный эффект достигается благодаря многократному повышению усилия сдвига шпал в балластной призме железнодорожного пути. Сущность нововведений состоит в размещении зубьев на подошве рельсовой опоры. Оригинальность их расположения совместно с новым способом выправки железнодорожного пути позволит добиться исключения угона, выброса и осадки рельсов под действием поездной нагрузки. Технологическое решение автор подробно раскрывает в статье. (Доступно в pdf)
Современные условия эксплуатации железных дорог характеризуются ростом воздействия подвижного состава на путь, что связано с повышением грузонапряженности железнодорожных линий и скоростей движения подвижного состава, а также увеличением массы и длины поездов. Очевидно, что данные факторы оказывают отрицательное влияние на состояние объектов железнодорожной инфраструктуры и приводят к деформациям земляного полотна. В связи с этим весьма актуальной задачей является своевременное выявление деформирующихся участков пути, а также разработка методов учета динамического воздействия подвижного состава на стабильность пути и всех его элементов, включая насыпи. В статье предложена методика определения динамических нагрузок от подвижного состава по результатам компьютерного моделирования и экспериментальных измерений скоростей распространения виброколебаний в теле насыпи. (Доступно в pdf)
Статья содержит краткий обзор развития системы технического регулирования на железнодорожном транспорте в период 1997-2013 годы. В ней изложены основы новой системы технического регулирования на пространстве стран Таможенного союза, вводимой 2 августа 2014 года. Дается краткое описание проведенной работы, обеспечивающей их введение. Перечислены трудности переходного периода и меры, принимаемые Евразийской экономической комиссией для их снижения. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения по итогам 2013 года. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
На сети железных дорог колеи 1520 мм применяются различные технологии замены и укладки стрелочных переводов. В статье рассматриваются две из них, основанные на использовании путеукладчика DESEC Tracklayer. Также приведено сравнение технических и эксплуатационных характеристик традиционного укладочного крана (УК) и инновационного DESEC Tracklayer. (Доступно в pdf)
Снижение стоимости жизненного цикла железнодорожного транспорта – стратегическая задача, решение которой позволит снизить долю транспортной составляющей в себестоимости товаров и услуг. Для транспорта, использующего электромеханический привод колесных пар, решение этой задачи может быть получено за счет применения на транспорте электроприводов на базе реактивных индукторных электрических машин. Замена традиционно применяемых коллекторных электроприводов позволяет значительно повысить надежность транспортных средств и эффективность управления ими. Статья посвящена вопросам внедрения индукторного тягового электропривода на транспортных средствах. Представлена информация об основных преимуществах реактивных индукторных электрических машин. Приведены основные технические характеристики комплекта электрооборудования, разработанного для маневровых тепловозов с электрической передачей. (Доступно в pdf)
В публикации освящены этапы ее развития, подготовка вагоноремонтных предприятий к проведению ремонта узлов и деталей инновационных тележек, а также плановых видов ремонта вагонов. В статье приведено сравнение экономической эффективности на плановых видах ремонта инновационного полувагона и типового вагона на тележках модели 18-100 на протяжении всего срока службы. (Доступно в pdf)
В статье представлена архитектура системы прогнозирования нештатных ситуаций в электрооборудовании вагонов. Система, предложенная группой ученых Тверского государственного университета, использует комбинацию глубокой нейронной сети, обучаемой с помощью стека ограниченных машин Больцмана, и системы нечеткого вывода. Описан пример работы алгоритма на реальных данных. Исследована применимость различных алгоритмов автоматизированного проектирования нечетких контроллеров. (Доступно в pdf)
Исторический раздел посвящен самой сложной, долгой и символической стройке советского периода истории России – Байкало-Амурской магистрали. Сорок лет назад после грандиозных изысканий и начала строительства «Малого БАМа» первый молодежный отряд – посланцы советского комсомола – отправился на строительство «Большого БАМа». Идея БАМа, родившаяся еще в ХIХ веке, нашла силы, средства и вдохновителей осуществить ее строительство в ХХ веке и подарить экономический и территориальный потенциал ХХI веку. (Доступно в pdf)
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» – одно из крупнейших предприятий транспортного машиностроения страны –активно продвигает свои новые разработки, а также развивает операторский бизнес. О проблемах компании в условиях стагнации экономики и отрасли, спросе на инновационную технику и перспективах развития транспортного направления деятельности – в интервью с заместителем генерального директора ОАО «НПК «УВЗ» по железнодорожной технике Андреем Шленским. (Доступно в pdf)
Эксперты номера, д.т.н. Ю. Ф. Воронин и к.т.н. О.Н. Назаров, делятся своими мыслями по актуальным вопросам железнодорожного машиностроения: Юрий Воронин – о путях решения проблемы изломов боковых рам, Олег Назаров – о перспектива применения газового топлива на железнодорожном транспорте. (Доступно в pdf)
