Американская мечта в стиле стримлайн модерн: промышленный дизайн поездов США в 1930-е годы

slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide
slide

Великая депрессия и промышленный дизайн

Начиная с 1920-х годов железнодорожная отрасль США оказалась в сложном положении. Оно было вызвано комплексом причин: особенностями государственного регулирования отрасли, отсутствием инвестиций в железную дорогу, сокращением пассажирских перевозок из-за растущей популярности альтернативных видов транспорта. В эти годы велось активное дорожное строительство, массовыми становились личные автомобили, началось стремительное развитие гражданской авиации. Еще сильней по железным дорогам США ударила Великая депрессия – мировой экономический кризис, который начался с биржевого краха в октябре 1929 года и продолжался около 10 лет. В результате к 1934 году количество пассажиров на железнодорожном транспорте США сократилось по сравнению с докризисным уровнем в два раза. 

Великая депрессия стала толчком к развитию промышленного дизайна в железнодорожном машиностроении. Из-за низкой покупательской способности и последовавшего за ним роста конкуренции среди производителей компании стали уделять повышенное внимание внешнему виду своей продукции. Несмотря на консерватизм, который был присущ руководству американских железных дорог, было принято решение, что с целью переломить ситуацию и вернуть пассажиров на железнодорожный транспорт необходимы кардинальные изменения во внешнем облике подвижного состава. Железные дороги США стали активно приглашать к себе на работу промышленных дизайнеров. Перед ними была поставлена задача полностью поменять вид поездов, показав, что железнодорожная отрасль по-прежнему остается символом технологического величия страны. В основе дизайна новых локомотивов и вагонов стал проявляться стиль стримлайн модерн. 


Стримлайн модерн в машиностроении

Стримлайн модерн – направление в архитектуре и промышленном дизайне в рамках стиля ар-деко. Официальной датой рождения стиля ар-деко считается 1925 год – в этот год в Париже проходила Международная выставка декоративного и промышленного искусства. Новое стилевое течение отражало стремление науки и техники к техническому прогрессу и высоким скоростям. Одним из символов ар-деко стали самолеты и дирижабли, в чьих конструкциях стали использовать не ткань и древесину, а алюминий. Таким образом, отличительной чертой промышленного дизайна в стиле стримлайн модерн стали обтекаемые изогнутые формы и длинные горизонтальные линии, характерные для летательных аппаратов. Название нового стилевого течения также было позаимствовано из терминологии аэродинамики: streamline – линия обтекания. 

В железнодорожном машиностроении принципы, заложенные в стиле стримлайн модерн, приобрели не только эстетический характер, но и имели важную практическую значимость. Благодаря обтекаемым формам было сокращено сопротивление воздуха, чтопозволилозначительноувеличитьскоростижелезнодорожноготранспорта.Интересно, что при проектировании и испытаниях с новыми локомотивами проводили специальные опыты в аэродинамических трубах. 

В 1934 году на железнодорожную сеть США вышли два первых стримлайн-поезда – M-10000 и Pioneer Zephyr (рис. 1). Их успех у пассажиров определил новый облик американских железных дорог на десятилетие вперед. 

Streamliners1 (1).jpg

Рис. 1. Поезда M-10000 (слева) и Pioneer Zephyr (справа) 


Поезд M10000 был построен компанией Pullman-Standardпозаказужелезнойдороги Union Pacific Railroad. За внешний облик поезда отвечал инженер Уильям Бушнелл Стаут – один из первых конструкторов цельнометаллических самолетов. Поезд M-10000 состоял из трех вагонов: головного моторного вагона с почтово-багажным отделением и двух пассажирских вагонов, рассчитанных на 120 сидячих мест (рис. 2). В хвосте второго пассажирского вагона размещался буфет. Из соображений безопасности, чтобы приближающийся поезд был заметен издалека, состав получил яркую канареечно-коричневую ливрею. Впоследствии это цветовое решение стало стандартом для всех поездов Union Pacific Railroad.

