Неэффективность может лишить КТЖ магистральной инфраструктуры и довести до IPO

slide

Министерство транспорта Казахстана рассматривает вопрос о выведении магистральной железнодорожной сети из структуры «Казахстанских железных дорог» (КТЖ). Об этом заявил глава Минтранса Марат Карабаев. 

По словам Карабаева, магистральная железнодорожная сеть как стратегический объект останется в собственности государства, и для ее управления будет создано отдельное юридическое лицо. За КТЖ останутся только функции перевозчика, а впоследствии компания может выйти на первое публичное размещение акций (IPO) и перейти к частному бизнесу.

Такое решение может быть связано, в частности, с результатами аудита деятельности КТЖ. По итогам проверки Высшей аудиторской палаты (ВАП) Казахстана было установлено, что КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Долг за последние 10 лет вырос в 2,5 раза: на начало 2024 года он составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге. 

По словам председателя Высшей аудиторской палаты Казахстана Алихана Смаилова, это «прямая дорога к банкротству». Председатель ВАП заявил о необходимости проведения оптимизации затрат группы компаний КТЖ.

Кроме проблем в тарифной политике, КТЖ также заключает дорогие контракты на обновление подвижного состава. В национальных СМИ резкую критику вызвал контракт 2022 года со швейцарской компанией Stadler на поставку 537 пассажирских вагонов. Общая стоимость сделки, включая техническое обслуживание вагонов в течение 20 лет, составила €2,3 млрд. Для выполнения заказа Stadler был также передан завод «Тулпар» в Астане, однако локализация производства вагонов по контракту составит всего 35%. Начать поставки новых вагонов планируется в 2025 году.

Фото: Sputnik / Тимур Батыршин

13 июня, 2024