Рост пассажиропотока по всему миру неизменно становится стимулом для развития городского железнодорожного транспорта. При этом приоритет все больше смещается в сторону комфорта пассажиров: это отражается не только на планах по развитию инфраструктуры, обеспечении ее удобства и доступности, но и на технических требованиях, предъявляемых к разработчикам поездов. О том, какая роль отводится внутригородской электричке сегодня и на перспективу, в комментариях «Технике железных дорог» рассказали представители департаментов транспорта и пассажирских железнодорожных компаний Москвы, Лондона, Сиднея, Мадрида и Барселоны. (Доступно в pdf версии)
Ощущение благополучия у жителей крупных городов тесно связано с бесперебойной и качественной работой городского транспорта, особенно метрополитена. Наличие на линиях комфортного и современного подвижного состава позволяет горожанам чувствовать другой, более высокий уровень качества жизни прямо здесь и сейчас. Забота о пассажирах является одним из приоритетов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), активно создающего новые поколения поездов метро, которые сегодня находятся в числе самых высокотехнологичных и передовых в мире. Такой подвижной состав уже стал визитной карточкой метрополитена Москвы, а в ближайшие годы может появиться и в других городах России и мира. (Доступно в pdf версии)
Созданная 5 лет назад корпорация CRRC сегодня является крупнейшим в мире производителем подвижного состава и доминирует в железнодорожной отрасли Китая. В условиях замедления внутреннего спроса машиностроительный гигант для дальнейшего роста делает ставку на международную экспансию, в частности на крупнейший в мире рынок – железнодорожную систему Европы. Состоявшееся в апреле поглощение в Германии локомотивостроительного подразделения Vossloh станет ключевым этапом этой стратегии, так как откроет двери европейского рынка для китайской техники. (Доступно в pdf версии)
Железнодорожный подвижной состав эксплуатируется, как известно, на протяжении нескольких десятилетий, и за это время могут смениться технологии, а также поколения обслуживающих его специалистов. В среднем первоначальные инвестиции в подвижной состав формируют около 30% общей стоимости жизненного цикла, операционные издержки – 20-25%, а на обслуживание приходится 45-50%. Таким образом, эффективность обслуживания станет одной из ключевых точек роста устойчивости и прибыльности железнодорожных перевозок в ближайшие годы. В этих условиях актуальным становится вопрос обеспечения прозрачности технического обслуживания, его гибкости и адаптируемости к новым технологиям. (Доступно в печатной версии)
Высокая конкуренция на рынке подвижного состава требует от производителей повышения гибкости технологических процессов и оптимизации расходов на выпуск и обслуживание техники. В качестве одного из инструментов достижения данных целей сегодня рассматривается 3D-печать. С одной стороны, несмотря на преимущества аддитивных технологий, производителей подвижного состава сегодня отталкивают издержки, связанные с приобретением и обслуживанием такого оборудования. С другой – пандемия коронавируса существенно нарушила цепочки поставок и машиностроителям требуется искать инструменты, которые позволят в дальнейшем обеспечить стабильность и непрерывность производства в любых условиях. (Доступно в печтаной версии)
Российская промышленность оказалась под мощным воздействием сразу нескольких взаимосвязанных негативных факторов – быстротечного распространения пандемии коронавируса и глобального введения ограничительных мер, а также стремительного падения спроса и цен на энергоресурсы. На этом фоне наблюдаются умеренно негативные показатели практически во всех отраслях. Однако из-за возникновения ажиотажного спроса отдельные сегменты обрабатывающей промышленности показали положительную динамику. В целом же текущие макроэкономические показатели говорят о том, что кризис для российской промышленности, скорее всего, только начинается. В последующие месяцы можно ожидать более значительного падения индексов. (Доступно в печатной версии)
В последние годы идет активное обновление городского пассажирского транспорта России. В сфере закупки новых трамваев наиболее активны крупнейшие города – Москва и Санкт-Петербург. Долгосрочный заказ на современные низкопольные трамваи от обоих мегаполисов позволил образованному 7 лет назад производителю ПК ТС технологически развить разработанную в 2014 году платформу трамваев, включая экспортные продукты, а также создать новое современное производство. (Доступно в печатной версии)
В рамках реализации Стратегии развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года за последние два три года сформировался новый вектор развития грузовых экипажей для железнодорожных перевозок – шестиосные вагоны сочлененного типа. Специалистами ВНИЦТТ, входящего в состав ПАО «НПК ОВК», разработан, а на мощностях АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ) запущен в производство модельный ряд вагонов сочлененного типа. В процессе разработки конструкций вагонов была проведена оценка показателей их динамических качеств, воздействия на путь, а также устойчивости и безопасности движения. (Доступно в печатной версии)
С учетом увеличения грузооборота и постоянно возрастающих требований к транспортировке грузов – к экономичности и скорости доставки, безопасности погрузки/разгрузки – во всем мире все более востребованными становятся контрейлерные перевозки, представляющие собой комбинирование автомобильного и железнодорожного видов транспорта и обеспечивающие реализацию запроса на мультимодальность. Для России это достаточно новый подход к транспортированию грузов. В то же время отечественный рынок постепенно осваивает технологию: так, по заказу АО «Федеральная грузовая компания» специалисты УКБВ (в составе АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) входит в Госкорпорацию «Ростех») разработали специальный вагон-платформу модели 13-5205. (Доступно в печатной версии)
С целью снижения вредных выбросов и уменьшения удельного приведенного эффективного расхода топлива тепловозных силовых установок на УДМЗ (входит в АО «Синара-Транспортные Машины») создан дизель-генератор ДГ900Т с дизелем 6ДМ-185Т мощностью 930 кВт для тепловоза ТЭМ14М производства АО «Людиновский тепловозостроительный завод». В настоящий момент опытный образец дизеля проходит доводочные испытания на моторном стенде предприятия для получения оптимальных параметров рабочего процесса путем подбора различных комплектаций проточных частей турбокомпрессора. (Доступно в печатной версии)
