В июне 2017 года Правительство РФ одобрило Стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года, среди ключевых задач которой – насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией. Статья посвящена актуальности цифровизации в транспортном машиностроении, а также этапам перехода производства к работе по принципам «Индустрии 4.0». (Доступно в pdf версии)
История автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) насчитывает уже не один десяток лет. АСУ ТП применяются во всех отраслях реального сектора экономики: нефтегазовой, энергетической, металлургической, тяжелой промышленности и т. д. Транспортная инфраструктура не является исключением из общего правила и также во многом полагается на различную автоматику, а это – сотни тысяч различных микропроцессорных систем, без которых экономическая эффективность транспортной инфраструктуры была бы неконкурентоспособной. (Доступно в pdf версии)
По итогам III квартала 2017 года индексы ИПЕМ синхронно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Устойчивая положительная динамика сохраняется уже более 1,5 лет, что свидетельствует о восстановлении реального сектора от прошлых экономических потрясений. Локомотивом роста остаются добывающие секторы, результаты которых подкрепляются благоприятной конъюнктурой на экспортных рынках. Обрабатывающий сектор также растет, демонстрируя умеренно положительную динамику, однако в отраслевом разрезе ситуация не столь однозначна. Статистика инвестиций в основной капитал в текущем году выглядит оптимистично: за I полугодие текущего года наблюдается рост данного показателя, главным образом благодаря снижению общей макроэкономической неопределенности. (Доступно в pdf версии)
Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производство локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
В настоящее время отцепки вагонов в текущий ремонт по неисправностям колесных пар составляют 75% от общего количества, при этом наибольшая отцепка вагонов происходит из-за износа гребня колесной пары. По итогам 2016 года в текущий отцепочный ремонт (ТОР) по данной неисправности попали 351 989 (62% от общего количества) вагонов всех форм собственности. Рассмотрены меры по снижению отцепок вагонов в текущий ремонт по неисправностям колесных пар из-за износа гребня колесной пары. (Доступно в pdf версии)
На отечественных железных дорогах всегда остро стояла проблема ресурсообеспеченности колодочных тормозов и износа в трибологической паре «колесо-колодка», сохраняющая свою актуальность и в настоящее время. Она требует решения технико-экономических, технологических, металловедческих, трибологических задач, связанных с выбором износостойких фрикционных чугунов, выбором конструкции, оптимально приемлемой для установления на локомотив чугунных тормозных колодок при соблюдении экологически чистых технологий производства. Одной из задач является уменьшение изнашивания трущихся поверхностей. В Красноярском институте железнодорожного транспорта разработаны экспериментальные тормозные колодки с феррито-графитовой структурой чугуна, эффективность которых и снижение износа экспериментально подтверждены на Красноярской железной дороге. (Доступно в pdf версии)
Создаваемый по заказу ООО «Локомотивные технологии» проект «Умный локомотив» ставит перед собой амбициозную задачу автоматизировать не только расшифровку данных МСУ, но и процесс написания алгоритмов диагностики при помощи методов статистического анализа данных (BigData) и машинного обучения, что в конечном итоге позволит повысить объективность постановки диагноза за счет перехода от субъективного мнения диагноста к статистическому подтверждению скрытых для человеческого глаза закономерностей. С увеличением вычислительных мощностей компьютеров, современные методы обработки и анализа больших объемов информации находят применение в новых отраслях науки и техники. Применение методов BigData в совокупности с алгоритмами машинного обучения позволили по-новому взглянуть на процесс диагностирования локомотивов по данным бортовых микропроцессорных систем. (Доступно в pdf версии)
Литий-ионные аккумуляторы (ЛИА) – это обширное семейство продуктов, свойства отдельных представителей которого отличаются порой в десятки раз. В зависимости от того, какие параметры аккумулятора являются наиболее важными в конкретной технической системе, для нее будет оптимальным применение вполне определенной разновидности ЛИА. Более того, во многих случаях использование ЛИА экономически более эффективно, нежели использование традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов. В статье рассмотрены технико-экономические показатели применения литий-ионных аккумуляторов на рельсовом и колесном транспорте, а также их эксплуатации на объектах РЖД и других предприятий, связанных с железными дорогами России и городским транспортом. (Доступно в pdf версии)
В статье предложены технология поперечно-клиновой прокатки черновых вагонных осей и новое оборудование для ее осуществления. Рассмотрены теоретические основы прокатки указанных осей, обосновано достижение их высоких эксплуатационных свойств за счет деформационной сварки микрополостей и микротрещин в их поверхностных слоях и создания в них остаточных сжимающих напряжений, что в итоге обеспечивает увеличение усталостной прочности осей. Новый метод позволяет значительно увеличить производительность процесса, точность черновой оси, уменьшить припуски поковки, снизить расход металла и трудоемкость механической обработки чистовой вагонной оси. (Доступно в pdf версии)