Рисунок3.jpg

Рис. 2. Внешний вид поезда М-10000 из патента


Поезд PioneerZephyr был построен на заводе The Budd Companyдляжелезнойдороги Burlington & Quincy Railroad. Pioneer Zephyr стал первым дизель-поездом на железных дорогах США. За экстерьер поезда отвечал авиаконструктор Альберт Гарднер Дин. В первоначальной конфигурации Pioneer Zephyr так же, как и M-10000, состоял из трех вагонов, однако его пассажировместимость была значительно меньше – поезд мог вместить только 72 пассажира (рис. 3). Корпуса вагонов были выполнены из непокрашенной нержавеющей стали, благодаря чему поезд получил непривычный для железной дороги того времени серебряный цвет. В хвосте последнего вагона было реализовано панорамное остекление, дающее не только широкий обзор для пассажиров, но и создающее необычный интерьер в салоне вагона. Такое панорамное остекление хвостовых вагонов стало визитной карточкой поездов, сконструированных в стиле стримлайн модерн. Впоследствии такие вагоны получили название «обзорный вагон» (observationcar). 

Рисунок2.jpg

Рис. 3. Схема поезда Pioneer Zephyr из патента


Локомотивы Раймонда Лоуи 

Большой вклад в новый облик железных дорог США внес художник и промышленный дизайнер Раймонд Лоуи. Его сотрудничество с железной дорогой Pennsylvania Railroad началось в 1934 году с улучшения эстетики электровоза GG-1. В результате модернизации электровоз получил обтекаемый гладкий сварной корпус, выкрашенный в темно-зеленый цвет и украшенный золотыми полосами, напоминающими кошачьи усы (рис. 4). Комментируя свою работу, Лоуи отмечал, что «даже грубая мощь может иметь изящный внешний вид, оставаясь при этом монстром силы». Следующим проектом Лоуи в стиле ар-деко стал паровоз S-1 (рис. 5). Паровоз класса Pennsylvania Railroad S-1 стал самым большим пассажирским локомотивом с жесткой рамой из когда-либо построенных в США. 

prr4892.jpg

Рис. 4. Внешний вид локомотива GG-1

Рисунок1.jpg

Рис. 5. Внешний вид локомотива S-1 из патента


Паровоз S-1 стал гордостью американской железной дороги, и его активно использовали в рекламных кампаниях. В 1939–1940 годах паровоз S-1 был выставлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке, причем на нем была надпись American Railroads, а не Pennsylvania Railroad (рис. 6). На протяжении 10 лет Раймонд Лоуи разрабатывал внешний вид и интерьеры целой серии пассажирских поездов для железной дороги Pennsylvania Railroad, в том числе и популярного Broadway Limited. Pennsylvania Railroad заказала у компании Pullman Standard свыше 50 пассажирских вагонов с обтекаемым дизайном от Лоуи. Эти поезда вошли в историю под названием «Флот модернизма» (Fleet of Modernism).

dtvfbree.JPG

Рис. 6. Локомотив S-1 на Всемирной выставке в Нью-Йорке


Поезда Генри Дрейфуса

Главным соперником Раймонда Лоуи был промышленный дизайнер Генри Дрейфус. Он работал на основного конкурента PennsylvaniaRailroad – железную дорогу New York Central Railroad. Примечательно, что, в отличие от железной дороги Pennsylvania Railroad, которая не подходила к вопросу промышленного дизайна локомотива и вагонов как к единой задаче, составы New York Central Railroad выдерживались в единой ливрее серого тона. В 1936 году Дрейфус разработал «поезд завтрашнего дня», получивший название «Меркурий» (Mercury). Внешний вид поезда был оформлен в серый цвет с отделкой из матового алюминия. Гладкий обтекатель локомотива закрывал все наружные трубы, свистки и другие выступающие детали (рис. 7). Только в одном месте был предусмотрен вырез для демонстрации ведущих колес. На каждой стороне вагонов был изображен логотип поезда в виде серебряного медальона с богом Меркурием в крылатом шлеме и сандалиях. Это был первый поезд, в котором промышленный дизайн в стиле ар-деко был воплощен не только в экстерьере, но и в интерьере. Дрейфус хотел воссоздать в салоне поезда атмосферу частного клуба, стремясь при этом зрительно смягчить стандартную длинную узкую форму обычного железнодорожного вагона. 