Особое значение для железнодорожного транспорта и его безопасности имеют тормозные системы. Глубокое понимание процессов, происходящих в тормозной системе поезда в различных режимах ее работы (торможение, отпуск, регулировочное торможение, экстренное торможение и др.), позволяет выработать более точные требования к отдельным ее элементам. Для улучшения динамики управления поездом специалистами АО МТЗ ТРАНСМАШ и РУТ (МИИТ) были проведены исследования и выработаны рекомендации по обоснованию параметров тормозной системы при торможении из условий минимизации продольных нагрузок в составе грузового поезда. В статье представлены результаты исследований по обоснованию статических параметров воздухораспределителя – максимальные давления в тормозных цилиндрах на порожнем и среднем режиме торможения. Результаты изучения динамических параметров – скорости нарастания давления в тормозных цилиндрах – будут опубликованы позднее.(Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
Объединение было создано в 1995 году с целью снизить нагрузку на владельцев путей необщего пользования и создать условия для их успешного развития. Сегодня саморегулируемая организация (СРО) «Ассоциация “Промжелдортранс”» объединяет более 100 предприятий, обслуживающих российскую промышленность, и является одним из крупнейших отраслевых союзов страны. (Доступно в pdf версии)
За полтора десятилетия издатель журнала «Техника железных дорог» – Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – внес значительный вклад в исследования процессов развития, реформирования и регулирования инфраструктурных отраслей России, в том числе в части взаимодействия производителей и заказчиков рельсовой техники. (Доступно в pdf версии)
С первых дней Великой Отечественной войны предприятия железнодорожной отрасли, как и всего машиностроения огромной страны, попали под страшные удары врага. Многие заводы были разрушены, часть успели эвакуировать и наладить производство в тылу. Но практически все вчерашние локомотиво- и вагоностроители сменили на время профиль и выполняли заказы для нужд фронта. В год 75-й годовщины Победы наш долг – вспомнить героическую работу предприятий отрасли в годы войны. (Доступно в pdf версии)
В ноябре 2019 года в российском офисе Siemens Mobility («Сименс Мобильность»), транспортного подразделения немецкого машиностроительного гиганта Siemens, был назначен новый генеральный директор – Йохен Розенцвайг. Он работал в России в 2014-2016 годах, после чего три года трудился в подразделении компании в Китае. Первое интервью в новой должности Розенцвайг дал «Технике железных дорог», в котором рассказал о поставленных перед ним задачах, своем видении их реализации, а также поделился мнением о перспективах проекта ВСМ в России. (Доступно в pdf версии)
Одним из главных событий 2019 года стали испытания электровозов 2ЭС5С и 3ЭС5С – флагманских локомотивостроительных проектов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), призванных обеспечить технический прорыв в железнодорожных перевозках и стимулировать развитие отечественной компонентной базы. Созданные на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) (входит в ТМХ) локомотивы пятого поколения с первым российским асинхронным приводом на IGBT-транзисторах и широкими цифровыми возможностями открывают новые горизонты технологического развития и наглядно показывают, что отечественной инженерной школе под силу самые сложные задачи. (Доступно в pdf версии)
В 2019 году производство грузовых вагонов в России выросло на 15,5% и достигло рекордной отметки – 79,6 тыс. единиц. Прошлый пик 2012 года обернулся перенасыщением рынка, резким падением спроса и, соответственно, производства, потребовав регуляторного вмешательства для стабилизации ситуации. О видении будущего рынка вагонов в комментариях «Технике железных дорог» рассказали представители операторского сообщества, лизинговых компаний, вагоностроителей и экспертного сообщества. (Доступно в pdf версии)
В соответствии с Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР РЖД) перед локомотивным комплексом стоит задача комплексного повышения эффективности деятельности за счет оптимизации расходов на всем жизненном цикле тягового подвижного состава (ЖЦ ТПС). Одними из потенциально эффективных решений данной задачи являются цифровая трансформация протекающих в железнодорожной отрасли процессов, в первую очередь связанных с разработкой, изготовлением и эксплуатацией железнодорожной техники, а также внедрение универсальной платформы управления ЖЦ ТПС. (Доступно в печатной версии)
Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности по итогам прошедшего 2019 года, – замедление темпов роста производства при стабилизации темпов падения спроса. Основным драйвером традиционно выступает добывающий сектор экономики. При этом показатели добычи в отраслях ТЭК вышли на новые исторические уровни, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. Позитивные результаты также демонстрируют отдельные сегменты обрабатывающей промышленности. (Доступно в печатной версии)
В 2019 году рост производства продукции в натуральном выражении наблюдался во всех сферах железнодорожного машиностроения, за исключением выпуска пассажирских вагонов локомотивной тяги. Многие сферы показали рекорды как в натуральном, так и финансовом выражении. Долгосрочные планы и потребности ряда российских крупнейших потребителей позволяют ожидать сохранения позитивного тренда для железнодорожного машиностроения России в целом, однако ряд сегментов может столкнуться с ограничением спроса ввиду конъюнктурных факторов. (Доступно в печатной версии)
Проблема обеспечения усталостной прочности несущих конструкций моторвагонного подвижного состава и несамоходных пассажирских вагонов локомотивной тяги продолжает оставаться в России в высокой степени актуальной и дискуссионной. Так, за 2018 год количество отказов по усталости рам тележек и надрессорных балок составило порядка 40% из общего числа отказов тележек несамоходных пассажирских вагонов локомотивной тяги. Вопрос напрямую связан с безопасностью пассажирских перевозок, но имеет также экономическое значение, определяемое затратами на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, потерями от внеплановых простоев. В то же время есть методологические инструменты, которые, с нашей точки зрения, могут повысить надежность экипажей несамоходных пассажирских вагонов и совершенствовать их технический уровень. (Доступно в печатной версии)
