Великая депрессия и промышленный дизайн
Начиная с 1920-х годов железнодорожная отрасль США оказалась в сложном положении. Оно было вызвано комплексом причин: особенностями государственного регулирования отрасли, отсутствием инвестиций в железную дорогу, сокращением пассажирских перевозок из-за растущей популярности альтернативных видов транспорта. В эти годы велось активное дорожное строительство, массовыми становились личные автомобили, началось стремительное развитие гражданской авиации. Еще сильней по железным дорогам США ударила Великая депрессия – мировой экономический кризис, который начался с биржевого краха в октябре 1929 года и продолжался около 10 лет. В результате к 1934 году количество пассажиров на железнодорожном транспорте США сократилось по сравнению с докризисным уровнем в два раза.
Великая депрессия стала толчком к развитию промышленного дизайна в железнодорожном машиностроении. Из-за низкой покупательской способности и последовавшего за ним роста конкуренции среди производителей компании стали уделять повышенное внимание внешнему виду своей продукции. Несмотря на консерватизм, который был присущ руководству американских железных дорог, было принято решение, что с целью переломить ситуацию и вернуть пассажиров на железнодорожный транспорт необходимы кардинальные изменения во внешнем облике подвижного состава. Железные дороги США стали активно приглашать к себе на работу промышленных дизайнеров. Перед ними была поставлена задача полностью поменять вид поездов, показав, что железнодорожная отрасль по-прежнему остается символом технологического величия страны. В основе дизайна новых локомотивов и вагонов стал проявляться стиль стримлайн модерн.
Стримлайн модерн в машиностроении
Стримлайн модерн – направление в архитектуре и промышленном дизайне в рамках стиля ар-деко. Официальной датой рождения стиля ар-деко считается 1925 год – в этот год в Париже проходила Международная выставка декоративного и промышленного искусства. Новое стилевое течение отражало стремление науки и техники к техническому прогрессу и высоким скоростям. Одним из символов ар-деко стали самолеты и дирижабли, в чьих конструкциях стали использовать не ткань и древесину, а алюминий. Таким образом, отличительной чертой промышленного дизайна в стиле стримлайн модерн стали обтекаемые изогнутые формы и длинные горизонтальные линии, характерные для летательных аппаратов. Название нового стилевого течения также было позаимствовано из терминологии аэродинамики: streamline – линия обтекания.
В железнодорожном машиностроении принципы, заложенные в стиле стримлайн модерн, приобрели не только эстетический характер, но и имели важную практическую значимость. Благодаря обтекаемым формам было сокращено сопротивление воздуха, чтопозволилозначительноувеличитьскоростижелезнодорожноготранспорта.Интересно, что при проектировании и испытаниях с новыми локомотивами проводили специальные опыты в аэродинамических трубах.
В 1934 году на железнодорожную сеть США вышли два первых стримлайн-поезда – M-10000 и Pioneer Zephyr (рис. 1). Их успех у пассажиров определил новый облик американских железных дорог на десятилетие вперед.
Рис. 1. Поезда M-10000 (слева) и Pioneer Zephyr (справа)
Поезд M10000 был построен компанией Pullman-Standardпозаказужелезнойдороги Union Pacific Railroad. За внешний облик поезда отвечал инженер Уильям Бушнелл Стаут – один из первых конструкторов цельнометаллических самолетов. Поезд M-10000 состоял из трех вагонов: головного моторного вагона с почтово-багажным отделением и двух пассажирских вагонов, рассчитанных на 120 сидячих мест (рис. 2). В хвосте второго пассажирского вагона размещался буфет. Из соображений безопасности, чтобы приближающийся поезд был заметен издалека, состав получил яркую канареечно-коричневую ливрею. Впоследствии это цветовое решение стало стандартом для всех поездов Union Pacific Railroad.