Внедрение прорывных технологий в виде использования промышленных роботов, вакуума при термообработке, элементов искусственного интеллекта в неразрушающем контроле позволит совершить технологический прорыв при изготовлении деталей буксовых подшипников. При этом достигается повышение качества и эксплуатационной надежности буксовых подшипников при одновременном снижении экологической нагрузки на природу России. В статье рассмотрено внедрение в подшипниковой промышленности России инновационных технологий производства деталей буксовых подшипников на основе применения промышленных роботов, вакуума при термообработке и технологического оборудования с системами микропроцессорного управления. Приведены примеры промышленного применения «зеленых» технологий неразрушающего контроля деталей буксовых подшипников с использованием элементов искусственного интеллекта – технологии самообучающихся нейронных сетей. Сделан вывод о необходимости использования принципа наилучших доступных технологий в области неразрушающего контроля скрытых технологических дефектов на деталях буксовых подшипников. (Доступно в pdf версии)
Принятая в 2011 году подпрограмма развития дизелестроения ФЦП «НТБ» поставила задачу перед компаниями создать современные дизельные двигатели, соответствующие мировому уровню. Между ОАО «Пензадизельмаш» и Минпромторгом России был заключен госконтракт, в рамках которого разработаны базовые модификации модельного ряда среднеоборотных дизельных двигателей и дизель-генераторных установок в мощностном диапазоне 500–1 500 кВт. В статье описан процесс создания типоразмерного ряда среднеоборотных дизельных двигателей Д200, которые разрабатывались и изготавливались на ОАО «Пензадизельмаш» в рамках ФЦП с 2011 по 2015 год. Представлены основные технические характеристики основного дизеля 1-6Д200 (6ЧН20/28), методы и средства проектирования базовых деталей, описаны перспективы его использования в тепловозостроении, малой энергетике и судостроении. (Доступно в pdf версии)
В конце августа в шестой раз площадка Экспериментального кольца в Щербинке гостеприимно раскрыла свои ворота для проведения Международного железнодорожного салона техники и технологий Expo 1520. Это крупнейший форум на пространстве 1520, который занял прочное место в ряду ведущих выставок железнодорожного и городского рельсового транспорта в мире. (Доступно в pdf версии)
Развитие цифровых технологий – ключевое направление в отрасли, и их значение будет только возрастать. Управление активами компании – еще одно направление, которое в ближайшие десятилетия потребует улучшения в соответствии с возможностями дигитализации. Оптимизация энергопотребления в железнодорожной отрасли – долгосрочная и актуальная цель, несмотря на то, что железнодорожный транспорт является одним из наиболее экономичных видов транспорта. (Доступно в pdf версии)
По итогам II квартала 2017 года индексы ИПЕМ продемонстрировали положительные результаты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Восстановление реального сектора от прошлых экономических потрясений сохраняется шестой квартал подряд. Однако косвенные показатели указывают, что тренд на восстановление экономики хрупок и продиктован в большей степени ценовой конъюнктурой на энергоносители. (Доступно в pdf версии)
В ближайшие несколько лет в России планируется начать строительство первой специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). В 2015 году были сформированы, а в 2017 году актуализированы технические требования для высокоскоростного подвижного состава. Их разработка производилась с учетом мирового опыта по эксплуатации высокоскоростных поездов, а также опыта организации движения на линии Москва – Санкт-Петербург (подвижной состав Velaro RUS, Siemens). (Доступно в pdf версии)
В числе стратегических целей «Российских железных дорог» – организация постоянного движения высокоскоростных поездов со скоростью на отдельных участках до 400 км/ч по направлению Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга. Для достижения поставленной цели требуется решить комплекс задач, условия которых должны учитывать эксплуатационные, природно-климатические, инженерно-геологические и другие особенности проектируемого участка железнодорожной линии. Необходимо разработать требования, предъявляемые к объектам инфраструктуры высокоскоростных магистралей и подвижному составу. (Доступно в pdf версии)
В различных странах существует большое количество систем, оборудования и программного обеспечения для мониторинга технического состояния локомотивов, их производительности и потребления ими топливно-энергетических ресурсов. В статье описаны некоторые комплексные решения, разработанные производителями железнодорожного подвижного состава и эксплуатирующими организациями в таких передовых странах, как Германия, США, Канада и Россия. (Доступно в pdf версии)
В железнодорожном машиностроении с 2013 года (а по отдельным подотраслям – с 2012 года) наблюдалось сокращение выпуска подвижного состава, но в 2016 году произошел перелом: производство стало расти. Однако о выходе отрасли из кризисного состояния говорить преждевременно. Ситуация в секторе осложняется сокращением спроса на подвижной состав, что уже привело к снижению интенсивности развития отечественных предприятий и инвестиционной привлекательности рынка, сокращению высококвалифицированного персонала и доходов компаний. При существующем векторе развития отрасли, направленном по большей части на внутренний рынок, предпосылок для ее активизации и роста заказов на продукцию и услуги российских компаний пока нет. В мировой практике распространен подход, согласно которому в сложившейся ситуации стоит обратиться к государственной политике по стимулированию экспорта. (Доступно в pdf версии)
Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производственные показатели локомотивов и вагонов. Экономические показатели представлены информацией: сколько отгружено товаров собственного производства предприятиями транспортного машиностроения, выполнено работ и услуг собственными силами. (Доступно в печатной версии)