Полиамидный сепаратор является одним из важных элементов кассетного буксового подшипника железнодорожного подвижного состава, так как его повреждение и выход из строя приводят к потере эксплуатационных свойств подшипника. В связи с этим становится актуальным вопрос локализации производства полиамидных сепараторов подшипников этого типа в России и внедрения новых методов контроля их качества с учетом перспектив эксплуатации в арктических условиях. (Доступно в печтаной версии)
Цели активного развития и высокой эффективности функционирования железнодорожной инфраструктуры, поставленные в рамках Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР РЖД), предполагают внедрение высокопроизводительных путевых машин, позволяющих снизить капитальные и операционные издержки. Одним из путей обеспечения таких показателей техники является реализация модульного подхода, что дает возможность производителю оптимизировать себестоимость и диверсифицировать предложение, а путейцам – получать большую функциональность. (Доступно в печатной версии)
Конкурентоспособность и стабильность работы российской нефтехимической промышленности значительно связаны с качеством организации перевозок на железнодорожном транспорте и перевалки в портах. В свою очередь, оно в том числе зависит от обеспечения подготовки вагонов-цистерн (промывки водой под давлением или пропарки их внутренних поверхностей) в соответствии с нормативными требованиями. Однако сегодня данная сфера находится в патовой ситуации: устаревшие технологии ограничивают эффективность, а внедрение новых связано со значительными капитальными затратами. В таких условиях альтернативой может стать внедрение автономных моечных комплексов. (Доступно в печатной версии)
Статистические показатели, представленные в настоящем разделе, основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Прошедший год в очередной раз подтвердил важность площадки НП «Объединение производителей железнодорожной техники» для дискуссий и решения практических задач в сферах производства подвижного состава и комплектующих. Отдельное внимание Партнерства было уделено вопросам повышения качества железнодорожной продукции и эффективности ее жизненного цикла, обновления производственной базы и активизации НИОКР. (Доступно в pdf версии)
Сегодня членами НП «ОПЖТ», в которое входят все российские производители грузовых вагонов, а также крупнейшие вагоноремонтные предприятия, реализуется программа по внедрению информационных технологий в грузовом комплексе, в первую очередь проект «Электронный инспектор». Данная инициатива соответствует цели Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года по переходу на «Цифровую железную дорогу» и планам холдинга по развитию информационных систем. Ожидается, что «Электронный инспектор» позволит существенно повысить безопасность эксплуатации грузового вагонного парка, а в перспективе – других видов подвижного состава. (Доступно в pdf версии)
Кузбасскому вагоноремонтному предприятию «Новотранс» (КВРП) в конце 2019 года исполнилось 10 лет. За эти годы производственные мощности завода выросли более чем втрое. Этой весной предприятие введет в эксплуатацию вторую очередь, что закрепит за КВРП статус одного из крупнейших вагоноремонтных центров в стране. (Доступно в pdf версии)
В январе 1968 года на окраине города Чебоксары началось строительство приборостроительного завода. 9 февраля 1970 года вышел приказ за подписью министра авиационной промышленности СССР о начале производственной деятельности предприятия. Именно эту дату в АО «ЭЛАРА» (название, образованное от слов «ЭЛектроАвтоматика» и «РадиоАппаратура», завод получил в 1993 году) считают своим днем рождения. В 2020 году АО «Научно-производственный комплекс “ЭЛАРА” имени Г.А. Ильенко» отмечает 50-летний юбилей. Предприятие изначально специализировалось на военном авиаприборостроении, однако сегодня чебоксарские технологии широко распространены и в гражданской сфере, в том числе на железнодорожном транспорте. (Доступно в pdf версии)
В течение осени в отрасли шло активное обсуждение перехода на использование в грузовых вагонах на территории России подшипников кассетного типа с 1 января 2021 года. Вопрос активизации внедрения таких подшипников актуален не первый год и можно определенно сказать, что точка в дискуссиях не будет поставлена еще долгое время. В комментариях журналу «Техника железных дорог» эксперты отрасли – С.В. Калетин, С.Г. Гончаров и А. К.Копецкий – поделились видением, как данный переход может быть реализован и какие узкие места есть на его пути. (Доступно в pdf версии)
Цифровая трансформация находится сегодня в фокусе пристального внимания руководства ОАО «РЖД». Проект «Цифровая железная дорога» является одним из перспективных направлений цифровизации экономики России. Его суть заключается в том, чтобы сделать услуги железнодорожного транспорта наиболее качественными и безопасными. Это означает максимально комфортный доступ на инфраструктуру железных дорог через новые цифровые платформы как для пассажиров, так и для грузоотправителей. Где-то эти услуги уже внедрены, где-то только начинают действовать. (Доступно в pdf версии)
АО «С каждым годом конкуренция за пассажира между видами транспорта становится все острее и острее. Это стимулирует перевозчиков быть в тонусе, адаптироваться под клиента, улучшать качество сервиса, повышать комфортабельность транспортных средств. Основной железнодорожный перевозчик России в дальнем следовании – АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) – ставит своей целью быть к 2030 году лидером пассажирской мобильности в стране. Ключевую роль в ее достижении будут играть пассажирские вагоны, создаваемые многолетнем партнером компании, – АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). (Доступно в pdf версии)
В этом году исполняется 10 лет с момента запуска пассажирского сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом на электропоездах «Сапсан». С 2009-го года поездами, разработанными компанией Siemens и адаптированными с активным участием российских инженеров, перевезено в России более 37,8 млн пассажиров, и ОАО «РЖД» ожидает дальнейшего роста спроса. (Доступно в pdf версии)
