Интервью с Всеволодом Петровичем Бабушкиным, заместителем директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России, о мерах государственной поддержки транспортного машиностроения в 2016 году и планах на текущий год. (Доступно в pdf версии)
В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу IV квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. После нескольких лет падения промышленности в России в конце 2016 года наметился ее незначительный рост. Темпы роста индекса ИПЕМ-производство находятся на стабильно высоких уровнях (+3,1% – в IV квартале 2016 года к аналогичному периоду прошлого года). Показатель спроса по итогу квартала также вышел в положительную зону приростов (+1,8%). Однако динамика по секторам достаточно неоднородная. Драйверами роста выступают добывающий и низкотехнологичный сектора экономики. Положительными признаками можно считать рост цен на энергоносители (нефть и уголь), которые подстегнули экспорт сырья из России. Продолжающийся инвестиционный процесс в отдельных высоко- и среднетехнологичных отраслях промышленности не позволяет этим секторам глубоко просесть по итогам рассматриваемого периода. В автопроме в конце 2016 года наметилось восстановление рынка: сектор продемонстрировал рост выпуска продукции. (Доступно в pdf версии)
Международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS был разработан в 2006 году Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) по инициативе крупнейших производителей железнодорожной техники: Alstom Transport, Siemens, AnsaldoBreda, Bombardier Transportation. Стандарт получил широкое распространение: выдано 1 508 сертификатов в 51 стране, из них 113 сертификатов – в России. В настоящее время в связи с эволюцией стандарта ведутся работы по интеграции IRIS в систему Международной организации по стандартизации ISO. (Доступно в pdf версии)
2016-й стал годом суровых испытаний, новых надежд для транспортного машиностроения России и рекордов по ряду показателей. И если у отдельных подотраслей получилось справиться с возникшими трудностями и найти пути решения, то другим для выхода из кризиса необходима поддержка государства. В статье представлен обзор транспортного машиностроения России в 2016 году с разбивкой по ключевым подотраслям, проанализированы проблемы и достижения отрасли и спрогнозированы основные векторы развития на ближайшую перспективу. (Доступно в pdf версии)
На Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» станции Щербинка в декабре 2016 года завершились сравнительные испытания 4-х типов безбалластных конструкций пути – LVT (РЖДстрой, Россия), FFB (MaxBogl, Германия), NBT (Alstom, Франция), EBS (Tines, Польша). Они проводились в соответствии с программой и методикой полигонных испытаний, утвержденной ОАО «РЖД». Пропущенный тоннаж по опытному участку из 4-х конструкций составил 600 млн т брутто. В статье кратко описана технология строительства опытных конструкций. Представлены результаты сравнительных испытаний в части геометрии рельсовой колеи, состояния рельсовых скреплений, дефектности бетонного слоя. Оценены трудозатраты на текущее содержание опытных конструкций безбалластного пути и дана их сравнительная оценка. (Доступно в pdf версии)
В статье рассматривается вопрос о возможности дальнейшего увеличения осевых нагрузок грузовых вагонов. Показано, что вагоны с осевой нагрузкой 25 тс не оказывают повышенного воздействия на железнодорожный путь как в новом состоянии, так и с пробегом 300 тыс. км. Рассмотрены критерии, выполнение которых позволяет увеличивать осевую нагрузку грузовых вагонов с обеспечением не превышения нормативных значений по воздействию вагонов на инфраструктуру. Показано, что в диапазоне скоростей движения до 90 км/ч увеличение прогиба рессорного подвешивания до 90 мм может позволить иметь осевую нагрузку 28 тс. Проведено сравнение технико-экономических характеристик перспективных полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс на тележках модели 18-6863 (разработка ООО «ВНИЦТТ») и типовых полувагонов с осевой нагрузках 23,5 тс. Сделан вывод о целесообразности развития тяжеловесного движения. (Доступно в pdf версии)
В статье изложены результаты создания и испытаний осей и колес колесных пар скоростного подвижного состава ОАО «РЖД». Благодаря международному сотрудничеству последнее десятилетие характеризуется развитием скоростного сообщения на российских железных дорогах. Адаптация европейского подвижного состава к условиям эксплуатации в России потребовала тесного сотрудничества зарубежных и отечествнных изготовителей, испытателей и потребителей новой техники, а также гармонизации нормативной базы. Полученный опыт будет использован для дальнейшего развития скоростного и высокоскоростного движения на отечественном железнодорожном транспорте. (Доступно в pdf версии)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Одной из важных и основных задач ОАО «РЖД», предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, является увеличение объема грузовых перевозок по сети железных дорог России. Регулярный рост мировой экономики, развитие сухопутного транспортного сообщения между Юго-Восточной Азией и Европой и реальная перспектива Транссибирской магистрали стать важным транспортным связующим звеном между странами Евроазиатских регионов – все это требует от ОАО «РЖД» активных действий по повышению эффективности железнодорожных грузоперевозок, что в настоящее время невозможно без повышения технического уровня действующего парка тягового электроподвижного состава или его своевременного обновления. В статье освещены актуальные пути повышения тяговых свойств современных электровозов переменного тока. Приведены результаты эксплуатационных испытаний электровозов переменного тока с поосным регулированием силы тяги, оборудованных асинхронными и коллекторными тяговыми электродвигателями. Озвучены перспективы развития электровозной тяги на железных дорогах России, в особенности на Восточном полигоне, до 2025 года. (Доступно в pdf версии)
