Ориентация на Восток: тенденции российского экспорта в новых условиях

slide

За минувший год конъюнктура рынка сбыта отечественной железнодорожной техники и смежных технологий за рубеж существенно изменилась в условиях введенных против России санкций. Перемены затронули экспорт во многих областях, включая географию поставок, логистику и номенклатуру продукции. Своим мнением об этих изменениях и перспективах на глобальном рынке с «Техникой железных дорог» поделились эксперты и представители отрасли.

Пеканов ТМХ.jpg

А.А. Пеканов, руководитель Департамента развития и контроля системы сбыта АО «Трансмашхолдинг»


Группа ТМХ на протяжении многих лет вносит весомый вклад в развитие гражданского неэнергетического высокотехнологичного экспорта Российской Федерации. За последние пять лет за рубеж было поставлено продукции на сумму более чем 142 млрд рублей. 


Традиционными и стабильными рынками для компании являются граничащие с Россией страны с железнодорожной колеей 1520 мм – Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Монголия и Узбекистан. В последние годы впервые был реализован ряд проектов развития экспорта в таких странах, как Грузия, Египет, Индия, Киргизия и Туркменистан. Номенклатура поставляемой продукции включает в себя локомотивы, пассажирские вагоны, поезда метро, электропоезда, а также запчасти и компоненты для обслуживания техники. 


Холдинг активно продолжает работу по обеспечению технологического суверенитета России. В прошлом году была проведена масштабная и кропотливая работа по поиску альтернативных комплектующих для производства подвижного состава. Выполнена замена порядка 7 тыс. наименований импортных комплектующих на отечественные на всей технике. На сегодняшний день нет ограничений для стабильного выпуска любой продукции из продуктового портфеля компании. 


Группа ТМХ продолжает успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями подвижного состава как на территории пространства 1520, так и на мировом рынке. 


В Египте в дополнение к контракту на поставку 1 350 пассажирских вагонов общей стоимостью более 1 млрд евро, заключенному по итогам международного тендера в 2018 году, в 2022–2023 годы был подписан пакет соглашений, предусматривающих дополнительную поставку 50 вагонов с зонами для вендинговых автоматов и организацию 12-летнего технического обслуживания вагонного парка на сумму 430 млн евро.

 

В апреле 2023 года одержана победа в международном тендере Индийских железных дорог на производство, поставку и долгосрочное сервисное обслуживание 120 шестнадцативагонных (всего 1 920 вагонов) электропоездов дальнего следования общей стоимостью до 6,5 млрд долларов. Ценовое предложение консорциума, в который входила Группа ТМХ, признали предпочтительным, при этом участниками конкурса было большинство мировых производителей этой техники. 


В настоящее время Группа ТМХ продолжает переговоры с рядом стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, в которых есть высокий спрос на локомотивы, дизель-поезда и пассажирские вагоны. При этом совместно с российскими институтами развития, такими как РЭЦ, ВЭБ.РФ, ФРП, компания предлагает на рынках сбыта комплексную модель поставки и сопровождения продукции на жизненном цикле, включающую предоставление льготного финансирования поставщика, субсидирование части затратна создание сервисного центра в стране поставки и другие преференции. Это и позволяет поддерживать высокую конкурентоспособность российского производителя железнодорожной техники на мировом рынке, постоянно раздвигая границы своего присутствия. 


Зубихин А.В.jpg

А.В. Зубихин, первый заместитель генерального директора АО «Синара – Транспортные Машины» по продажам и взаимодействию с органами власти


Холдинг СТМ исторически экспортировал железнодорожную технику в страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и других регионов. За 15 лет было поставлено порядка 1,8 тыс. единиц различных видов техники. Только за последние два года компания отправила на экспорт железнодорожных машин на сумму свыше 5,5 млрд рублей. 


Сегодня технику СТМ можно встретить в 20 странах – она эксплуатируется как на промышленных предприятиях, так и на железнодорожных путях национальных перевозчиков, обеспечивая грузоперевозки, работоспособность и безопасность железнодорожного полотна. 


Инновационная техника производства СТМ – лучший инструмент дипломатии в современных реалиях. Она связывает страны и континенты, являясь амбассадором России в мире. 


СТМ ежегодно развивают и наращивают объем экспортных поставок – сейчас фокус и внимание сконцентрированы на рынках Индии и стран СНГ пространства 1520. Наряду с этим обновляются и модернизируются соглашения с уже сложившимися партнерами. В планах первой половины 2023 года – заключение контрактов на 6 млрд рублей, что свидетельствует об уверенном росте заинтересованности клиентов в продукции холдинга. 