Основные нормативы оценки геометрии рельсовой колеи были сформированы в первой половине ХХ века и частично откорректированы в 80-90-х годах. При этом даже в конце периода скорости движения основной массы пассажирских поездов не превышали 100-120 км/час, веса поездов при паровозной тяге составляли 1,5-2 тыс. т, а основным типом вагонов до 1957 года являлись двухосные. Современные условия эксплуатации требуют расширения диапазона длин измеряемых неровностей: от сантиметровых до 70-80 м, а также дифференциации нормативов в зависимости от условий эксплуатации. (Доступно в печатной версии)
Утвержденная в этом году Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года постепенно дополняется документами, определяющими конкретные шаги по достижению ее результатов. Одним из таковых является план обновления путевой техники, который должен в том числе обеспечить качественную модернизацию парка эксплуатируемых машин, направленную на повышение производительности и эффективности путевых работ. В этих условиях российский рынок продолжает представлять значительный интерес для иностранных производителей, однако перспективы спроса дают возможности для развития отечественной технологической базы в сфере путевой техники. (Доступно в печатной версии)
Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности по итогам III квартала 2019 года, – замедление роста производства при стабилизации падения спроса. Это свидетельствует о поиске баланса спроса и предложения в экономике. Основным драйвером роста промышленного производства традиционно выступает добывающий сектор экономики, но из-за ряда внешних факторов динамика добычи в отраслях ТЭК значительно замедлилась. (Доступно в печатной версии)
Парк локомотивов промышленных предприятий играет огромную роль в реализации экономического потенциала России и стабильности работы национальной железнодорожной системы: именно он обеспечивает первичную погрузку и выгрузку на железной дороге. Анализ консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), проведенный по заказу АО «СУЭК», показал, что текущие условия действия требований ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» не учитывают как роль и состояние промышленного парка, так и наличие производственных и ремонтных мощностей в российском железнодорожном машиностроении. Это наглядно показывает необходимость исключения из-под действия ТР ТС локомотивов, не выходящих на пути общего пользования, так как сохранение существующей редакции техрегламента несет значительные риски для экономики. (Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
К выходу на рынок железнодорожного транспорта готовится новый гибридный локомотив с широким набором цифровых решений. Это машина поколения «Индустрии 4.0», отличающаяся от своих аналогов наличием модульной конструкции, интеллектуальной системы управления силовой установкой, компьютерного зрения, функции предиктивной аналитики. Разработанный совместно Ctrl2GO и АО «Трансмашхолдинг» концепт предназначен для маневровых и хозяйственных работ на предприятиях различных отраслей, а благодаря высокой экологичности может использоваться в закрытых помещениях в течение нескольких часов в зависимости от нагрузки. (Доступно в печатной версии)
В настоящее время крупные компании активно развивают малолюдные и беспилотные проекты, основной целью которых является повышение эффективности и производительности благодаря применению современных технологий с обеспечением гарантированного уровня безопасности. Безусловно, этому способствуют утвержденные Правительством РФ программа цифровизации экономики и долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Поставщики предприятий железнодорожного машиностроения в рамках таких системообразующих инициатив также предлагают решения, которые базируются на значительном внедрении цифровых технологий. Одним из таковых является очередная модификация унифицированного пульта управления (УПУ), представленного отрасли в 2019 году. (Доступно в печатной версии)
Тренды городской безбарьерной среды оказывают значительное влияние на развитие конструкции трамваев. Внедрение соответствующих современным требованиям низкопольных моделей данной техники началось в России в 2014 году преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время потенциал спроса на новые трамваи в других городах остается чрезвычайно высоким. АО «Уралтрансмаш» (входит в АО «НПК «УВЗ») ведет соответствующие разработки с 2013 года, а в последние годы представил линейку новых моделей – односекционный 71-415 и трехсекционный 71-418. (Доступно в печатной версии)
В настоящее время к техническому состоянию железнодорожного полотна предъявляются более высокие требования, а именно к его устойчивости. Это предусматривает выполнение большого и качественного объема работ по обслуживанию верхнего строения пути, в особенности балластной призмы. С целью удовлетворения существующих и перспективных потребностей в ремонте железнодорожного пути на заводе АО «Тулажелдормаш» (входит в состав Группы ПТК) разработан универсальный комплекс для скоростной очистки балласта и реконструкции балластной призмы с созданием защитного подбалластного слоя – щебнеочистительная самоходная машина ЩОМ-2000. (Доступно в печатной версии)
В последние годы производство нефти и нефтепродуктов продолжает находиться на достаточно высоком уровне. Вместе с тем на железнодорожном транспорте РФ в 2016-2018 годах существенно сократился объем погрузки данных грузов в связи с развитием инфраструктуры магистральных трубопроводов. Перераспределение грузовых потоков привело к возникновению профицита нефтебензиновых вагонов-цистерн у ряда компаний. Одновременно с этим на железной дороге России наблюдается потребность в специализированных вагонах, предназначенных для транспортировки химических грузов. Это обстоятельство обусловлено их постоянно растущей номенклатурой, перевозимой железнодорожным транспортом, и запретом эксплуатации с 1 января 2016 года большинства моделей вагонов-цистерн с продлением срока службы. Для сохранения баланса грузооборота и сокращения простоя вагонов транспортными компаниями проводятся работы по оптимизации состава парка, находящегося в эксплуатации. (Доступно в печатной версии)
27 августа прошло совместное заседание Научно-производственного совета НП «ОПЖТ» (НТС ОПЖТ) и Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники (ИЦЖТ). Мероприятие было посвящено вопросам нормативно-технического регулирования испытаний продукции для нужд железнодорожного транспорта. (Доступно в pdf версии)