В условиях падения спроса на мировых рынках произошло усиление конкурентной борьбы и на внутрироссийском, в которой наши производители часто проигрывают иностранцам именно по качественным критериям. В области неразрушающего контроля колец буксовых подшипников национальные производители стран СНГ технологически отстают от иностранных производителей. В статье сделан вывод об актуальности внедрения вихретоковых структуроскопов при входном контроле колец буксовых подшипников на предприятиях-потребителях. Приведены данные о применении разных средств неразрушающего контроля колец буксовых подшипников. Рассмотрен положительный опыт применения вихретоковых структуроскопов в подшипниковой промышленности. Приведены статистические данные по отказам роликовых радиальных цилиндрических буксовых подшипников основных производителей. (Доступно в pdf версии)
Увеличение провозной способности железных дорог страны является одной из важнейших народно-хозяйственных задач по повышению эффективности использования железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» в последние годы этому уделяет большое внимание, особенно на железных дорогах, расположенных в азиатской части страны, где увеличивается поток народнохозяйственных грузов, идущих с востока на запад. В статье приводятся результаты исследования условий уменьшения продольных силовых возмущений в длинносоставном грузовом поезде при распределенном управлении торможением поезда (РУТП). Даются практические рекомендации и порядок определения мест установки блоков хвостового вагона (БХВ) по длине поезде при любом порядке распределения груженых или порожних вагонов. (Доступно в pdf версии)
Стоимость жизненного цикла сложных технических систем железнодорожного транспорта помимо затрат единовременного характера (инвестиций в инфраструктуру при производстве реконструкции верхнего строения железнодорожного пути на эксплуатируемом участке, выполнения промежуточных капитальных путевых работ) включает и эксплуатационные расходы на текущее содержание, организация и качество которого определяет безопасность перевозочного процесса с максимально допустимыми скоростями и осевыми нагрузками за срок службы (срок полезного использования) в межремонтном цикле. Именно поэтому вопросы технического обслуживания высокоскоростной железнодорожной линии (ВСМ) должны решаться еще на стадии разработки технических условий для проектирования и в комплексе с разработкой требований к элементам конструкции пути на ВСМ. Об этом в научной статье. (Доступно в pdf версии)
Russia’s rolling stock manufacturing sector experienced a year of tough challenges, new hopes and some records in 2016. Some sub-sectors managed to overcome the difficulties caused by the recent financial crisis. However, others required state support in order to remain in operation.
In December 2016, tests of four slab track systems - LVT (RZDstroy, Russia), FFB (MaxBögl, Germany), NBT (Alstom, France), and EBS (Tines, Poland) - were completed at VNIIZhT’s test facilities in Scherbinka near Moscow. The tests were conducted in accordance with a field test programme and methods validated by Russian Railways (RZD). The four-track line section selected for the trials carried a gross tonnage of 600 million tons throughout the approximately 22 month-long test.
Following reforms introduced on July 1 2014, most maintenance and repair (MROs) of Russian locomotives was transferred to independent service companies. Almost 15,000 of Russian Railways' (RZD) locomotives, or more than 70% of the TPS fleet, are now serviced and repaired under a 40-year contract with enterprises which are part of Locomotive Technologies (LokoTech), with the service companies' revenue depending on the locomotives performance.
The technical specification for Russia's very high-speed rolling stock was developed in 2015 and further updated in 2017. The specification follows world best practice for operating very high-speed trains and also incorporates experiences from high-speed operations using Siemens Velaro RUS high-speed trains on the Moscow – St Petersburg line.
The statistic material was prepared by the Institute of Natural Monopolies Research (IPEM). Source: official data of Russian state authorities, Russian Railways JSC, rolling stock manufacturers. Only in print version.
Technology transfer plays an important role in the global railway industry, particularly in the development of infrastructure and rolling stock. The process has become the primary method of promoting innovation from the development stage to commercialization, and includes various ways of transforming an idea into a commercial product, including transferring patents, developing technical documentation, exchanging scientific results, and creating joint ventures. National railway operators have introduced requirements for localizing commercial products, which have led to the establishment of a large number of local enterprises over the last decade.
On May 24 2017 the International Organization for Standardization (ISO) published a standard for quality management systems in the rail sector, ISO/TS 22163:2017 “Railway applications – Quality management system – Business management system requirements for rail organizations: ISO 9001:2015 and particular requirements for application in the rail sector”.
