Моторы развития: создание двигателестроительного кластера в Коломне расширит компетенции ТМХ

slide

Силовая установка – ключевой компонент любого тягового подвижного состава, и дизельные двигатели традиционно играют важнейшую роль в агрегатах различного назначения. После ухода с российского рынка ряда зарубежных производителей дизель-генераторов отечественные поставщики могут занять его существенную часть, для чего потребуется выпускать востребованные модели, которые также найдут применение в других отраслях, включая судостроение и энергетику. Будучи одним из крупнейших центров двигателестроительных компетенций, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) создает в Коломне специальное научно-производственное объединение, которое позволит решить эти задачи.

Технологический суверенитет двигателестроения

Коломенский завод является единственным в России производителем магистральных пассажирских тепловозов и электровозов постоянного тока и ключевым поставщиком среднеоборотных дизельных двигателей. С 2018 года на предприятии проводится крупномасштабная инвестиционная программа по техническому перевооружению производства, объем которой превышает 12,5 млрд рублей. Многолетняя работа по развитию и модернизации производства, локализации ключевых компонентов дизельных двигателей с привлечением как собственных, так и целевых заемных средств Фонда развития промышленности продолжится в 2023–2027 годах.
В ходе реализации инвестпрограммы за несколько лет приобретено более 200 единиц нового высокотехнологичного металлообрабатывающего оборудования, обновлен парк грузоподъемной техники, внедрены энергосберегающие технологии на объектах энергетического комплекса, построено здание Инжинирингового центра двигателестроения ТМХ (ИЦД), модернизирован участок обработки блоков цилиндров, организован центр компетенции по производству компонентов топливной аппаратуры по новой технологии, исключающей «ручную» доводку комплектов. Также крупную реорганизацию, ремонт и модернизацию прошел машиносборочный цех, который теперь может обеспечить сборку двигателей с учетом увеличения объемов производства.

009-DSC02766.jpg


Во втором полугодии, к 160-летнему юбилею завода, будет введен в эксплуатацию современный центр испытания дизелей – наиболее масштабный проект технического перевооружения предприятия. В текущем году инвестиции в развитие производства составят более 8,6 млрд рублей, а их общий объем за пять лет превысит 26 млрд рублей. Инвестпрограмма позволит обеспечить технологический суверенитет двигателестроения, практически полную локализацию производства и вывод на рынки новых видов продукции, востребованной заказчиками в условиях отсутствия поставок из недружественных стран. Будут организованы центры компетенций по изготовлению компонентов цилиндропоршневой группы и коленчатых валов, участки комплексных линий по изготовлению вкладышей и шатунных втулок, распределительных валов, приводов насосов. Предусмотрена модернизация инфраструктуры, разработка новых модификаций двигателей (в том числе и на альтернативных видах топлива) для перспективных моделей новой техники в различных областях промышленности: для локомотивов, кораблей и судов, электростанций (в том числе АЭС), для эксплуатации как в России, так и за рубежом.

Сосредоточение компетенций

В создаваемый в Коломне кластер войдут предприятия, которые обеспечивают весь цикл создания нового продукта – от научных исследований и разработок, инженерно-технического проектирования (такие как ВНИКТИ и ИЦД ТМХ), производства комплектующих изделий (ОАО «ДиМикрос», АО «Сомэкс», ООО НПФ «Технокомплект»), подготовки квалифицированных кадров (ГБПОУ МО «Коломна») до выпуска готовых изделий – двигателей и локомотивов (АО «Коломенский завод» и АО «УК «БМЗ»). Такое объединение позволит заместить импортную продукцию, нарастить технологический суверенитет и создать новые производственные мощности передового технического уровня. Объем вложений в производство составит около 26 млрд рублей, численность кластера – порядка 7,5 тыс. рабочих мест. Также около 1,3 млрд рублей планируется вложить в развитие образовательной и социальной инфраструктуры.
Среди продукции, которую планируется производить, – уникальные двигатели и дизель-генераторы, регуляторы частоты вращения и пусковые преобразователи. Они могут быть использованы для маневровых и магистральных тепловозов, судовой техники, а также на предприятиях атомной и малой энергетики, в том числе для замещения импортных аналогов из недружественных стран.

017-DSC09867.jpg


Кластер начнет работу до конца текущего года. В 2027 году планируется завершить ввод в эксплуатацию всех сопутствующих объектов социальной и образовательной инфраструктуры. Развитие производства на Коломенском заводе и «Пензадизельмаше», а также приобретение и модернизация Литейного завода «Петрозаводскмаш» позволили «Трансмашхолдингу» обеспечить высокую долю локализации по ключевым компонентам двигателей (свыше 50%), усовершенствовать технологию производства и улучшить эксплуатационные характеристики изделий, расширить модельный ряд за счет разработки и освоения выпуска новых двигателей. Например, был полностью переоснащен современным оборудованием цех топливной аппаратуры, которая существенным образом влияет на эксплуатационные показатели и надежность работы двигателей; в кооперации с ЛЗ «ПЗМ» впервые в России освоено серийное производство литых блоков цилиндров из высокопрочного чугуна; созданы производственные мощности по капитальному ремонту дизелей и локомотивов.
Целевыми объемами производства на ближайшие годы являются 1 150 двигателей на Коломенском заводе (650 новых и 500 прошедших капительный ремонт), а также 250 двигателей на «Пензадизельмаше». В ТМХ отмечают, что рыночный спрос со стороны транспортной, судостроительной и энергетической отраслей полностью соответствует этим планам. Заместитель генерального директора по управлению дизельным бизнесом ООО «ТМХ – Энергетические решения» Дмитрий Мирный пояснил, что реализация инвестпрограмм повысила экономическую эффективность производства двигателей даже несмотря на то, что процессы импортозамещения по определению являются высокозатратными.
«Безусловно, необходимо продолжить работу по совершенствованию технологии, повышению качества продукции, а также по внедрению инструментов производственных систем и цифровизации. Рыночная конъюнктура и открытый диалог с нашими заказчиками также позволяют быть уверенными в обеспечении такого уровня рентабельности выпуска, который бы позволил окупить инвестированные средства и продолжить вложения в дальнейшее развитие двигателестроительной отрасли», – заметил топ-менеджер.