28 августа в рамках салона «PRO//Движение. Экспо» состоялось награждение победителей V Конкурса лучших инновационных разработок, организованного НП «ОПЖТ». (Доступно в pdf версии)
Союз машиностроителей России, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и правительство Тверской области договорились развивать сотрудничество в сфере транспортного машиностроения в России. Соответствующее решение было принято по итогам состоявшегося 6 ноября заседания Комитета СоюзМаша России по транспортному машиностроению на базе Тверского вагоностроительного завода. (Доступно в pdf версии)
Осенью вышли очередные выпуски журналов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и ГК «Локотех». Редакция «Техники железных дорог» подготовила краткий обзор их содержания. (Доступно в pdf версии)
АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) три года подряд растут финансовые показатели. В это же время компания приобрела ряд активов за рубежом, получила крупные экспортные контракты, запустила процессы цифровой трансформации. Генеральный директор ТМХ Кирилл Липа в интервью «Технике железных дорог» рассказал об особенностях современного мирового рынка рельсовой техники и стратегии работы на нем. (Доступно в pdf версии)
Изменения в экономике и регулировании, а также новые технологии прямым образом влияют на транспорт и, соответственно, производителей подвижного состава. Усиливается конкуренция, трансформируется структура участников рынка, география основных точек роста поставок. О том, как будет меняться отрасль, как производители планируют отвечать на новые вызовы, в комментариях «Технике железных дорог» рассказали руководители крупнейших мировых и российских компаний, а также эксперты рынка. (Доступно в pdf версии)
В настоящее время в среде экспертов дискутируются вопросы, связанные с применением технологий Big Data, IoT и Blockchain в рамках цифровизации железной дороги. Безусловно, их применение может иметь значительные перспективы в отрасли и в настоящее время активно прорабатывается в международном железнодорожном сообществе (в первую очередь для повышения клиентоориентированности и улучшения цифровых сервисов). Вместе с тем новизна технологий и отсутствие массового опыта их применения в сложных производственных процессах жизнедеятельности железных дорог несет значительные риски неоправданных затрат на внедрение сырых, неотработанных или неэффективных решений, а также для безопасности движения. (Доступно в pdf версии)
АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) сегодня реализует масштабный проект создания центра передовых компетенций по металлургии и механической обработке литья на базе АО «ПО «Бежицкая сталь». Через три года сталелитейный завод должен практически полностью обеспечить все предприятия ТМХ высококачественной продукцией литейного производства, что повысит конкурентоспособность холдинга и откроет новые возможности для его партнеров. Общий объем инвестиций в металлургическое сердце ТМХ составит 5 млрд руб. (Доступно в pdf версии)
Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности по итогам II квартала 2019 года, – постепенное расхождение индексов производства и спроса. Текущая ситуация свидетельствует о нарушении баланса спроса и предложения в экономике. Десятилетний опыт анализа индексов ИПЕМ показал, что это может говорить о возможном начале фазы стагнации промышленного производства уже в среднесрочной перспективе. Локомотивом роста промышленности традиционно выступает добывающий сектор экономики, но из-за ряда внешних факторов динамика добычи в отраслях ТЭК значительно замедлилась. (Доступно в печатной версии)
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года одной из основных задач по развитию промышленного комплекса, поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта, является обеспечение конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках в долгосрочной перспективе. Конкурентоспособность предприятия, как степень реального удовлетворения потребности в продвижении продукции, в большой мере определяется развитием собственной цифровой среды и внедрением перспективных цифровых технологий. Учитывая актуальность поставленной задачи и необходимость повышения управляемости предприятием, АО МТЗ ТРАНСМАШ приняло решение о внедрении интернет-сервиса с функцией каталога комплектующего оборудования. (Доступно в печатной версии)
Одной из важнейших составляющих комплексной системы технической диагностики подвижного состава на ходу поезда является подсистема контроля вертикальных динамических нагрузок. Она предназначена для измерения параметров динамического воздействия дефектного колеса на рельс и позволяет обнаруживать ползуны, навары, неравномерный прокат колес, осуществлять взвешивание вагонов на ходу поезда. Начиная с 2016 года на экспериментальном кольце в г. Щербинке специалисты АО «ВНИИЖТ» проводят испытания различных типов датчиков с целью построения модели идентификации дефектов поверхности катания колес подвижного состава. На опытных участках кольца установлены системы диагностирования на основе оптоволоконных, акустико-эмиссионных, тензометрических датчиков и универсальных цифровых акселерометров. В статье речь пойдет о свойствах последних. (Доступно в печатной версии)
В 2015 году в связи с обострением мировой политической и экономической обстановки Правительством РФ был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, включавший в себя комплекс мер в отношении системообразующих предприятий. Одним из ключевых направлений стала поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых товаров, в том числе высокотехнологичных. Особую актуальность в этих условиях обрели вопросы определения уровня локализации производства того или иного вида продукции на территории России, в частности для железнодорожной техники. (Доступно в печатной версии)
Действующий в России стандарт по нормам допустимого воздействия на железнодорожный путь, используемый при установлении скоростей движения экипажей на сети дорог, требует переработки. Это вызвано тем, что стандарт не учитывает эксплуатируемые в настоящее время усовершенствованные конструкции вагонов, используемые новые методы и средства измерений, а также не содержит однозначно трактуемой методики установления скоростей движения. (Доступно в печатной версии)