During a meeting with Russian president, Vladimir Putin, the president of Russian Railways (RZD), Oleg Belozerov, summarized the preliminary performance of the new Moscow Central Ring Railway (MCR), which entered service on September 10 2016. State-of-the-art technologies, including a new train control system, have been successfully piloted on the line and have proven their worth in difficult and demanding conditions resulting from a tight time schedule. The train control system had already been deployed successfully in Sochi during the Olympics, and in Moscow, the first months of operation were used to test various individual systems in real passenger conditions.
Enhancing capacity is one of key macroeconomic objectives of current strategies to improve the efficiency of railway transportation in Russia. In particular, Russian Railways (RZD) has emphasized this through recent investments in its infrastructure in the east of Russia in order to facilitate the transport of a higher volume of goods from east to west.
Construction of automated light transport systems designed to transport large numbers of people is experiencing steady growth across the world. Similarly, local computerized freight transportation systems are increasingly being adopted. In many areas a new traction principle, linear induction motors (LIM), is driving these developments following successful tests in Russia.
In the entire course of history, 10 years is a very short space of time. But for an institution committed to achieving its objectives, and when all representatives are working together towards a specific objective, a great deal can and has been accomplished in this period. The Union of Industries of Railway Equipment (UIRE) was established on June 14th 2007. Its founder and president is Valentin Gapanovitch, and the association consists of 174 member-companies from 34 federal states of the Russian Federation. Together the member companies are responsible for almost 90% of Russia's total railway industrial output.
A proposal to build a special railway loop for locomotive trials was initiated by Alexey Dolinzhev, an employee of the Institute for Motive Power Modernization. His proposal was derived from the understanding that a special closed and level profile railway loop was required to study steam locomotives parameters, a proposal for which was put forward as early as 1901 by Prof. Yury Lomonosov, the pioneer of Russian locomotive performance testing. The idea was finally realised in 1932 with the creation of a loop designed for testing various rolling stock, and railway components and systems in real-life conditions. For the first time in the world, the facility would combine the accuracy of laboratory-based tests with field operating conditions.
Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности во второй половине 2016 года, – постепенное восстановление экономического и промышленного роста в стране. Об этом свидетельствуют квартальные результаты индексов ИПЕМ. Темпы роста индекса ИПЕМ-производство находятся на стабильно высоких уровнях. Показатель спроса по итогу квартала также вышел в положительную зону приростов. Драйверами роста выступают добывающий и низкотехнологичный сектора экономики. Положительными признаками можно считать стабилизацию на валютном рынке, а также рост цен на энергоносители. Продолжающийся инвестиционный процесс в отдельных высоко- и среднетехнологичных отраслях промышленности не позволяет этим секторам глубоко просесть по итогам отчетного периода. В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу III квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. (Доступно в pdf)
В статье дан глубокий анализ состояния ГЭТ в России (инфраструктура, подвижной состав, экономика), рассматриваются причины бедственного положения городского электрического транспорта в городах. (Доступно в pdf)
Перепланировка транспортных потоков города – сложный и дорогостоящий процесс, поэтому от выбранной стратегии зависит результат, а также образ будущего города. Российские города фактически не используют опыт, накопленный как внутри нашей страны, так и во многих городах мира за последние полвека. Результатом этого становится повторение типичных ошибок, уже имевших место в мировой практике. России необходим Центр компетенций по развитию систем городского общественного транспорта, который выработал бы типовые решения для городов и масштабировал их. В статье предлагается последовательность мероприятий по формированию нового сегмента экономики. (Доступно в pdf)
По сравнению с индивидуальным общественный транспорт обладает некоторыми недостатками: скорость, комфорт и гибкость. Тем не менее у последнего существует хороший потенциал для создания синергии между разными видами общественного транспорта с целью достижения максимальных характеристик. На основе исследуемых данных по скорости движения автобусов, рельсового транспорта, логистики пересадок можно сказать, что возможность для создания единой транспортной системы, которая будет обладать рядом достоинств по сравнению с индивидуальным транспортом, есть. В данной статье рассмотрены основные предпосылки для развития единой транспортной системы в крупных городах мира. Приведены существующие программы разработки различных концепций разработки единой транспортной системы. Рассмотрен успешный опыт Сингапура в разрезе развития транспортной системы до 2030 года. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Во время встречи с президентом России президент ОАО «РЖД» подвел первые итоги работы Московского центрального кольца (МЦК). Новая транспортная структура столицы начала работать в режиме коммерческой эксплуатации. В статье рассказывается о новейших технологиях управления движением поездов на Московском центральном кольце. Автоматизированные системы обеспечивают бессветофорное движение с подвижными блок-участками. Большое внимание уделено вопросам обеспечения безопасности движения поездов, в том числе и кибербезопасности. Система управления движением на МЦК является элементом интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте и цифровой железной дороги. (Доступно в pdf)