Внедрение международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (ISO/TS 22163) на предприятиях отечественного машиностроения железнодорожного транспорта повлекло за собой изучение таких дисциплин, как управление безотказностью, готовностью, ремонтопригодностью и безопасностью продукции, включая управление стоимостью жизненного цикла изделий (RAMS/LCC), проектный менеджмент, управление конфигурацией и т. д. Значительная работа на предприятиях была проделана по внедрению RAMS/LCC: разработка нормативной базы, реорганизация деятельности, повышение квалификации сотрудников, включая участие в зарубежных семинарах и обмен опытом. (Доступно в pdf версии)
Инженерами подразделения Bussmann, входящего в корпорацию Eaton, были разработаны специальные плавкие вставки, которые долговременно работают на подвижном составе, а также предложен алгоритм подбора нужного предохранителя. (Доступно в pdf версии)
Перед инженерами Брянского машиностроительного завода (АО «УК «БМЗ») была поставлена задача создать на производственных мощностях тепловоз, предназначенный для эксплуатации поездов повышенного веса на линиях со сложным профилем пути. Для развития этого направления в холдинге были сконструированы опытные образцы магистральных тепловозов 3ТЭ25К2М. Сегодня этот локомотив – самый мощный тепловоз на территории бывшего Советского Союза, который может эффективно обеспечить грузовые перевозки на Дальнем Востоке России. (Доступно в pdf версии)
Указами Президента 2017 год в России объявлен годом экологии, а также утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Для реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности необходим переход промышленных предприятий-производителей, в том числе буксовых подшипников, на инновационные, ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. (Доступно в pdf версии)
Предложение о постройке «Специального железнодорожного круга» для опытов с локомотивами выдвинул сотрудник Научно-исследовательского института реконструкции тяги (НИИРТ) А.И. Долинжев, опираясь на высказанную еще в 1901 году идею профессора Ю.В. Ломоносова, основоположника исследований служебных характеристик локомотивов в эксплуатации, о необходимости специального замкнутого железнодорожного пути с горизонтальным профилем для исследования параметров паровозной тяги. Практическое воплощение идея получила в 1932 году при создании Экспериментального кольца, целью которого стало проведение испытаний подвижного состава и других технических средств в реальных условиях. Так 85 лет назад впервые в мировой практике была создана экспериментальная база, позволившая соединить лабораторную точность исследований с реальными эксплуатационными условиями испытаний. (Доступно в pdf версии)
По итогам I квартала 2017 года наблюдается рост индексов ИПЕМ. Положительная динамика спроса демонстрирует устойчивый характер третий квартал подряд, что свидетельствует о постепенном восстановлении экономики. Однако по-прежнему стоит проявлять осторожность в оценке устойчивости наметившегося роста: без реального притока инвестиций любой рост будет кратковременным. Его драйверами продолжают выступать добывающие и низкотехнологичные отрасли. Растущие потребности со стороны ОПК на цветные металлы нивелируют общее сжатие спроса в среднетехнологическых отраслях, которые по итогам отчетного периода прекратили падение. Высокотехнологичные отрасли пока продолжают оставаться в отрицательной зоне приростов. Положительными признаками можно считать стабилизацию на валютном рынке, а также рост цен на энергоносители, которые подстегнули экспорт сырья из России. В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу I квартала на основании индексов, разработанных ИПЕМ. Даны основные результаты расчета индексов со снятием сезонного фактора, а также в разрезе отраслевых групп. Представлен подробный анализ системообразующих отраслей промышленности России, в том числе топливно-энергетического комплекса. Выявлены основные факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на развитие промышленности в конце 2016 года. Также приводятся основные макроэкономические индикаторы состояния российской промышленности. (Доступно в pdf версии)
Трансфер технологий играет важную роль в мировой железнодорожной отрасли, в области инфраструктуры и подвижного состава, поскольку выступает основной формой продвижения инноваций от этапа разработки до коммерческой реализации. В это понятие входят различные способы превращения идеи в коммерческий продукт: передача патентов, технической документации, обмен научными разработками, создание совместных предприятий и прочее. В рамках статьи раскрываются вопросы, касающиеся сущности трансфера технологий, его роли в инновационном развитии транспортного машиностроения стран ЕАЭС на примере проектов компании Молинари. (Доступно в pdf версии)
Добровольная сертификация продукции широко и эффективно используется странами Евросоюза с целью повышения ее качества, развития конкуренции и оказания содействия потребителям в поиске и получении того, что соответствует их потребностям. Само появление и развитие системы добровольной сертификации было обусловлено необходимостью решения задачи обеспечения высокого качества продукции в пространстве общего рынка. Повышение качества продукции с целью удовлетворения требований потребителей и повышение ее конкурентоспособности продолжает оставаться одной из острых и актуальных проблем экономики. Как показывает зарубежный опыт, значительную роль в решении этой проблемы занимает добровольная сертификации продукции. В нашей стране система не получила широкого распространения и действует не эффективно. Статья посвящена проблеме повышения эффективности систем добровольной сертификации на рынке продукции железнодорожного назначения и развития системы в рамках НП «ОПЖТ». (Доступно в pdf версии)