В железнодорожной отрасли традиционно большое внимание уделяется снижению затрат на техобслуживание. В связи с этим регулярно возникает потребность в увеличении межремонтных интервалов колесных пар и буксовых подшипников, что будет способствовать значительной экономии при их эксплуатации. Ниже рассмотрены рекомендуемые SKF способы оценки рисков, возникающих вследствие эксплуатации буксовых подшипников дольше первоначально установленного межремонтного интервала, и пути их снижения. (Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
Разработка и постановка на производство нового подвижного состава для пригородного и межрегионального сообщения ведется в рамках реализуемой АО «Трансмашхолдинг» программы по созданию нового семейства российских электропоездов. По своим техническим параметрам они находятся как минимум на одном уровне с представленными на рынке образцами, а по отдельным характеристикам – превосходят их. В 2016-2019 годах 2 пятивагонных и 24 шестивагонных поездов ЭГ2Тв «Иволга» были переданы заказчику – АО «Центральная ППК» и сегодня эксплуатируются на Московской железной дороге. (Доступно в печатной версии)
14 июня в Туле состоялось расширенное заседание комитета НП «ОПЖТ» по координации производителей компонентов инфраструктуры и путевой техники при поддержке Союза машиностроителей России. Мероприятие было посвящено перспективным направлениям развития производства высокопроизводительной путевой техники для реализации Долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 2025 года. (Доступно в pdf версии)
26 августа прошло заседание обновленного комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России под председательством генерального директора АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Кирилла Липы и первого вице-президента объединения, первого заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимира Гутенева. (Доступно в pdf версии)
Летом вышли очередные выпуски журналов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и ПАО «НПК ОВК». Редакция «Техники железных дорог» подготовила краткий обзор их содержания. (Доступно в pdf версии)
5 декабря прошлого года состоялась одна из крупнейших сделок в железнодорожной отрасли – продажа контрольного пакета акций Группы РПМ. Покупателем выступило АО «Калугапутьмаш», входящее в АО «Синара – Транспортные Машины» (СТМ), приобретя 75% минус две акции Группы РПМ у ОАО «РЖД». Об этом событии, итогах работы СТМ в 2018 году, развитии аутсорсинга маневровой работы и новых условиях экспорта – в интервью с генеральным директором компании Виктором Леш. (Доступно в PDF версии)
Цифровые технологии уже стали неотъемлемой частью работы и продукции крупнейшего производителя подвижного состава в России – АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Сегодня компания уверенно развивает свои мощности и компетенции, проводя масштабную цифровизацию бизнес-процессов. Это позволит ТМХ совершить значительный рывок, предложить наиболее привлекательные условия для заказчиков и укрепить лидерство на мировом рынке. Главной целью своей работы в холдинге считают обеспечение партнеров и заказчиков современным подвижным составом, предоставляя таким образом возможности для их эффективного и устойчивого развития. Достижение этой цели в современных условиях возможно только путем внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности компании. (Доступно в PDF версии)
Потребности в обеспечении больших объемов выпуска продукции и ее высокого качества стимулируют машиностроительные предприятия к внедрению автоматизированных решений в производстве. Значительный заказ от ОАО «РЖД» и операторов грузовых вагонов создает предпосылки для таких инвестиций в сфере железнодорожного машиностроения. В комментариях «Технике железных дорог» участники рынка рассказали о идущих на площадках процессах автоматизации и различных нюансах, связанных с ними. (Доступно в PDF версии)
Результаты работы российской промышленности в I квартале внушают умеренный оптимизм. На фоне благоприятной внешней конъюнктуры синхронный рост производства и спроса на промышленную продукцию наблюдается пятый квартал подряд. Роль основного драйвера роста промышленных индексов в отчетном периоде сохраняют добывающие отрасли. В краткосрочной перспективе ожидается ухудшение ситуации на внешних рынках, в том числе в связи с ужесточением углеродного регулирования (это может являться сдерживающим фактором для экспортно-ориентированных отраслей). (Доступно в печатной версии)
Целью настоящей работы является анализ основных показателей энергетической эффективности (таких как коэффициент полезного действия и коэффициент использования мощности) грузовых магистральных электровозов в различных режимах на примере локомотива 2ЭС5 «Скиф», а также получение соотношений, связывающих эти показатели. (Доступно в печатной версии)
Разработка грузовых вагонов с повышенными осевыми нагрузками требует особого внимания к оценке показателей динамических качеств и безопасности движения, которые в значительной степени определяются возмущением со стороны пути. При этом наиболее точная оценка будет при таких расчетных возмущениях, которые учитывают параметры реальных участков пути. (Доступно в печатной версии)
Достижение стратегических целей ОАО «РЖД», таких как увеличение скоростей движения подвижного состава и его эксплуатационной надежности, развитие тяжеловесного движения, возможно при условии значительного повышения качества элементов подвижного состава до уровня, не только не уступающего зарубежным аналогам, но и, учитывая климатические факторы, превосходящего их. Важной составляющей повышения надежности деталей подвижного состава является разработка технических требований на их изготовление и контроль качества на уровне передового мирового опыта. (Доступно в печатной версии)
Новые и модернизируемые кузова вагонов электропоездов должны удовлетворять требованиям по динамическим качествам, в том числе включающим ограничение первой частоты собственных изгибных колебаний. Этот параметр является важной характеристикой кузова, связанной с вертикальной вибрацией, показателями плавности хода и уровнем комфорта пассажиров. Предварительная оценка частоты может быть выполнена с использованием расчетной формулы для пассажирских вагонов. Для снижения значительной погрешности расчета предлагается использование в формуле значения эквивалентной изгибной жесткости кузова. (Доступно в печатной версии)