Освоение новых рынков

Традиционными заказчиками продукции «Трансмашхолдинга» были транспортная и судостроительная отрасли со своими требованиями, предъявляемыми к двигателям и энергетическим установкам. Но с учетом санкционного давления, отсутствия поставок из недружественных стран и принятой в стране стратегии импортозамещения для холдинга открылись новые возможности на других рынках, например, распределенной энергетики.
Динамично развивается сотрудничество ТМХ с ГК «Росатом». В 2022 году стороны заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области поставок резервных дизель-генераторных установок (ДГУ) для российской атомной отрасли. Предусмотрено проектирование, изготовление, проведение испытаний, поставок и обслуживания ДГУ мощностью до 6,5 МВт для оснащения российских и зарубежных проектов «Росатома», а также новых направлений бизнеса госкорпорации, развиваемых в рамках политики импортозамещения. Разработки ТМХ в области ДГУ играют важную роль в создании систем резервного энергоснабжения, обеспечении бесперебойной и безопасной эксплуатации АЭС и других высокотехнологичных объектов. 
Производственной площадкой для реализации проектов выступает Коломенский завод, выпускающий ДГУ на базе среднеоборотных двигателей семейств Д49 и Д500.

DJI_0004.jpg


Успешно реализован пилотный проект по оснащению белорусского карьерного самосвала БЕЛАЗ-75304 грузоподъемностью 220 тонн дизель-генератором 16-36ДГ, созданным на Коломенском заводе. Восьмицилиндровый комбинированный дизельный двигатель спроектировали конструкторы Инжинирингового центра двигателестроения ТМХ в соответствии с требованиями заказчика по мощности и удельному расходу топлива. Среднеоборотный дизель-генератор 16-36ДГ полной мощностью 1 700 кВт по основным техническим характеристикам не уступает импортным аналогам, имеет больший ресурс и требует меньших затрат на техническое обслуживание и ремонт. Во втором полугодии 2023 года Коломенский завод поставит заводу «БЕЛАЗ» установочную партию двигателей объемом не менее 20 единиц.

Развитие линейки двигателей

В ходе реализации первого этапа инвестиционной программы был создан ряд новых изделий и семейств двигателей, что позволило обеспечить новыми энергетическими установками перспективные локомотивы ТМХ, которые позволят удовлетворить все требования заказчиков, в том числе по повышению мощностных характеристик и надежности продукции, а также использованию природного газа в качестве топлива.
Впервые созданный в России газопоршневой двигатель-генератор 9ГМГ предназначен для использования в газовом маневровом локомотиве ТЭМ29, выпуск первого опытного образца которого запланирован на ближайшие несколько лет. Одновременно на базе этого двигателя создана энергетическая установка 1-9ГМГ, которая уже серийно поставляется потребителям в отрасли распределенной энергетики. Планируется дальнейшее развитие линейки газопоршневых двигателей в мощностном диапазоне до 4 МВт. Двигатель 16ЛДГ220 и создаваемый на его базе газодизельный двигатель 16ГДГ220 обладают повышенными мощностными характеристиками, а также удовлетворяют требованиям экологического стандарта. Они предназначены для установки в новое семейство магистральных локомотивов ТЭ30, первые образцы которых будут построены и приступят к испытаниям уже в течение 2025 года.

16ЛДГ220.jpg


Дизель-генератор 18-9ДГМ является глубокой модернизацией традиционной линейки двигателей Д49. Обладая полностью отечественными комплектующими, он пред- назначен для замещения зарубежного двигателя в тяжелых магистральных локомотивах для поездов весом до 7 100 тонн на БАМе. Первые два новых локомотива 3ТЭ28 производства Брянского машиностроительного завода с этим двигателем успешно проходят испытания во ВНИКТИ, а серийные поставки тепловозов заказчику ожидаются в четвертом квартале текущего года.
Коломенский завод создал новую линейку дизельных силовых агрегатов Д500. Двигатели такого типа не производились в стране почти полвека, с 2024 года предприятие начинает их серийный выпуск. В 2025 году завод планирует вывести серию двигателей Д500 на международный рынок промышленных дизель-генераторов большой мощности – предусмотрена поставка 20 энергетических установок для Египта в рамках реализации совместного проекта по строительству атомных электростанций.
Линейка двигателей Д500 представляет собой три базовых агрегата: 12Д500 мощностью 4 412 кВт, 16Д500 мощностью 5 882 кВт и 20Д500 мощностью 7 350 кВт. Все три базовые модификации востребованы отечественной промышленностью. Универсальная конструкция новой линейки двигателей Д500 позволяет гибко применять энергетические установки как для оснащения кораблей, так и для применения на железных дорогах России, в атомной энергетике и других отраслях промышленности в сегменте мощностей до 10 000 л. с.
«Наши новые заказчики и партнеры задают основные направления развития двигателестроения – локализация ключевых компонентов двигателей для обеспечения полной импортонезависимости, расширение мощностного ряда энергетических установок, использование в качестве топлива природного газа и альтернативных источников энергии (водород, метанол, аммиак). Безусловным приоритетом является повышение надежности наших изделий, улучшение эксплуатационных характеристик и обеспечение качественного сервиса», –заключил Дмитрий Мирный.



25 августа, 2023