Качество изготовления и состояние зубчатых колес тяговых передач железнодорожного подвижного состава всегда находились в центре внимания специалистов машиностроительных, ремонтных и эксплуатационных предприятий, институтов и ПКБ, поскольку от их надежности во многом зависит работоспособность всего тягового привода. Вместе с развитием исследований тяговых зубчатых передач совершенствовались нормативные документы, содержащие технические требования к зубчатым колесам локомотивов и моторвагонного подвижного состава. В связи с вводом обязательной сертификации указанных зубчатых колес необходимо откорректировать некоторые требования с учетом их целесообразности и достоверной реализации на практике. В редакции ГОСТ 30803-2014 в целом сохранена преемственность в развитии технических требований на зубчатые колеса тягового подвижного состава, унаследованных от предыдущих нормативных документов. Однако в последней редакции стандарта вызвали острую дискуссию вопросы проведения испытаний на изгибную и контактную усталостную прочность зубьев, становящихся обязательными в связи с введением в 2017 году ТР ТС 001/2011. В связи с этим в качестве продолжения оптимизации и систематизации требований рекомендуется ввести распределение видов испытаний на усталостную изгибную прочность зубьев в зависимости от класса тягового привода, типа зубчатого зацепления и вида термоупрочнения зубьев, а контактную усталостную прочность зубьев определять расчетным методом согласно ГОСТ 21354-87. (Доступно в pdf версии)
В статье рассмотрены пути повышения коэффициента мощности, как показателя энергетической эффективности, на электровозах переменного тока. Озвучены достоинства и недостатки применения разных способов и ряда технических решений повышения энергетической эффективности на электровозах переменного тока с коллекторными тяговыми двигателями. Раскрыта проблема реализации применения компенсаторов реактивной мощности на Российских локомотивах. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Энергетическая стратегия России на период до 2030 года определяют энергоэффективность как один из главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной политики. Наиболее энергоемкой отраслью, имеющей особое стратегическое значение для страны, является железнодорожный транспорт. (Доступно в pdf версии)
Согласно реформе с 1 июля 2014 года бóльшая часть функций технического обслуживания и ремонта (ТОиР) локомотивов передана сервисным компаниям. В настоящее время почти 15 тыс. секций локомотивов ОАО «РЖД» (более 70% парка ТПС) в рамках 40-летнего контракта обслуживают и ремонтируют предприятия, входящие в ГК «ЛокоТех», с прямой зависимостью доходов сервисной компании от фактически выполняемой локомотивами работы. В статье рассмотрено важное направление повышения эффективности сервисной системы технического обслуживания и ремонта локомотивов: создание в сервисных локомотивных депо информационно-управляющей системы АСУ «Сетевой график» (АСУ СГ). Описаны основные функции АСУ СГ. Особое внимание уделено реализации в АСУ СГ методов международных стандартов управления качеством по принципу «Встроенное качество», при котором алгоритмы и формулы инкапсулируются в программное обеспечение. Рассмотрен пример инкапсуляции применительно к управлению неснижаемым запасом на складе. Описан опыт внедрения АСУ СГ и возникающие при этом проблемы. Показана технико-экономическая эффективность АСУ СГ, описаны источники эффекта. (Доступно в pdf версии)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Предложен способ продления срока службы стрелочных переводов за счет формирования нового поперечного профиля головки рамного рельса. Дана качественная и техническая оценки внедрения этого способа. Среди проблем, связанных с решением задач по обеспечению безопасности и бесперебойности перевозочного процесса при минимизации затрат на приобретение и эксплуатацию технических средств, важное место занимают вопросы рационального использования и технического обслуживания стрелочных переводов как наиболее сложных и дорогих, а также проблемы конструкций верхнего строения пути. (Доступно в pdf версии)
Одна из самых массовых серий – маневровый тепловоз ТЭМ18ДМ – выпускается на АО «УК «БМЗ» с 2007 года, но нужно идти в ногу со временем, поэтому в конце 2014 года возникла идея сконструировать маневровый тепловоз нового поколения. В статье изложены результаты ТЭМ28, рассматриваются основные технические характеристики, конструкционные особенности. Подробно раскрываются пункты, описывающие модули дизельного помещения, кабины, тормозного оборудования, тележки и системы управления. (Доступно в pdf версии)
Для грузопассажирского двухсекционного тепловоза ТГ16М производства ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» в 2014 году в рамках эксплуатации на Сахалинской железной дороге по заказу ОАО «РЖД» на ООО «Уральский дизель-моторный завод» была создана модификация дизеля 12ДМ-21Л мощностью 1 470 кВт. После конструкторской разработки и сборки первого образца были проведены опытно-доводочные испытания по снятию гидравлической характеристики дизеля с турбокомпрессорами TPS48 с целью получения минимального эффективного удельного расхода топлива. В этом же году по результатам приемочных испытаний дизель был сдан комиссии ОАО «РЖД» и отправлен на тепловозостроительный завод. В статье изложены результаты испытаний турбокомпрессоров TPS48D-01 производства фирмы ABB (Швейцария) в составе дизеля 12ДМ21Л. Приведены результаты замеров и расчет параметров с двумя вариантами сопловых аппаратов, построена гидравлическая характеристика дизеля. (Доступно в pdf версии)
Стрелочный перевод – одна из наиболее сложных, многоэлементных деталей верхнего строения пути, подверженная воздействию различных неблагоприятных природных и силовых факторов. Наиболее уязвимым местом при его эксплуатации является механизм перевода остряков в положения «прямое» и «боковое». Перевод осуществляется с помощью привода, устанавливаемого за пределами рельсовой колеи, и рабочей тяги, расположенной внутри колеи и соединяющей между собой остряки. При движении поездов возможны случаи повреждения рабочей тяги стрелочного перевода волочащимися за составом грузами, элементами крепления грузов, а также поврежденными узлами и деталями вагонов. В результате такого воздействия происходит отвод остряка от рамного рельса, что повышает вероятность попадания гребня колеса между остряком и рамным рельсом, которое влечет за собой сход колесной пары. Для защиты рабочей тяги на стрелочных переводах перед остряками устанавливают специальные устройства – отбойные брусья. В статье приведены результаты моделирования аэродинамического воздействия высокоскоростного поезда «Сапсан» на отбойные брусья различной конструкции, разработана оптимальная конструкция отбойного бруса для защиты путевых обустройств расположенных внутри рельсовой колеи. (Доступно в pdf версии)