Успех развития экспортного направления во многом обусловлен системными мерами Минпромторга и Российского экспортного центра – внедрены и уже показывают положительный эффект такие инструменты, как омологация, транспортные субсидии, постпродажное сервисное обслуживание. Параллельно СТМ инициируют и разрабатывают дополнительные новые варианты господдержки, которые получают положительный отклик Правительства РФ, например, прорабатывается возможность создания особых экономических зон за рубежом.


Болотский ДН ГК 1520.jpg

Д.Н. Болотский, заместитель генерального директора по международным проектам Группы компаний 1520


ГК 1520 производит и экспортирует системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи – напольное оборудование (светофоры, стрелочные приводы), по-прежнему востребованную релейную продукцию и современные цифровые системы управления движением поездов. Основной экспортный рынок – страны колеи 1520 мм. Компания ввела интервальное регулирование движения по радиоканалу более чем на тысяче километров Трансмонгольской магистрали, запустила интеллектуальную систему управления процессами перевозок на основе нейросети в Казахстане, оснастила метро Ташкента микропроцессорной централизацией. Есть успешные проекты в Восточной Европе, в частности, в Сербии. Активно работаем над развитием рынков Африки, Ближнего Востока, Индии.

К тому, что придется искать альтернативу некоторым импортным комплектующим, готовились еще до ввода санкций. Повысили степень локализации производства – сегодня этот показатель составляет 95%,наладили взаимодействие с российскими поставщиками. Сделали запасы комплектующих, чтобы переход на новые источники был безболезненным и не отразился на заказчиках.

С точки зрения рынков основной удар пришелся на логистику. Перестройка цепочек может влиять на сроки поставок, но и с этим мы уже справились. В новых условиях важны надежность транспортных коридоров и рост скорости перевозок. Часть направлений заблокирована, но это стимулирует развитие других. Акцент смещается на восток и юг, растет роль СНГ, расширяются связи с более дальними странами. Востребованы системы, материалы и технологии, позволяющие в кратчайшие сроки развивать инфраструктуру рельсового транспорта и добиваться максимальной эффективности перевозок. Здесь полезен наш опыт не только в части автоматики, но и реализации комплексных проектов: от проектирования до полного оснащения и эксплуатации инфраструктуры железных дорог.

При работе на новых рынках мы нацелены на поиск надежных локальных партнеров и развитие взаимодействия. Сложно построить инфраструктуру «на земле», если ты просто «гость». Локализация и партнерство – оптимальный вариант: заказчики уверены в стабильной и долго временной совместной работе, мы узнаем специфику, местные правила и требования для подбора решений.

Среди наших преимуществ – опыт эксплуатации продукции на огромной территории России и стран СНГ. Климат –от аномального холода до жары, сложный рельеф, интенсивное движение, густонаселенные и, наоборот, безлюдные районы. Отсюда серьезные требования к материалам, методам проектирования и строительства, которым наши системы полностью соответствуют и работают надежно и бесперебойно в самых разных условиях.

Сошников А.В. ЭЛТЕЗА.jpg

А. В. Сошников, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ОАО «ЭЛТЕЗА»
 

Оборудование компании эксплуатируется на всей сети железных дорог России, государств СНГ, а также стран дальнего зарубежья. Среди решений, которые мы предлагаем на экспорт, –микропроцессорная централизация стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ и новейшая МПЦ-ЭЛ-20, аппаратура тональных рельсовых цепей, напольное оборудование систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), строительство и техническое перевооружение систем интервального регулирования движения поездов на перегонах. Ассортимент продукции охватывает более 6 тыс. видов компонентов систем СЦБ и связи, из которых формируются десятки высокотехнологичных решений для железнодорожной инфраструктуры. Спектр инновационных продуктов компании включает весь комплекс устройств СЦБ и связи – от систем диспетчерского управления перевозочным процессом и микропроцессорных систем управления движением до напольного оборудования и бортовых систем безопасности. При этом уровень локализации производства составляет 95% – можно сказать, что компания достигла производственного суверенитета.