Со 2 августа 2018 года на территории Российской Федерации вступили в силу положения технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в отношении локомотивов, эксплуатируемых на путях необщего пользования. Утвержденный техрегламентом запрет эксплуатации локомотивов, срок службы которых был продлен без модернизации и сертификации, может оказать существенное влияние на рынок услуг маневровой тяги. ИПЕМ в инициативном порядке провел опрос эксплуатантов маневровых локомотивов и заинтересованных представителей железнодорожной отрасли об их отношении к требованиям ТР ТС и различным аспектам регулирования. (Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
В начале 2019 года украинская транспортно-экспедиторская компания «Лемтранс» взяла в аренду у Operail два маневровых тепловоза С30-М. Они были сконструированы эстонским перевозчиком совместно с чешской компаний CZ Loko на основе магистральных локомотивов типа С30-7 производства General Electric. Предпосылки к созданию данного подвижного состава уходят в начало 2000-х годов. (Доступно в печатной версии)
В 2017 году «Конструкторское бюро “Городской транспорт”» (г. Мытищи), подразделение ООО «ТМХ Инжиниринг», разрабатывающее новые решения для АО «Трансмашхолдинг», приступило к созданию новой платформы рельсового автобуса РА-3, которая послужит базой для создания различных модификаций и исполнений в будущем. Одной из главных новаций является управление процессом торможения поезда. Согласно оценкам разработчиков, проектируемая комплексная система со смешанным режимом торможения позволит уменьшить потребление дизельного топлива и расходы на сервисное обслуживание. После проведения цикла приемо-сдаточных испытаний новые 23 состава поступят для эксплуатации АО «Центральная ППК». (Доступно в печатной версии)
Основные требования к контактной сети высокоскоростных железнодорожных магистралей – механическая прочность и повышенное натяжение медных или бронзовых контактных тросов, а также несущих; термо- и износостойкость; минимизация по массе всех конструктивных элементов при повышенных требованиях к их прочности и долговечности; надежная защита от коррозии. Для повышения прочности несущего и контактного тросов из медной проволоки со стальным сердечником с линейным касанием использовано круговое пластическое обжатие в роликовых волоках. Оптимизацию их конструкции и технологии производства проводили для обеспечения необходимой разрывной прочности при заданных габаритах с использованием методов конечно элементного моделирования. В результате его проведена модернизация несущих медно-стальных тросов серии МК-ВСМ-4 под требования СТУ для контактной сети КС-400 высокоскоростной магистрали ВСМ 2 Москва – Казань. (Доступно в печатной версии)
15 марта состоялось Общее собрание членов НП «ОПЖТ» под председательством президента Партнерства Валентина Гапановича. В работе приняли участие члены объединения, представители органов государственной власти, главные инженеры ОАО «РЖД», АО «НК «Казахстан темир жолы» и ГО «Белорусская железная дорога». (Доступно в PDF версии)
Весенние выпуски отраслевых журналов АО «Трансмашхолдинг», ПАО «НПК ОВК» и ГК «ЛокоТех» ждут своих читателей. Редакция «Техники железных дорог» подготовила краткий обзор их содержания. (Доступно в PDF версии)
В октябре 2018 года на совещании, прошедшем на станции Бекасово-Сортировочное, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что реализация Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года будет способствовать достижению ключевых национальных целей развития – росту экономики выше мировых темпов и обеспечению места России в пятерке ведущих экономик мира. Принятие этой программы также определит направления технической политики холдинга, а следовательно, условия работы для производителей подвижного состава, комплектующих, железнодорожного оборудования и ИТ-решений. О требованиях к новому подвижному составу, изменениях в закупках, новых технологиях и цифровизации – в интервью с заместителем генерального директора – главным инженером ОАО «РЖД» Сергеем Кобзевым. (Доступно в PDF версии)
В новой рубрике «Возможности развития» рассказывается о стратегических шагах крупнейшего производителя подвижного состава в России – АО «Трансмашхолдинг», направленных на развитие постоянного присутствия на международных рынках. Эти задачи подразумевают не только создание на местах производственных и инжиниринговых центров, но и в ряде случаев возрождение железнодорожной промышленности в странах, которые в ней остро нуждаются. При этом холдинг готов становиться «локомотивом» для российских партнеров, предоставляя возможности для кооперации за рубежом. (Доступно в PDF версии)
В настоящее время дефицит колесных пар затрагивает всех без исключения участников процесса изготовления, эксплуатации и ремонта грузовых вагонов. Подводя итоги работы вагонного хозяйства за предыдущий год, можно констатировать: потребность в дисках колесных пар в Российской Федерации составила 1,628 млн ед., в том числе 550 тыс. дисков для вагоностроения, и 1,078 млн дисков для ремонта вагонов. (Доступно в PDF версии)
Образовавшийся дефицит колес для грузовых вагонов обусловлен рядом факторов управленческого и технического характера. Потребители и производители колес демонтировали прежнюю систему мониторинга циклической кривой потребности в грузовых вагонах и запчастей к ним, а новая система не создана. Прежде всего субъектами экономической деятельности недооценивается потребность в долгосрочных и среднесрочных прогнозах. Отсюда вытекают ошибочные управленческие действия, которые накопили пресловутый дефицит. (Доступно в PDF версии)
Грузовые вагоны, поставленные на сеть в 2011-2012 годах, приближаются к срокам проведения деповских и капитальных ремонтов. На рынок выходят новые игроки, обостряется конкуренция, растет потребность в запасных частях. Представители отрасли – вагоностроители, эксплуатанты и ремонтные предприятия – поделились своим оценками будущего вагоноремонтного сегмента. (Доступно в PDF версии)
С момента реформы на железнодорожном транспорте прошло более 15 лет. В течение этого периода одним из основных актуальных вопросов является баланс парка грузовых вагонов, требующий системного подхода по определению потребного парка и спроса на грузовые вагоны на долгосрочную перспективу с целью минимизации рисков для всех участников перевозочного процесса. (Доступно в печатной версии)