В последнее время в мире наблюдается бурный рост облегченных автоматизированных транспортных систем, предназначенных для перевозки устойчивого пассажиропотока, а также создания грузовых автоматизированных транспортных систем локального назначения. Статья посвящена проблемам применения тягового линейного электропривода в различных типах транспортных средств. Рассмотрены результаты экспериментальных работ, проведенных в ОАО ИНЦ «ТЭМП». Предложены возможные варианты применения ТЛЭП в транспортных системах. (Доступно в pdf)
В начале 2015 года в Санкт-Петербурге встал вопрос о трамвайном обслуживании Васильевского острова на время ремонта Тучкова моста, на время ремонта сохранение трамвайного движения по мосту не планировалось. СПб ГУП «Горэлектротранс» приняло решение о сохранении движения на участке от Тучкова моста, при этом подвижной состав должен был быть исключительно челночного типа (из-за невозможности организации разворотного кольца возле Тучкова моста). Опыт эксплуатации челночных маршрутов у СПб ГУП «Горэлектротранс» уже был, поэтому первоначально планировалось использовать уже имевшиеся в наличии вагоны модели 71-631-02 производства ФГУП «УКВЗ им. С.М. Кирова». Но из-за возникших проблем с сочленением в ходе обкатки этих вагонов при прохождении кривых малого радиуса было принято решение использовать двухсторонние 4-осные вагоны, способные ездить в составе челночного поезда по системе многих единиц (СМЕ). Часть вагонов было решено создать путем модернизации трамваев ЛМ-68М. В статье рассмотрена глубокая модернизация трамваев модели ЛМ-68М и создание нового трамвая 71-301. Приведены сравнительные фотографии вагонов ЛМ-68М до и после модернизации. Описаны особенности конструкции трамваев ЛМ-68М3 и 71-301. (Доступно в pdf)
В статье представлена новая модель шестиосного, трехсекционного, низкопольного трамвайного вагона «УКВЗ им. С.М. Кирова» 71-633. Дано описание конструктивных особенностей новой модели. Рассмотрены технические решения для обеспечения максимальной безопасности, комфортности, доступности и ремонтопригодности трамвая. Представлены основные технические характеристики вагона. Обозначены основные направления развития трамвайного производства. (Доступно в pdf)
В статье приведены результаты численного эксперимента, выполненного в среде специализированного функционала Simulation и Motion программного комплекса SolidWorks, по исследованию процесса обрыва грузового каната, и по исследованию явления балансирования опорного устройства стреловых самоходных кранов (ССК) в процессе вращения поворотной платформы крана на заданный угол. Установлена качественная картина влияния ударного взаимодействия аутригера с опорной плитой при вращении платформы на режим нагружения крановой рамы. Результаты моделирования позволяют определить безопасные участки ядра опирания гарантированной устойчивости ССК. (Доступно в pdf)
Современные локомотивы, поступающие на сеть железных дорог ОАО «РЖД», отличаются высоким уровнем компьютеризации и автоматизации. Однако программное обеспечение, установленное на локомотивах, искусственно ограничивает возможности новой техники и не учитывает условия эксплуатации, не позволяя, таким образом, реализовывать подвижным составом заявляемые параметры. ПКБ CT ОАО «РЖД» совместно с производителем осуществили «тонкую настройку» нового электровоза 2ЭС5, что позволило раскрыть его конструктивные характеристики, кроме того, подобный опыт может послужить отправной точкой для разработки нового программного обеспечения для вновь построенных локомотивов. (Доступно в pdf)
В сентябре 2016 года ведущий транспортный вуз страны – Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II (МИИТ) – отметил свое 120-летие. Как именно создавался и развивался МИИТ сквозь века? Что позволило ему стать одним из ведущих транспортных вузов мира? Об этом – в исторической статье. (Доступно в pdf)
Своим рождением ОАО «Муромтепловоз» обязано предпринимательской деятельности двух выдающихся промышленников – Карла Федоровича и Николая Карловича фон Мекков, отца и сына, заложивших 100 лет назад паровозоремонтные мастерские. О зарождении Муромских паровозоремонтных мастерских, паровозоремонтном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, тепловозостроении и текущем положении векового завода – в исторической статье. (Доступно в pdf)
Выставка InnoTrans 2016, созданная 20 лет назад, с 20 по 23 сентября в 11-й раз собрала на своей площадке в Берлине ведущих представителей международного сообщества. Первое свое участие Россия приняла 10 лет назад, а в 2008 году представила англоязычный отраслевой журнал Railway Equipment, пятый номер которого гости выставки могли держать в своих руках. В этот раз InnoTrans прошла под знаком перехода к цифровым технологиям на рельсовом транспорте и упрочнения позиций на глобальном рынке Китая. Размах выставки все более впечатляет, продолжая свой рост и не оставляя посетителям никаких шансов осмотреть все экспонаты за отведенные дни. О мировых железнодорожных трендах, новинках, компонентах подвижного состава, средствах управления и диагностики, основных игроках рынка – в статье. (Доступно в pdf)