По итогам 2013 года индекс ИПЕМ-производство вырос на 0,2%, индекс ИПЕМ-спрос снизился на 4,3%. По итогам 2013 года можно констатировать, что Россия утратила способность к экономическому росту даже в условиях стабильно высоких цен на энергоносители. (Доступно в pdf)
В статье предложены подходы выполнения расчетно-экспериментальной оценки полного и остаточного ресурсов несущих элементов конструкции наиболее массовых типов грузовых вагонов: по малоцикловой усталости – для средних и концевых частей рамы вагона, по многоцикловой – для шкворневых узлов и вертикальных стенок кузова. Дана оценка ресурса в зависимости от годовых пробегов вагонов. (Доступно в pdf)
С каждым годом вопросы интеллектуальной собственности становятся все более актуальными. Количество выданных патентов в России, Европе и мире увеличивается с каждым годом. Все мы давно привыкли к тому, что право на интеллектуальные труды широко отстаивается в Европе и Америке. Сейчас и в России к этим проблемам начали относиться серьезнее. В статье представлена организация процессов охраны интеллектуальной собственности в европейских компаниях на примере Alstom. (Доступно в pdf)
В статье описывается классификация тяговых приводов электровозов Российского производства, их типы систем смазок. Исследованы основные причины выхода из строя моторно-осевых подшипников скольжения, описаны недостатки эксплуатации моторно-осевых подшипников скольжения и преимущества применения подшипников качения в колесно-моторном блоке локомотива. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения по итогам 2013 года. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
При современных темпах развития отрасли железнодорожных перевозок все острее встает вопрос внедрения в эксплуатацию инновационного подвижного состава, который бы отвечал актуальным пожеланиям заказчика, при этом соответствуя всем необходимым требованиям инфраструктуры. Новейшие совместные достижения ОАО «НПК «УВЗ» и ООО «УКБВ» в разработке и внедрении в производство экономичных и эффективных моделей грузовых вагонов с применением новых технологий и материалов позволяют конкурировать с другими производителями в области предложений на рынок максимально востребованного продукта. (Доступно в pdf)
В течение последних 5 лет на сети железных дорог России активно внедряются как в опытную, так и в постоянную эксплуатацию различные современные автоматизированные системы, предназначенные для повышения безопасности железнодорожного транспорта. Такие системы позволяют за счет своевременного выявления и оповещения предупредить наступление опасных ситуаций (отказов, сходов), вызванных неудовлетворительным (предельным) техническим состоянием того или иного элемента конструкции подвижного состава. Так, например, в вагонном хозяйстве сегодня весьма актуальны новые разработки в области автоматизированной технической диагностики колесных пар грузовых вагонов с целью своевременного выявления сверхнормативных дефектов поверхности катания. Одна из таких разработок (метод выявления дефектов) рассматривается в статье. (Доступно в pdf)
Процесс шлифования рельсов является необходимой составной частью технического содержания верхнего строения пути, выполняемой для предотвращения возникновения усталостных дефектов, снижения вибрационного воздействия подвижного состава на путь. Применение профильного шлифования с удалением с поверхности дефектов актуально для предприятий, занятых производством рельсовых плетей сваркой электро-контактно-прессовым способом, – об этом в статье. (Доступно в pdf)
Для обеспечения на магистральных неэлектрифицированных путях пассажирских перевозок специалисты ОАО «Метровагонмаш» построили совершенно новый состав, получивший обозначение ДП-М. Этот поезд является базовой платформой, на основе которой можно будет создавать различные варианты внутреннего оборудования пассажирских салонов, а также поезда с различными вариантами комплектации для пригородного и межрегионального сообщения. В статье автор рассматривает предпосылки возникновения дизель-поезда, основное внимание уделяется силовому модулю, схеме формирования и внутреннему оборудованию ДП-М. (Доступно в pdf)
Очевидно, что развитие железнодорожной отрасли, в том числе и украинской, немыслимо без создания устремленной в будущее современной инфраструктуры, скоростных перевозок, инновационного технического обслуживания поездов перед рейсами, а также действий, направленных на привлечение пассажиров. И, безусловно, важным элементом в данном направлении является современный высокоскоростной подвижной состав. Межрегиональный электропоезд ЕКр1, разработанный ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (ПАО «КВСЗ»), – первый украинский представитель подвижного состава будущего. (Доступно в pdf)
Завод «Красное Сормово» – одно из старейших российских предприятий. От первых отечественных паровых машин до танкеров и сухогрузов ХХI века, от канонерских лодок до уникальных атомных подводных кораблей – таков путь Сормовской машинной фабрики. Летом 2014 года завод отметит свое 165-летние. В статье раскрывается история паровозостроения, начало которого было положено именно на этом заводе. (Доступно в pdf)
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»