Рис. 2. Внешний вид поезда М-10000 из патента
Поезд PioneerZephyr был построен на заводе The Budd Companyдляжелезнойдороги Burlington & Quincy Railroad. Pioneer Zephyr стал первым дизель-поездом на железных дорогах США. За экстерьер поезда отвечал авиаконструктор Альберт Гарднер Дин. В первоначальной конфигурации Pioneer Zephyr так же, как и M-10000, состоял из трех вагонов, однако его пассажировместимость была значительно меньше – поезд мог вместить только 72 пассажира (рис. 3). Корпуса вагонов были выполнены из непокрашенной нержавеющей стали, благодаря чему поезд получил непривычный для железной дороги того времени серебряный цвет. В хвосте последнего вагона было реализовано панорамное остекление, дающее не только широкий обзор для пассажиров, но и создающее необычный интерьер в салоне вагона. Такое панорамное остекление хвостовых вагонов стало визитной карточкой поездов, сконструированных в стиле стримлайн модерн. Впоследствии такие вагоны получили название «обзорный вагон» (observationcar).
Рис. 3. Схема поезда Pioneer Zephyr из патента
Локомотивы Раймонда Лоуи
Большой вклад в новый облик железных дорог США внес художник и промышленный дизайнер Раймонд Лоуи. Его сотрудничество с железной дорогой Pennsylvania Railroad началось в 1934 году с улучшения эстетики электровоза GG-1. В результате модернизации электровоз получил обтекаемый гладкий сварной корпус, выкрашенный в темно-зеленый цвет и украшенный золотыми полосами, напоминающими кошачьи усы (рис. 4). Комментируя свою работу, Лоуи отмечал, что «даже грубая мощь может иметь изящный внешний вид, оставаясь при этом монстром силы». Следующим проектом Лоуи в стиле ар-деко стал паровоз S-1 (рис. 5). Паровоз класса Pennsylvania Railroad S-1 стал самым большим пассажирским локомотивом с жесткой рамой из когда-либо построенных в США.
Рис. 4. Внешний вид локомотива GG-1
Рис. 5. Внешний вид локомотива S-1 из патента
Паровоз S-1 стал гордостью американской железной дороги, и его активно использовали в рекламных кампаниях. В 1939–1940 годах паровоз S-1 был выставлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке, причем на нем была надпись American Railroads, а не Pennsylvania Railroad (рис. 6). На протяжении 10 лет Раймонд Лоуи разрабатывал внешний вид и интерьеры целой серии пассажирских поездов для железной дороги Pennsylvania Railroad, в том числе и популярного Broadway Limited. Pennsylvania Railroad заказала у компании Pullman Standard свыше 50 пассажирских вагонов с обтекаемым дизайном от Лоуи. Эти поезда вошли в историю под названием «Флот модернизма» (Fleet of Modernism).
Рис. 6. Локомотив S-1 на Всемирной выставке в Нью-Йорке
Поезда Генри Дрейфуса
Главным соперником Раймонда Лоуи был промышленный дизайнер Генри Дрейфус. Он работал на основного конкурента PennsylvaniaRailroad – железную дорогу New York Central Railroad. Примечательно, что, в отличие от железной дороги Pennsylvania Railroad, которая не подходила к вопросу промышленного дизайна локомотива и вагонов как к единой задаче, составы New York Central Railroad выдерживались в единой ливрее серого тона. В 1936 году Дрейфус разработал «поезд завтрашнего дня», получивший название «Меркурий» (Mercury). Внешний вид поезда был оформлен в серый цвет с отделкой из матового алюминия. Гладкий обтекатель локомотива закрывал все наружные трубы, свистки и другие выступающие детали (рис. 7). Только в одном месте был предусмотрен вырез для демонстрации ведущих колес. На каждой стороне вагонов был изображен логотип поезда в виде серебряного медальона с богом Меркурием в крылатом шлеме и сандалиях. Это был первый поезд, в котором промышленный дизайн в стиле ар-деко был воплощен не только в экстерьере, но и в интерьере. Дрейфус хотел воссоздать в салоне поезда атмосферу частного клуба, стремясь при этом зрительно смягчить стандартную длинную узкую форму обычного железнодорожного вагона.