С 24 по 28 октября 2016 год на предприятиях Bombardier Transportation в Китае состоялся выездной семинар, организованный для российской делегации НП «ОПЖТ». Цель – изучение особенностей производства подвижного состава, подходов к локализации и применения стандартов IRIS. В статье рассказывается о производственных площадках, трендах Китая в ВСМ и железнодорожной отрасли в целом. (Доступно в pdf)
Мировой рынок промышленной робототехники показывает высокий темп роста. Какие регионы и страны являются лидерами мирового рынка? Какие отрасли демонстрируют наибольший спрос? На каком уровне развития находится российский рынок промышленной робототехники? Какие существуют ограничения развития российского рынка? В статье представлена динамика мировых продаж промышленных роботов, их уровень по регионам и странам (Китай, Япония, Южная Корея, США, Германия). Также рассматривается спрос на промышленные роботы по отраслям, плотность роботизации как показатель развития рынка. Рынок промышленных роботов в России крайне мал – около 500-600 роботов в год. В статье описываются причины столь низкого уровня использования роботов. (Доступно в pdf)
В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу II квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. Даны основные результаты расчета индексов со снятием сезонного фактора, а также в разрезе отраслевых групп. Представлен подробный анализ системообразующих отраслей промышленности России, в том числе топливно-энергетического комплекса. Выявлены основные факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на развитие промышленности в середине 2016 году. Также приводятся основные макроэкономические индикаторы состояния российской промышленности. (Доступно в pdf)
Уточнение целей и результатов аудитов систем менеджмента качества (СМК) позволит унифицировать требования к программам проверок и профессиональным компетенциям аудиторов, повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений по улучшению деятельности в области качества аудируемых предприятий. В статье рассмотрено понятие «инновационный аудит качества», анализируются цели аудитов в действующих стандартах, предложена структурная модель процесса аудита СМК, показано, при каких условиях аудит качества носит инновационный характер. (Доступно в pdf)
Накопленный с 2014 года практический опыт технического регулирования в едином экономическом пространстве выдвигает потребность в совершенствовании системы. Это актуально для железнодорожной отрасли, в которой вопросы безопасности являются приоритетными. Улучшения должны обеспечить доработку нормативной базы системы оценки соответствия в едином экономическом пространстве. Постепенный переход от оценки соответствия по стандартам на продукцию к системе оценки по стандартам безопасности такой продукции не только повысит такой уровень, но и даст более динамичное инновационное развитие отрасли. Указанные предложения рассматриваются на примере железнодорожного рельса как основы безопасности движения поездов. Предложения по совершенствованию нормативной и правовой базы технического регулирования рассматриваются в статье на примере железнодорожного рельса как основы безопасности движения поездов. (Доступно в pdf)
Авторами проанализированы основные направления развития безбалластной конструкции пути (БКП) при ее эксплуатации на железных дорогах России. В работе исследуются и сравниваются традиционный путь на балласте, безбалластный путь на земляном полотне и безбалластный путь на эстакаде. Также рассмотрены наиболее рациональные сферы применения БКП в зависимости от различных типов организации движения. Являясь проектом долгосрочным, безбалластный путь должен иметь определенные критерии оценки, необходимые для сравнения. Но, с точки зрения экономической эффективности, рассматривать столь длительные по времени проекты затруднительно, поскольку при дисконтировании денежных потоков происходит обнуление получаемых в будущем эффектов. Для их сохранения при долгосрочной реализации проекта авторами использован метод нелинейного учета ставки дисконтирования. В заключении, исходя из максимального накопленного эффекта и наступления срока окупаемости, даны рекомендации по выбору варианта конструкции пути. (Доступно в pdf)
XXI век – век инноваций, новых открытий, движения вперед. В статье представлен опыт развития тихвинской промышленной площадки, на территории которой в течение нескольких лет были возведены современные вагоностроительные предприятия АО «Тихвинский вагоностроительный завод» и ЗАО «ТихвинХимМаш». В условиях небольших по производственным меркам площадей были построены современные корпуса, оборудованные по последнему слову автоматизации и робототехники. При проектировании предприятий применялись ведущие мировые разработки в области конструкции, технологии и строительства. (Доступно в pdf)
Все большее внимание среди предприятий – поставщиков ОАО «РЖД» уделяется вопросам управления безопасностью и качеством выпускаемой продукции, что отражается в конкурентных преимуществах при выборе поставщиков. Прежде всего речь идет о внедрении системы менеджмента бизнеса (СМБ) по требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industrial Standard). В статье раскрывается назначение международного стандарта IRIS для производителей железнодорожной техники, технология определения ключевых показателей деятельности бизнес-процессов для железнодорожных предприятий на примере научно-исследовательской лаборатории УрГУПС «Компьютерные системы автоматики». (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в pdf)