Прошло 15 лет с того момента, как был основан «Трансмашхолдинг», ставший к настоящему моменту крупнейшим на отечественном рынке производителем железнодорожных транспортных средств. В юбилейной статье о достижениях Холдинга. (Доступно в pdf версии)
Интервью с Всеволодом Петровичем Бабушкиным, заместителем директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России, о мерах государственной поддержки транспортного машиностроения в 2016 году и планах на текущий год. (Доступно в pdf версии)
В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу IV квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. После нескольких лет падения промышленности в России в конце 2016 года наметился ее незначительный рост. Темпы роста индекса ИПЕМ-производство находятся на стабильно высоких уровнях (+3,1% – в IV квартале 2016 года к аналогичному периоду прошлого года). Показатель спроса по итогу квартала также вышел в положительную зону приростов (+1,8%). Однако динамика по секторам достаточно неоднородная. Драйверами роста выступают добывающий и низкотехнологичный сектора экономики. Положительными признаками можно считать рост цен на энергоносители (нефть и уголь), которые подстегнули экспорт сырья из России. Продолжающийся инвестиционный процесс в отдельных высоко- и среднетехнологичных отраслях промышленности не позволяет этим секторам глубоко просесть по итогам рассматриваемого периода. В автопроме в конце 2016 года наметилось восстановление рынка: сектор продемонстрировал рост выпуска продукции. (Доступно в pdf версии)
Международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS был разработан в 2006 году Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) по инициативе крупнейших производителей железнодорожной техники: Alstom Transport, Siemens, AnsaldoBreda, Bombardier Transportation. Стандарт получил широкое распространение: выдано 1 508 сертификатов в 51 стране, из них 113 сертификатов – в России. В настоящее время в связи с эволюцией стандарта ведутся работы по интеграции IRIS в систему Международной организации по стандартизации ISO. (Доступно в pdf версии)
2016-й стал годом суровых испытаний, новых надежд для транспортного машиностроения России и рекордов по ряду показателей. И если у отдельных подотраслей получилось справиться с возникшими трудностями и найти пути решения, то другим для выхода из кризиса необходима поддержка государства. В статье представлен обзор транспортного машиностроения России в 2016 году с разбивкой по ключевым подотраслям, проанализированы проблемы и достижения отрасли и спрогнозированы основные векторы развития на ближайшую перспективу. (Доступно в pdf версии)
На Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» станции Щербинка в декабре 2016 года завершились сравнительные испытания 4-х типов безбалластных конструкций пути – LVT (РЖДстрой, Россия), FFB (MaxBogl, Германия), NBT (Alstom, Франция), EBS (Tines, Польша). Они проводились в соответствии с программой и методикой полигонных испытаний, утвержденной ОАО «РЖД». Пропущенный тоннаж по опытному участку из 4-х конструкций составил 600 млн т брутто. В статье кратко описана технология строительства опытных конструкций. Представлены результаты сравнительных испытаний в части геометрии рельсовой колеи, состояния рельсовых скреплений, дефектности бетонного слоя. Оценены трудозатраты на текущее содержание опытных конструкций безбалластного пути и дана их сравнительная оценка. (Доступно в pdf версии)
В статье рассматривается вопрос о возможности дальнейшего увеличения осевых нагрузок грузовых вагонов. Показано, что вагоны с осевой нагрузкой 25 тс не оказывают повышенного воздействия на железнодорожный путь как в новом состоянии, так и с пробегом 300 тыс. км. Рассмотрены критерии, выполнение которых позволяет увеличивать осевую нагрузку грузовых вагонов с обеспечением не превышения нормативных значений по воздействию вагонов на инфраструктуру. Показано, что в диапазоне скоростей движения до 90 км/ч увеличение прогиба рессорного подвешивания до 90 мм может позволить иметь осевую нагрузку 28 тс. Проведено сравнение технико-экономических характеристик перспективных полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс на тележках модели 18-6863 (разработка ООО «ВНИЦТТ») и типовых полувагонов с осевой нагрузках 23,5 тс. Сделан вывод о целесообразности развития тяжеловесного движения. (Доступно в pdf версии)
В статье изложены результаты создания и испытаний осей и колес колесных пар скоростного подвижного состава ОАО «РЖД». Благодаря международному сотрудничеству последнее десятилетие характеризуется развитием скоростного сообщения на российских железных дорогах. Адаптация европейского подвижного состава к условиям эксплуатации в России потребовала тесного сотрудничества зарубежных и отечествнных изготовителей, испытателей и потребителей новой техники, а также гармонизации нормативной базы. Полученный опыт будет использован для дальнейшего развития скоростного и высокоскоростного движения на отечественном железнодорожном транспорте. (Доступно в pdf версии)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Одной из важных и основных задач ОАО «РЖД», предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, является увеличение объема грузовых перевозок по сети железных дорог России. Регулярный