В настоящее время «ЭЛТЕЗА» проводит модернизацию систем СЦБ в электродепо «Узбекистан» на кольцевой линии Ташкентского метрополитена с применением систем МПЦ-ЭЛи РПЦ-ЭЛ. Ранее был реализован проект по развертыванию системы управления движением поездов по радиоканалу с подвижными блок-участками (соответствие ETCS уровню 3) на железных дорогах в Монголии в рамках комплексной модернизации Трансмонгольской магистрали (более 1 тыс.км).

Однако по-прежнему важнейший и основной рынок сбыта продукции компании – это Россия, в обычном режиме ведется взаимодействие с заказчиками из стран СНГ. Относительно экспорта продукции в регионы дальнего зарубежья фокус сместился с Запада на Восток, на страны Азии и Африки.

При этом компания «ЭЛТЕЗА» в своей работе придерживается строгих стандартов контроля качества и сертификации продукции, срок службы некоторых изделий достигает 25 лет и больше. Требования ОАО «РЖД» – нашего основного заказчика – относительно сертификации и безопасности продукции порой выше, чем прописано в западных стандартах, что позволяет предлагать продукцию компании практически на всех рынках без существенных доработок с точки зрения безопасности. Также в РЖД большое внимание уделяется кибербезопасности – в этом вопросе отечественные компании находятся на шаг впереди отдельных западных разработчиков.


А. Романчиков ТМХ VDM_132.jpg

А.М. Романчиков, генеральный директор «ТМХ-Интеллектуальные системы»


Группа ТМХ-ИС предлагает заказчикам широкий спектр продукции, включая как традиционные системы управления движением – МПЦ и рельсовые цепи, отвечающие современным мировым стандартам по безопасности и надежности, так и инновационные решения на базе искусственного интеллекта и машинного зрения – системы обнаружения препятствий, дистанционного управления подвижным составом и систему видеоконтроля при движении вагонами вперед.

Наша компания готова предлагать свои решения для магистральных железных дорог, метрополитенов и крупных промышленных предприятий.

Так, например, на рынке Казахстана ТМХ-ИС работает с 2018 года. За это время успешно реализован пилотный проект по внедрению системы микропроцессорной централизации CTRL@LOCK 400 на станции Майлытагай, ведется работа по ее внедрению на других участках в рамках инвестиционной программы АО «НК«КТЖ».В начале 2023 года был заключен контракт с одним из крупнейших угледобывающих предприятий Казахстана на поставку CTRL@VISION WE – системы видеоконтроля при движении вагонами вперед, которая позволит минимизировать риски сходов и столкновений подвижного состава, а также травмирования работников – составителей поездов. Летом 2023 года с этой же компанией планируем запустить в эксплуатацию систему МПЦ CTRL@LOCK 200.

На рынке Узбекистана ТМХ-ИС работает с 2020 года. За это время были внедрены современные системы МПЦ CTRL@LOCK 200 на предприятиях Алмалыкского горно-металлургического комбината, Ташкентском металлургическом заводе и Шуртанском газохимическом комплексе. Компания «Транстелесофт» (входит в дивизион ТМХ-Группа ТМХ-ИС) активно экспортирует систему локомотивной безопасности «БОРТ» в Казахстан. Так, с 2019 года в Казахстане ею было оборудовано порядка 150 локомотивов. В апреле 2023 года комплект оборудования «БОРТ» поставлен в Узбекистан и готовится к установке на локомотив. В получении этой технологии также заинтересованы железнодорожные компании Кыргызстана и Туркменистана.

В части логистики мы сделали упор на локализацию производства и использование преференций локального производителя. В частности, в апреле 2023 года мы открыли современную производственную площадку по выпуску систем микропроцессорной централизации CTRL@LOCK 400 на базе Астанинского эксплуатационного локомотивного депо. Координировать работу площадки и взаимодействие с заказчиками как в Казахстане,так и в других странах СНГ будет наше представительство – компания «ЛокоТехСигнал Азия», которая была открыта еще в 2018 году. Сегодня компания стала полноценным центром компетенций, который занимается проектированием, разработкой и реализацией проектов в сфере железнодорожной автоматики. Также в апреле этого года в Казахстане была открыта еще одна площадка для локализации производства локомотивных бортовых систем безопасности «БОРТ».

Важнейшим критерием развития экспорта в современных реалиях является увеличение уровня локализации. Чем он выше, тем больше перспектив у продукта. Это помогает нивелировать логистические риски, а также создает преференции для локальных производителей со стороны государства – приоритетные условия для участия в тендерах.

Фото: tvernews.ru

25 мая, 2023