Применение трехмерного (объемного) моделирования в процессе проектирования изделий в машиностроительных отраслях насчитывает не одно десятилетие. С появлением чертежей появилась возможность расширить сферу их применения и более полно отражать атрибуты разрабатываемого изделия. Высокая трудоемкость получения чертежей во многом определяла их универсальность. Рациональный подход ввиду сложности создания чертежей и их актуализации выражен в принципе необходимости и достаточности изложенной информации. Он позволяет полностью воспроизвести изделие без участия посредника, при этом используя минимальное количество средств отображения. В статье представлены преимущества использования технологии объемного моделирования по отношению к традиционным методам проектирования изделий. Указаны проблемы, препятствующие ее широкому применению. Приведены примеры использования объемного моделирования из области транспортного машиностроения. (Доступно в pdf)
ПВ статье рассмотрена комплексная интегрированная система ИСУЖТ, которая реализует новый инновационный подход к управлению всеми циклами производственного процесса на железнодорожном транспорте, позволяющий объединить различные технологические приложения на современных программных и интеллектуальных системно-технических решениях. Система ИСУЖТ должна заменить интеллект диспетчеров на искусственный интеллект. Проект позиционируется как единая среда для интеграции существующих информационных систем, описывающих перевозочный процесс и предусматривает последовательную реализацию технологически и информационно взаимоувязанных комплексов, обеспечивающих функциональную полноту перевозочного процесса, начиная от создания соответствующих нормативных документов (график движения поездов), планирования перевозки до контроля ее реализации. (Доступно в pdf)
На примере боковой рамы и надрессорной балки тележки модели 18-9855 рассмотрен общий алгоритм определения параметров пространственного стендового нагружения элементов литых деталей тележки. В ходе работыБоковые рамы и надрессорные балки тележек грузовых вагонов играют важную роль в безопасности движения. Для повышения эффективности процесса перевозки и обеспечения надлежащего уровня безопасности необходимо обеспечивать соответствующее качество деталей подвижного состава. В статье рассмотрены вопросы, связанные со сваркой дефектов литых деталей тележек вагонов, представлены статистические данные за 2001-2015 годы по изломам тележек, приведены исследования качества разделки, сварки и характеристик металла тележек грузовых вагонов, дефекты между основным и наплавленным металлом, образующиеся при сварке. Исследования по заварке дефектов проводились на базе завода АО «Востокмашзавод» г. Усть-Каменогорска (Казахстан), а обработка результатов – в лабораториях кафедры «Технология металлов» ФГБОУ ВО ПГУПС. Приведены основные дефекты между основным и наплавленным металлом образующиеся при сварке. (Доступно в pdf)
27 апреля 2016 года ООО «ПК «Н16 сентября отметит 190-летие! Первые его корпуса были построены, по данным одних источников, по «образцовому проекту» Василия Петровича Стасова, по другим – архитектором Александром Ивановичем Постниковым при участии В.П. Стасова. На заводе трудились высокопрофессиональные потомственные мастеровые, которые были переведены с Петербургского литейного, пострадавшего во время осеннего наводнения 1824 года, а также с Кронштадтского и Олонецкого заводов. О становлении, развитии, исторических этапах – в статье. (Доступно в pdf)
В 2015 году в рамках Еxpo 1520 была подписана «дорожная карта» сотрудничества до 2020 года, определяющая направления и план взаимодействия, нацеленного на укрепление научно-технического сотрудничества России и Швейцарии в области железнодорожной техники. В рамках реализации принятых на себя обязательств 25-29 апреля состоялся выездной практический семинар, организованный НП «ОПЖТ» совместно с Ассоциацией швейцарских производителей железнодорожной техники (SwissRail) на их предприятиях по изучению опыта разработки и создания подвижного состава, комплектующих, сигнальных и управляющих систем. В статье подробно описаны предприятия и полученный при их посещении опыт. (Доступно в pdf)
Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Казанью – один из долгожданных транспортных проектов. О текущей ситуации, будущем подвижном составе в интервью с генеральным директором ОАО «Скоростные магистрали» Александром Мишариным. (Доступно в pdf)
В 2015 году по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) выполнил работу по созданию промышленной карты транспортного машиностроения. Она наглядно отражает все возможности и компетенции отечественного транспортного машиностроения в сфере выпуска традиционной, а также инновационной продукции. О создании Промышленной карты, ее возможностях, перспективах отрасли – в рубрике «Мнение». (Доступно в pdf)
В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итог I квартала 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Понижательный тренд в российской промышленности в I квартале 2016 года постепенно выходит из отрицательной зоны. Основным драйвером роста является добывающий сектор, несмотря на глобальный процесс изменения структуры производства и потребления первичных источников энергии из-за разнонаправленных макроэкономических и политических факторов. Традиционно добывающие отрасли играют важную роль в формировании доходов части российской бюджетной системы, поэтому в условиях снижения курса рубля сохранение достигнутых уровней добычи имеет решающее значение. Кроме того, положительная тенденция наблюдается в пищевой промышленности. Прямым подтверждением данного факта является рост кредитования в пищевом секторе. (Доступно в pdf)
Необходимым условием реализации Стратегии-2030 является внедрение информационно-управляющих систем, обеспечивающих надежность функционирования железнодорожного транспорта. В ОАО «РЖД» внедрена система стандартов УРРАН – «Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла». Принятые в этой методологии подходы позволяют при планировании работ обосновать необходимость капитального ремонта или продления срока службы объектов инфраструктуры на основе экономических критериев при безусловном соблюдении норм безопасности перевозочного процесса. Оценка проводится по комплексным показателям, одним из которых служит коэффициент простоя, учитывающий влияние состояния инфраструктуры на задержки поездов. О системе УРРАН, ее работе – в научной статье. (Доступно в pdf)