рост мировой экономики, развитие сухопутного транспортного сообщения между Юго-Восточной Азией и Европой и реальная перспектива Транссибирской магистрали стать важным транспортным связующим звеном между странами Евроазиатских регионов – все это требует от ОАО «РЖД» активных действий по повышению эффективности железнодорожных грузоперевозок, что в настоящее время невозможно без повышения технического уровня действующего парка тягового электроподвижного состава или его своевременного обновления. В статье освещены актуальные пути повышения тяговых свойств современных электровозов переменного тока. Приведены результаты эксплуатационных испытаний электровозов переменного тока с поосным регулированием силы тяги, оборудованных асинхронными и коллекторными тяговыми электродвигателями. Озвучены перспективы развития электровозной тяги на железных дорогах России, в особенности на Восточном полигоне, до 2025 года. (Доступно в pdf версии)
В условиях падения спроса на мировых рынках произошло усиление конкурентной борьбы и на внутрироссийском, в которой наши производители часто проигрывают иностранцам именно по качественным критериям. В области неразрушающего контроля колец буксовых подшипников национальные производители стран СНГ технологически отстают от иностранных производителей. В статье сделан вывод об актуальности внедрения вихретоковых структуроскопов при входном контроле колец буксовых подшипников на предприятиях-потребителях. Приведены данные о применении разных средств неразрушающего контроля колец буксовых подшипников. Рассмотрен положительный опыт применения вихретоковых структуроскопов в подшипниковой промышленности. Приведены статистические данные по отказам роликовых радиальных цилиндрических буксовых подшипников основных производителей. (Доступно в pdf версии)
Увеличение провозной способности железных дорог страны является одной из важнейших народно-хозяйственных задач по повышению эффективности использования железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» в последние годы этому уделяет большое внимание, особенно на железных дорогах, расположенных в азиатской части страны, где увеличивается поток народнохозяйственных грузов, идущих с востока на запад. В статье приводятся результаты исследования условий уменьшения продольных силовых возмущений в длинносоставном грузовом поезде при распределенном управлении торможением поезда (РУТП). Даются практические рекомендации и порядок определения мест установки блоков хвостового вагона (БХВ) по длине поезде при любом порядке распределения груженых или порожних вагонов. (Доступно в pdf версии)
Стоимость жизненного цикла сложных технических систем железнодорожного транспорта помимо затрат единовременного характера (инвестиций в инфраструктуру при производстве реконструкции верхнего строения железнодорожного пути на эксплуатируемом участке, выполнения промежуточных капитальных путевых работ) включает и эксплуатационные расходы на текущее содержание, организация и качество которого определяет безопасность перевозочного процесса с максимально допустимыми скоростями и осевыми нагрузками за срок службы (срок полезного использования) в межремонтном цикле. Именно поэтому вопросы технического обслуживания высокоскоростной железнодорожной линии (ВСМ) должны решаться еще на стадии разработки технических условий для проектирования и в комплексе с разработкой требований к элементам конструкции пути на ВСМ. Об этом в научной статье. (Доступно в pdf версии)
Russia’s rolling stock manufacturing sector experienced a year of tough challenges, new hopes and some records in 2016. Some sub-sectors managed to overcome the difficulties caused by the recent financial crisis. However, others required state support in order to remain in operation.
In December 2016, tests of four slab track systems - LVT (RZDstroy, Russia), FFB (MaxBögl, Germany), NBT (Alstom, France), and EBS (Tines, Poland) - were completed at VNIIZhT’s test facilities in Scherbinka near Moscow. The tests were conducted in accordance with a field test programme and methods validated by Russian Railways (RZD). The four-track line section selected for the trials carried a gross tonnage of 600 million tons throughout the approximately 22 month-long test.
Following reforms introduced on July 1 2014, most maintenance and repair (MROs) of Russian locomotives was transferred to independent service companies. Almost 15,000 of Russian Railways' (RZD) locomotives, or more than 70% of the TPS fleet, are now serviced and repaired under a 40-year contract with enterprises which are part of Locomotive Technologies (LokoTech), with the service companies' revenue depending on the locomotives performance.
The technical specification for Russia's very high-speed rolling stock was developed in 2015 and further updated in 2017. The specification follows world best practice for operating very high-speed trains and also incorporates experiences from high-speed operations using Siemens Velaro RUS high-speed trains on the Moscow – St Petersburg line.
The statistic material was prepared by the Institute of Natural Monopolies Research (IPEM). Source: official data of Russian state authorities, Russian Railways JSC, rolling stock manufacturers. Only in print version.
Technology transfer plays an important role in the global railway industry, particularly in the development of infrastructure and rolling stock. The process has become the primary method of promoting innovation from the development stage to commercialization, and includes various ways of transforming an idea into a commercial product, including transferring patents, developing technical documentation, exchanging scientific results, and creating joint ventures. National railway operators have introduced requirements for localizing commercial products, which have led to the establishment of a large number of local enterprises over the last decade.