Рис. 7. Внешний вид поезда «Меркурий»
К 1938 году Дрейфус обновил и флагман NewYorkCentral –поезд20thCenturyLimited. Новый обтекаемый облик поезда в серебряном цвете стал символом элегантности на железной дороге. Дрейфус подошел к работе над поездом комплексно, разработав дизайн даже для таких деталей, как обеденный фарфор, столовое серебро и пепельницы. Для обновленного поезда Дрейфус подготовил также стримлайн-локомотив J-3A. 20th Century Limited рекламировался как «самый известный поезд в мире». Образ же J-3A стал одним из самых знаменитых в США (рис. 8).
Рис. 8. Внешний вид локомотива J-3A
Отто Кулер: «Угодить не индустрии, а публике»
По оценке газеты Trains, наибольшее число локомотивов и вагонов в стиле стримлайн разработал Отто Кулер. В 1932 году он был назначен консультантом по дизайну в American Locomotive Company. В своей автобиографии Кулер писал: «Моей главной целью как художника было угодить не индустрии, а публике. Мальчишка, который есть в каждом взрослом мужчине, очаровывается видами и звуками поездов, и я хотел удовлетворить жажду волнения и романтики в этих любителях поездов». Всемирную славу Кулеру принесла работа над поездом Twin Cities Hiawathaдля железной дороги Milwaukee Road. Отличительной чертой поезда стал обзорный вагон с характерной наклонной плоскостью, из-за которой он получил название «Бобровый хвост» – Beaver tail (рис. 9).
Рис. 9. Задний вид вагона «Бобровый хвост» поезда Twin Cities Hiawatha
Специально для Milwaukee Road Кулер спроектировал и локомотив A4-4-2 Atlantic. Он был создан специально для легкого поезда из пяти-шести пассажирских вагонов и считался самым быстрым паровозом, когда-либо построенным в США. Локомотивы A4-4-2 Atlantic были оснащены обтекаемым металлическим кожухом, скрывающим рабочие части. На передней части была размещена стальная эмблема в виде крыльев, символизирующая скорость и полет (рис. 10).
Рис. 10. Внешний вид локомотива A 4-4-2 Atlantic
Последние поезда в стиле стримлайн модерн
В 1947 году были представлены новые поезда железной дороги Milwaukee Road – Olympian Hiawatha. Разработкой этих поездов занимался Брукс Стивенс, которого газета The New York Times назвала «главной силой в промышленном дизайне». Главной особенностью поездов, построенных компанией Pullman-Standard, стали хвостовые обзорные вагоны, получившие название Skytop Lounge (рис. 11). Эти вагоны были призваны заменить прежние обзорные вагоны поездов Milwaukee Road – «Бобровые хвосты». Закругленная задняя часть новых вагонов на 90% была сделана из стекла, причем ряды окон заходили даже на потолок. В хвостовой части вагона с панорамным остеклением были установлены 12 сидений, а еще 24 места – в основном салоне вагона. Интерьер вагона был декорирован деревянными панелями, характерными для дизайна поездов Milwaukee Road.
Рис. 11. Салон вагона Skytop Lounge поезда Olympian Hiawatha
Поезд Olympian Hiawatha стал последним в серии локомотивов и вагонов в стиле стримлайн модерн на железных дорогах в США. Объединив принципы аэродинамики и технологии, американские промышленные дизайнеры в 1930-х годах создали целое поколение поездов, во внешнем виде которых были учтены модные черты ар-деко. Новый облик железных дорог способствовал возвращению пассажиров на железную дорогу. Несмотря на то, что эпоха поездов в стиле стримлайн модерн подошла к 1950-м годам к завершению, заложенные в них принципы аэродинамики на всегда изменили облик железных дорог во всем мире.
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»