В текущей экономической ситуации стимулирование экспорта является для России одним из приоритетных направлений развития национальной промышленности. С одной стороны, снижение стоимости рубля создало определенные преимущества для продвижения российской продукции за рубежом, с другой – именно экспортная деятельность может стать той точкой отсчета, которая позволит активизироваться российским производителям. Весной 2015 года создан Российский экспортный центр, призванный содействовать российскому несырьевому экспорту. В статье рассказывается об основных компетенциях центра по поддержке экспорта машинно-технической продукции. (Доступно в pdf)
Инвестиции в развитие сетей железных дорог (по сравнению с другими видами транспорта), в разработку новых решений растут из года в год. Основные причины – экологическая безопасность, урбанизация населения и создание крупных агломераций, вследствие чего возникает необходимость решения вопросов перегруженности автомобильных дорог и обеспечения мобильности населения и товаров. Мало кому в 1950-е годы удалось бы предвидеть, каким мощным будет в конце XX века развитие рельсового транспорта по сравнению с автомобильным и особенно с авиационным. Помимо городского рельсового транспорта, междугородние и даже международные транспортные коридоры лежат в центре планирования на следующие десятилетия. В ЕС создание одной рельсовой транспортной системы встраивается в другие виды транспортных систем и рассматривается в качестве одной из ключевых стратегий для обеспечения мобильности населения, дальнейшего роста экономики и развития унификации железнодорожных стандартов. В статье изложена общая информация о работающих и проектируемых высокоскоростных магистралях в мире, планируемые результаты развития ВСМ и основные драйверы развития. (Доступно в pdf)
Во время экономического кризиса инвестирование в транспортные системы и транспортное машиностроение принимает все большее значение как с точки зрения привлечения частного финансирования, так и внедрения инноваций. Известный факт: во все времена при замедлении роста экономики или ее рецессии повышается роль вложения средств в развитие транспортной инфраструктуры даже при возможном снижении уровня социальных программ. Связано это с тем, что при проявлении кризисных явлений возведенная инфраструктура, в том числе и железнодорожная, будет использоваться не только существующим поколением, но и последующими, что позволяет говорить о длительном эффекте от вложенных средств. В статье представлен опыт организации высокоскоростного движения во Франции и эволюция линейки скоростных (до 250 км/ч) и высокоскоростных поездов (свыше 250 км/ч) производства Alstom, объединенных в единую платформу AVELIA. В настоящее время по всему миру эксплуатируется более 1160 таких поездов. Также затронута тема сопутствующих решений в области инфраструктуры и сигнализации. (Доступно в pdf)
На Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» на станции Щербинка в период с 11 августа по 15 ноября 2014 года в целях приобретения опыта эксплуатации проходили работы по сооружению опытного участка для сравнительных испытаний четырех типов безбалластных конструкций пути – LVT («РЖДстрой», Россия), FFB (MaxBogl, Германия), NBT (Alstom, Франция), EBS (Tines, Польша). Испытания проводятся в соответствии с программой и методикой, утвержденной ОАО «РЖД». 18 марта 2016 года пропущенный тоннаж по опытному участку из четырех конструкций составил 400 млн т брутто. В статье приведено описание четырех безбалластных конструкций пути, представлены их конструктивные особенности, описана система диагностики земляного полотна и результаты испытаний, построены графики зависимости осадок на входном и выходном участке переменной жесткости каждой из конструкций, произведен анализ осадок на каждом из участков переменной жесткости по месяцам эксплуатации с указанием производства работ по выправке пути, установлена тенденция осадок пути на каждом из участков переменной жесткости, приведены результаты контроля ширины колеи на участках с различными типами рельсовых скреплений. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Показателем эффективности использования электрической энергии однозначно является уровень технических потерь при ее транспортировке и использовании, а снижение потерь и повышение эффективности – задача всего общества. В статье рассказывается о преимуществах инновационного несущего троса марки МТ. (Доступно в pdf)
План железнодорожной линии проектируется с учетом топографических, ситуационных и иных условий, в зависимости от скорости движения поездов по участку. Важнейшим элементом плана железнодорожной линии являются круговые кривые, параметры которых предопределяют максимальные уровни скоростей движения поездов. Основные параметры круговой кривой – радиус и возвышение наружного рельса. В статье представлены результаты расчета и анализ возможных проектных решений параметров круговых кривых для проектирования плана трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань для движения пассажирских поездов со скоростями до 400 км/ч и специальных грузовых поездов - со скоростью до 250 км/ч. Поставлены вопросы, требующие более глубокого изучения. (Доступно в pdf)