On May 24 2017 the International Organization for Standardization (ISO) published a standard for quality management systems in the rail sector, ISO/TS 22163:2017 “Railway applications – Quality management system – Business management system requirements for rail organizations: ISO 9001:2015 and particular requirements for application in the rail sector”.
During a meeting with Russian president, Vladimir Putin, the president of Russian Railways (RZD), Oleg Belozerov, summarized the preliminary performance of the new Moscow Central Ring Railway (MCR), which entered service on September 10 2016. State-of-the-art technologies, including a new train control system, have been successfully piloted on the line and have proven their worth in difficult and demanding conditions resulting from a tight time schedule. The train control system had already been deployed successfully in Sochi during the Olympics, and in Moscow, the first months of operation were used to test various individual systems in real passenger conditions.
Enhancing capacity is one of key macroeconomic objectives of current strategies to improve the efficiency of railway transportation in Russia. In particular, Russian Railways (RZD) has emphasized this through recent investments in its infrastructure in the east of Russia in order to facilitate the transport of a higher volume of goods from east to west.
Construction of automated light transport systems designed to transport large numbers of people is experiencing steady growth across the world. Similarly, local computerized freight transportation systems are increasingly being adopted. In many areas a new traction principle, linear induction motors (LIM), is driving these developments following successful tests in Russia.
In the entire course of history, 10 years is a very short space of time. But for an institution committed to achieving its objectives, and when all representatives are working together towards a specific objective, a great deal can and has been accomplished in this period. The Union of Industries of Railway Equipment (UIRE) was established on June 14th 2007. Its founder and president is Valentin Gapanovitch, and the association consists of 174 member-companies from 34 federal states of the Russian Federation. Together the member companies are responsible for almost 90% of Russia's total railway industrial output.
A proposal to build a special railway loop for locomotive trials was initiated by Alexey Dolinzhev, an employee of the Institute for Motive Power Modernization. His proposal was derived from the understanding that a special closed and level profile railway loop was required to study steam locomotives parameters, a proposal for which was put forward as early as 1901 by Prof. Yury Lomonosov, the pioneer of Russian locomotive performance testing. The idea was finally realised in 1932 with the creation of a loop designed for testing various rolling stock, and railway components and systems in real-life conditions. For the first time in the world, the facility would combine the accuracy of laboratory-based tests with field operating conditions.
Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности во второй половине 2016 года, – постепенное восстановление экономического и промышленного роста в стране. Об этом свидетельствуют квартальные результаты индексов ИПЕМ. Темпы роста индекса ИПЕМ-производство находятся на стабильно высоких уровнях. Показатель спроса по итогу квартала также вышел в положительную зону приростов. Драйверами роста выступают добывающий и низкотехнологичный сектора экономики. Положительными признаками можно считать стабилизацию на валютном рынке, а также рост цен на энергоносители. Продолжающийся инвестиционный процесс в отдельных высоко- и среднетехнологичных отраслях промышленности не позволяет этим секторам глубоко просесть по итогам отчетного периода. В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу III квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. (Доступно в pdf)
В статье дан глубокий анализ состояния ГЭТ в России (инфраструктура, подвижной состав, экономика), рассматриваются причины бедственного положения городского электрического транспорта в городах. (Доступно в pdf)
Перепланировка транспортных потоков города – сложный и дорогостоящий процесс, поэтому от выбранной стратегии зависит результат, а также образ будущего города. Российские города фактически не используют опыт, накопленный как внутри нашей страны, так и во многих городах мира за последние полвека. Результатом этого становится повторение типичных ошибок, уже имевших место в мировой практике. России необходим Центр компетенций по развитию систем городского общественного транспорта, который выработал бы типовые решения для городов и масштабировал их. В статье предлагается последовательность мероприятий по формированию нового сегмента экономики. (Доступно в pdf)
По сравнению с индивидуальным общественный транспорт обладает некоторыми недостатками: скорость, комфорт и гибкость. Тем не менее у последнего существует хороший потенциал для создания синергии между разными видами общественного транспорта с целью достижения максимальных характеристик. На основе исследуемых данных по скорости движения автобусов, рельсового транспорта, логистики пересадок можно сказать, что возможность для создания единой транспортной системы, которая будет обладать рядом достоинств по сравнению с индивидуальным транспортом, есть. В данной статье рассмотрены основные предпосылки для развития единой транспортной системы в крупных городах мира. Приведены существующие программы разработки различных концепций разработки единой транспортной системы. Рассмотрен успешный опыт Сингапура в разрезе развития транспортной системы до 2030 года. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Во время встречи с президентом России президент ОАО «РЖД» подвел первые итоги работы Московского центрального кольца (МЦК). Новая транспортная структура столицы начала работать в режиме коммерческой эксплуатации. В статье рассказывается о новейших технологиях управления движением поездов на Московском центральном кольце. Автоматизированные системы обеспечивают бессветофорное движение с подвижными блок-участками. Большое внимание уделено вопросам обеспечения безопасности движения поездов, в том числе и кибербезопасности. Система управления движением на МЦК является элементом интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте и цифровой железной дороги. (Доступно в pdf)