Наблюдаемый уже третий год подряд синхронный рост производства и спроса на промышленную продукцию обеспечивается в первую очередь благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Основной прирост промышленных индексов в 2018 году был вновь обеспечен добывающими экспортоориентированными отраслями. Рост других продолжает зависеть от целого ряда факторов: динамики доходов населения, условий кредитования, стабильности валютных курсов, мер государственной поддержки и мер защиты внутреннего рынка от экспорта со стороны зарубежных стран. (Доступно в печатной версии)
Для повышения ответственности поставщиков услуг сервисного обслуживания локомотивов за их качество в механизме взаимодействия с потребителем (например, балансодержателем локомотивного парка) предлагается использовать соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA). SLA – инструмент регулирования взаимоотношений между поставщиком и потребителем услуг, направленный на обеспечение их качества. Сервисное обслуживание локомотивов как услуга сформировалось в середине 2014 года в результате реформирования локомотивного комплекса ОАО «РЖД». (Доступно в печатной версии)
Весь 2018 год стал рекордным для России по стоимости отгруженной продукции отрасли железнодорожного машиностроения. Объемы производства в натуральном выражении также демонстрировали положительную динамику по всем подотраслям. Это связано с рядом факторов, индивидуальных для каждой сферы. Чем был вызван данный рост и стоит ли ожидать дальнейшего увеличения показателей? (Доступно в печатной версии)
Внедрение инновационных грузовых вагонов с повышенными осевыми нагрузками должно осуществляться на основе оценки экономической эффективности их эксплуатации. Одним из ключевых параметров такой оценки является величина изменения затрат на текущее содержание железнодорожного пути, включая земляное полотно, искусственные сооружения и верхнее строение пути. (Доступно в печатной версии)
Эксплуатационные свойства железнодорожных колес – это сложный качественный комплекс прочностных, трещиностойких, износостойких и других показателей, способных обеспечить долговременную и надежную работу колесных пар подвижного состава. В качестве конструкционного материала для изготовления железнодорожных колес в мировой практике используется углеродистая сталь с некоторыми национальными особенностями по техническим требованиям к ней в зависимости от условий эксплуатации колес в странах-изготовителях. Применяемая сталь для производства колес по химическому составу стран-изготовителей близка и особых различий в служебных свойствах их транспортной металлопродукции не обеспечивает. Основное различие заключено в самих колесах: в способах их производства и технологических процессах, задействованных в изготовлении колес. (Доступно в печатной версии)
Одним из приоритетных направлений технической политики локомотивного комплекса в отношении тягового подвижного состава (ТПС), от которого в значительной мере зависят безопасность движения и эффективность работы транспорта на железных дорогах нашей страны, является обеспечение высокого уровня безотказности и готовности локомотивов. В статье рассмотрен ряд необходимых изменений в оценке показателей надежности железнодорожной техники. Сформулированы основные направления развития подходов к оценке показателей надежности в краткосрочной и долгосрочной перспективах. (Доступно в печатной версии)
Для новых перспективных конструкций дисковых тормозов пассажирских поездов необходимо проведение исследований спектров мощности акустической эмиссии для различных стадий процесса образования волнообразных температурных деформаций поверхности тормозного диска, отражающих закономерности периодических процессов его теплового расширения для случаев простого и сложного относительного движения фрикционных поверхностей. В статье предложена математическая модель нестационарного фрикционного взаимодействия тормозной колодки с тормозным диском, которая описывает нестационарные тепловые процессы и связанные с ними нестационарные поля внутренних напряжений и поверхностных деформаций, приводящие к возникновению акустической эмиссии. (Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
Основные технико-экономические показатели железнодорожных перевозок определяются уровнем динамического взаимодействия в системе «колесо-рельс». Используемая во всех видах подвижного состава стандартная колесная пара обладает рядом серьезных недостатков: значительная необрессоренная масса, «паразитное» проскальзывание колес по рельсам, которое формирует извилистое движение подвижного состава в пределах рельсовой колеи, повышенный износ поверхностей катания колес и рельсов и т. д. Для их устранения предложена новая блочная конструкция колесной пары, особенностью которой является независимое вращение всех поверхностей катания колес, контактирующих с рельсом. В статье представлены результаты статических и тормозных испытаний и опытных поездок по тракционным путям на Экспериментальном кольце в Щербинке (Москва). Блочная колесная пара предназначена для использования на всех видах нетягового подвижного состава на магистральных линиях ОАО «РЖД». (Доступно в печатной версии)
В 1 части статьи (опубликована в № 3 (43) август 2018) были сделаны выводы о том, что высокий уровень надежности узлов подвижного состава может быть обеспечен, если их техническое обслуживание происходит своевременно, до достижения критического состояния. Актуальным решением данной проблемы является применение бортовых систем мониторинга и диагностики, с помощью которых можно получить достоверную оценку состояния узлов и снизить затраты на их ремонт, производимый не в плановом порядке, а по мере необходимости на основании полученных данных. Бортовая система мониторинга подвижного состава, в основе построения которой реализован модульный подход, позволяет адаптировать ее для решения различных задач контроля и диагностики узлов, а также давать оценку состояния железнодорожного пути. (Доступно в печатной версии)
В конце 2018 – начале 2019 года вышли очередные выпуски журналов АО «Трансмашхолдинг», ПАО «НПК ОВК» и ГК «ЛокоТех». Редакция «Техники железных дорог» подготовила краткий обзор их содержания. (Доступно в PDF версии)
30 ноября 2018 года под председательством президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича состоялось Общее собрание Партнерства, на котором присутствовали 109 участников, представляющих 90 организаций. В ходе работы были утверждены План мероприятий и Программа стандартизации на 2019 год, проведены выборы в органы управления отраслевого объединения. (Доступно в PDF версии)
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»