1936-henry-dreyfuss-new-york-central-railroad-streamlined-mercury-train-1936.jpg

Рис. 7. Внешний вид поезда «Меркурий»


К 1938 году Дрейфус обновил и флагман NewYorkCentral –поезд20thCenturyLimited. Новый обтекаемый облик поезда в серебряном цвете стал символом элегантности на железной дороге. Дрейфус подошел к работе над поездом комплексно, разработав дизайн даже для таких деталей, как обеденный фарфор, столовое серебро и пепельницы. Для обновленного поезда Дрейфус подготовил также стримлайн-локомотив J-3A. 20th Century Limited рекламировался как «самый известный поезд в мире». Образ же J-3A стал одним из самых знаменитых в США (рис. 8). 

Рисунок5.jpg

Рис. 8. Внешний вид локомотива J-3A


Отто Кулер: «Угодить не индустрии, а публике»

По оценке газеты Trains, наибольшее число локомотивов и вагонов в стиле стримлайн разработал Отто Кулер. В 1932 году он был назначен консультантом по дизайну в American Locomotive Company. В своей автобиографии Кулер писал: «Моей главной целью как художника было угодить не индустрии, а публике. Мальчишка, который есть в каждом взрослом мужчине, очаровывается видами и звуками поездов, и я хотел удовлетворить жажду волнения и романтики в этих любителях поездов». Всемирную славу Кулеру принесла работа над поездом Twin Cities Hiawathaдля железной дороги Milwaukee Road. Отличительной чертой поезда стал обзорный вагон с характерной наклонной плоскостью, из-за которой он получил название «Бобровый хвост» – Beaver tail (рис. 9).

frnthiaw.jpg

Рис. 9. Задний вид вагона «Бобровый хвост» поезда Twin Cities Hiawatha


Специально для Milwaukee Road Кулер спроектировал и локомотив A4-4-2 Atlantic. Он был создан специально для легкого поезда из пяти-шести пассажирских вагонов и считался самым быстрым паровозом, когда-либо построенным в США. Локомотивы A4-4-2 Atlantic были оснащены обтекаемым металлическим кожухом, скрывающим рабочие части. На передней части была размещена стальная эмблема в виде крыльев, символизирующая скорость и полет (рис. 10). 

852i752u7204i7290484.jpg

Рис. 10. Внешний вид локомотива A 4-4-2 Atlantic


Последние поезда в стиле стримлайн модерн

В 1947 году были представлены новые поезда железной дороги Milwaukee Road – Olympian Hiawatha. Разработкой этих поездов занимался Брукс Стивенс, которого газета The New York Times назвала «главной силой в промышленном дизайне». Главной особенностью поездов, построенных компанией Pullman-Standard, стали хвостовые обзорные вагоны, получившие название Skytop Lounge (рис. 11). Эти вагоны были призваны заменить прежние обзорные вагоны поездов Milwaukee Road – «Бобровые хвосты». Закругленная задняя часть новых вагонов на 90% была сделана из стекла, причем ряды окон заходили даже на потолок. В хвостовой части вагона с панорамным остеклением были установлены 12 сидений, а еще 24 места – в основном салоне вагона. Интерьер вагона был декорирован деревянными панелями, характерными для дизайна поездов Milwaukee Road.

Без названия.jpg

Рис. 11. Салон вагона Skytop Lounge поезда Olympian Hiawatha


Поезд Olympian Hiawatha стал последним в серии локомотивов и вагонов в стиле стримлайн модерн на железных дорогах в США. Объединив принципы аэродинамики и технологии, американские промышленные дизайнеры в 1930-х годах создали целое поколение поездов, во внешнем виде которых были учтены модные черты ар-деко. Новый облик железных дорог способствовал возвращению пассажиров на железную дорогу. Несмотря на то, что эпоха поездов в стиле стримлайн модерн подошла к 1950-м годам к завершению, заложенные в них принципы аэродинамики на всегда изменили облик железных дорог во всем мире.

26 февраля, 2024