В последнее время в мире наблюдается бурный рост облегченных автоматизированных транспортных систем, предназначенных для перевозки устойчивого пассажиропотока, а также создания грузовых автоматизированных транспортных систем локального назначения. Статья посвящена проблемам применения тягового линейного электропривода в различных типах транспортных средств. Рассмотрены результаты экспериментальных работ, проведенных в ОАО ИНЦ «ТЭМП». Предложены возможные варианты применения ТЛЭП в транспортных системах. (Доступно в pdf)
В начале 2015 года в Санкт-Петербурге встал вопрос о трамвайном обслуживании Васильевского острова на время ремонта Тучкова моста, на время ремонта сохранение трамвайного движения по мосту не планировалось. СПб ГУП «Горэлектротранс» приняло решение о сохранении движения на участке от Тучкова моста, при этом подвижной состав должен был быть исключительно челночного типа (из-за невозможности организации разворотного кольца возле Тучкова моста). Опыт эксплуатации челночных маршрутов у СПб ГУП «Горэлектротранс» уже был, поэтому первоначально планировалось использовать уже имевшиеся в наличии вагоны модели 71-631-02 производства ФГУП «УКВЗ им. С.М. Кирова». Но из-за возникших проблем с сочленением в ходе обкатки этих вагонов при прохождении кривых малого радиуса было принято решение использовать двухсторонние 4-осные вагоны, способные ездить в составе челночного поезда по системе многих единиц (СМЕ). Часть вагонов было решено создать путем модернизации трамваев ЛМ-68М. В статье рассмотрена глубокая модернизация трамваев модели ЛМ-68М и создание нового трамвая 71-301. Приведены сравнительные фотографии вагонов ЛМ-68М до и после модернизации. Описаны особенности конструкции трамваев ЛМ-68М3 и 71-301. (Доступно в pdf)
В статье представлена новая модель шестиосного, трехсекционного, низкопольного трамвайного вагона «УКВЗ им. С.М. Кирова» 71-633. Дано описание конструктивных особенностей новой модели. Рассмотрены технические решения для обеспечения максимальной безопасности, комфортности, доступности и ремонтопригодности трамвая. Представлены основные технические характеристики вагона. Обозначены основные направления развития трамвайного производства. (Доступно в pdf)
В статье приведены результаты численного эксперимента, выполненного в среде специализированного функционала Simulation и Motion программного комплекса SolidWorks, по исследованию процесса обрыва грузового каната, и по исследованию явления балансирования опорного устройства стреловых самоходных кранов (ССК) в процессе вращения поворотной платформы крана на заданный угол. Установлена качественная картина влияния ударного взаимодействия аутригера с опорной плитой при вращении платформы на режим нагружения крановой рамы. Результаты моделирования позволяют определить безопасные участки ядра опирания гарантированной устойчивости ССК. (Доступно в pdf)
Современные локомотивы, поступающие на сеть железных дорог ОАО «РЖД», отличаются высоким уровнем компьютеризации и автоматизации. Однако программное обеспечение, установленное на локомотивах, искусственно ограничивает возможности новой техники и не учитывает условия эксплуатации, не позволяя, таким образом, реализовывать подвижным составом заявляемые параметры. ПКБ CT ОАО «РЖД» совместно с производителем осуществили «тонкую настройку» нового электровоза 2ЭС5, что позволило раскрыть его конструктивные характеристики, кроме того, подобный опыт может послужить отправной точкой для разработки нового программного обеспечения для вновь построенных локомотивов. (Доступно в pdf)
В сентябре 2016 года ведущий транспортный вуз страны – Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II (МИИТ) – отметил свое 120-летие. Как именно создавался и развивался МИИТ сквозь века? Что позволило ему стать одним из ведущих транспортных вузов мира? Об этом – в исторической статье. (Доступно в pdf)
Своим рождением ОАО «Муромтепловоз» обязано предпринимательской деятельности двух выдающихся промышленников – Карла Федоровича и Николая Карловича фон Мекков, отца и сына, заложивших 100 лет назад паровозоремонтные мастерские. О зарождении Муромских паровозоремонтных мастерских, паровозоремонтном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, тепловозостроении и текущем положении векового завода – в исторической статье. (Доступно в pdf)
Выставка InnoTrans 2016, созданная 20 лет назад, с 20 по 23 сентября в 11-й раз собрала на своей площадке в Берлине ведущих представителей международного сообщества. Первое свое участие Россия приняла 10 лет назад, а в 2008 году представила англоязычный отраслевой журнал Railway Equipment, пятый номер которого гости выставки могли держать в своих руках. В этот раз InnoTrans прошла под знаком перехода к цифровым технологиям на рельсовом транспорте и упрочнения позиций на глобальном рынке Китая. Размах выставки все более впечатляет, продолжая свой рост и не оставляя посетителям никаких шансов осмотреть все экспонаты за отведенные дни. О мировых железнодорожных трендах, новинках, компонентах подвижного состава, средствах управления и диагностики, основных игроках рынка – в статье. (Доступно в pdf)
С 24 по 28 октября 2016 год на предприятиях Bombardier Transportation в Китае состоялся выездной семинар, организованный для российской делегации НП «ОПЖТ». Цель – изучение особенностей производства подвижного состава, подходов к локализации и применения стандартов IRIS. В статье рассказывается о производственных площадках, трендах Китая в ВСМ и железнодорожной отрасли в целом. (Доступно в pdf)
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»