На примере боковой рамы и надрессорной балки тележки модели 18-9855 рассмотрен общий алгоритм определения параметров пространственного стендового нагружения элементов литых деталей тележки. В ходе работы были проведены поездные испытания, по результатам которых были рассчитаны параметры нагруженности рассматриваемых элементов, а также действующие на них в ходе эксплуатации силовые воздействия. На основе анализа силовых факторов был задан спектр стендового нагружения и проведено определение масштабов напряжений от действия каждой нагрузки спектра. В конце на основе полученных данных определяются величины требуемых нагрузок и необходимое количество циклов их приложения для подтверждения ресурса деталей. (Доступно в pdf)
27 апреля 2016 года ООО «ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод» отметил свое 80-летие. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы труда коллектива предприятия, нашедшего свое воплощение в десятках типов новых электровозов различного назначения. О становлении, развитии, исторических этапах – в статье. (Доступно в pdf)
26 февраля под председательством президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича состоялось Общее собрание Партнерства, на котором были подведены итоги работы в 2015 году и намечены планы на 2016 год. (Доступно в pdf)
О состоянии отрасли дизелестроения в России, итогах первого этапа Федеральной целевой программы (ФЦП) «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» – в интервью с Валерием Рыжовым, главным конструктором по машиностроению Коломенского завода. (Доступно в pdf)
В рубрике «Мнение» Ян Хардер, вице-президент по продажам Molinari Rail AG, и Александр Поликарпов, заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ, поделились своим видением относительно перспектив развития транспортного машиностроения в 2016 году. Г-н Хардер представил глобальные тренды, г-н Поликарпов - российские. (Доступно в pdf)
В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу IV квартала 2015 года, а также всего года в целом. Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности в 2015 году, – усиливающийся спад. Предприятия в текущей ситуации, когда расходы на факторы производства превышают все допустимые уровни, а следовательно, растут базовые издержки, спешно распродают остатки нереализованной продукции. Поэтому не вызывает удивления некоторая стабилизация темпов падения спроса, связанная с активной распродажей складских запасов. (Доступно в pdf)
В статье раскрывается реализация программы освоения производства тяговых электродвигателей для дизельных локомотивов на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), технические особенности производства двигателей и генераторов. Приведены отличия от двигателей производства ГП «Завод «Электротяжмаш». (Доступно в pdf)
В статье представлен обзор состояния отрасли транспортного машиностроения и ее ключевых сфер по итогам 2015 года, приведены ключевые проблемы отрасли и отдельных ее сфер, показаны пути решения проблем, возможные инструменты, включая реализацию программы импортозамещения, локализацию производства иностранной продукции, формирование целеполагающих документов отрасли и ее отдельных сфер. (Доступно в pdf)
В статье представлены результаты расчетов параметров контактного взаимодействия колес грузового и пассажирского вагона с рельсами Р65 (темпа износа колес, площадей пятен контакта колес с рельсами, мощностей сил трения в пятнах контакта) для различных эксплуатационных условий на сети дорог ОАО «РЖД». Выбор групп эксплуатационных условий производился на основе методики ранжирования характеристик главных путей дорог в плане и профиле. (Доступно в pdf)
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
В статье изложены этапы создания и особенности конструкции нового среднеоборотного двигателя мощность 6000 л.с. для грузовых магистральных локомотивов. (Доступно в pdf)
Тепловоз ТЭМ2-УГМК создан по проекту компании Woodward-MAV (Венгрия) в результате проведения глубокой модернизации тепловоза серии ТЭМ2. В процессе реновации существенно были улучшены технико-кономические показатели работы тепловоза, увеличен ресурс двигателя, уменьшен расход топлива, снижено количество вредных выбросов в атмосферу, улучшены условия работы машиниста. В статье представлены сравнительные технические характеристики тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ2-УГМК. (Доступно в pdf)
Впервые на базе тепловоза 2ТЭ116 была создана самоходная многофункциональная диагностическая лаборатория СМДЛ-2ТЭ116, способная контролировать максимально полный набор параметров объектов железнодорожной инфраструктуры. О технических характеристиках лаборатории – в статье. (Доступно в pdf)
На примере боковой рамы и надрессорной балки тележки модели 18-9855 рассмотрен общий алгоритм определения параметров пространственного стендового нагружения элементов литых деталей тележки. В ходе работы были проведены поездные испытания, по результатам которых рассчитаны параметры нагруженности рассматриваемых элементов, а также действующие на них в ходе эксплуатации силовые воздействия. На основе анализа силовых факторов был задан спектр стендового нагружения и проведено определение масштабов напряжений от действия каждой нагрузки спектра. В конце на основе полученных данных определяются величины требуемых нагрузок и необходимое количество циклов их приложения для подтверждения ресурса деталей. (Доступно в pdf)
В апреле исполняется 215 лет Кировскому заводу в Санкт-Петербурге, или бывшему Путиловскому (с 1868 по 1922 год), «Красному Путиловцу» (с 1922 по 1934 год), как назывался он прежде. О славном паровозоэтапном периоде – в исторической статье. (Доступно в pdf)
9 февраля на Тверском вагоностроительном заводе (ОАО «ТВЗ») состоялось совещание о перспективах развития транспортного машиностроения под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. (Доступно в pdf)