Автоматизация управления подвижным составом – одно из ключевых направлений перспективного развития рельсового транспорта. В то же время, как любая новая технология, она сталкивается со множеством вопросов касаемо возможностей полноценной замены человека, требований к инфраструктуре, экономических и юридических нюансов. С 2019 года российский разработчик систем автономного управления Cognitive Pilot проводит совместно с ОАО «РЖД» испытания по автоматизации движения маневровых тепловозов ЧМЭ3. Генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова в интервью «Технике железных дорог» рассказала о технических особенностях систем, перспективах мирового рынка, а также поделилась подробностями текущих проектов компании в сфере рельсового транспорта. (Доступно в pdf версии)
В 2019 году на салоне «PRO//Движение.Экспо» был продемонстрирован электропоезд «Ласточка» с высокой степенью автоматизации управления. Внедрение технологии движения на самых высоких уровнях «беспилотности» – GoA3 и GoA4 – запланировано на Московском центральном кольце (МЦК) в ближайшие годы. В то же время единственный железнодорожный проект в мире с уровнем автоматизации GoA4 на данный момент реализован только при перевозках руды на северо-западе Австралии: вдали от людей, с практически идеальным профилем пути и задачей маршрутной отправки от рудника до порта и обратно. Взглядом на востребованность технологий GoA4 в России и ЕС, вызовы внедрения и перспективы их распространения с «Техникой железных дорог» поделились представители ОАО «РЖД», отраслевых объединений и экспертного сообщества. (Доступно в pdf версии)
Масштабы России предполагают наличие большой разветвленной сети железных дорог. Значительная часть сети является малодеятельной, но служит для выполнения важнейшей социальной функции – обеспечения мобильности жителей удаленных населенных пунктов, к которым зачастую не подходит даже автодорога с твердым покрытием. Понимая эту стоящую перед перевозчиками задачу и потребность в комфортном и эффективном подвижном составе, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) с 2019 года серийно выпускает рельсовые автобусы РА-3 «Орлан». Новый подвижной состав уже активно поступает на сеть железных дорог России, при этом производитель продолжает его совершенствовать, в том числе ведя работу над уникальной модификацией на водородной тяге и отвечая, таким образом, на климатические вызовы, стоящие перед страной. (Доступно в pdf версии)
Одним из ключевых факторов, позволяющих развивать бизнес и производство, является наличие в организации эффективной системы менеджмента качества. Предприятиям, выпускающим подвижной состав и комплектующие, в данном направлении призваны содействовать стандарты IRIS и ISO/TS 22163. Руководители НП «ОПЖТ», сертифицирующих организаций и производителей рассказали «Технике железных дорог» о работе в части повышения качества продукции, взаимодействия с поставщиками и о перспективных нововведениях в сфере международных стандартов управления качеством. (Доступно в pdf версии)
Современные тенденции развития российского грузового вагоностроения, наряду с созданием ускоренных контейнерных поездов постоянного формирования с использованием сварных тележек грузовых вагонов пассажирского типа и многоуровневых крытых грузовых вагонов («Палетный экспресс»), требуют прорывных решений и в области «Интернета вещей» (IoT) для инфраструктуры железнодорожного транспорта. Одним из таковых является создание и внедрение элемента цифровизации железной дороги – системы «цифровой грузовой вагон». Она соответствует национальным приоритетам в вагоностроении, а также одобрена ОАО «РЖД» в рамках перспективного развития грузового подвижного состава. В то же время перед масштабной цифровизацией грузовых вагонов необходимо ответить на ряд вызовов в части оборудования, экономики и подтверждения соответствия заявляемым характеристикам и требованиям безопасности. (Доступно в печатной версии)
П.Е. Мащенко, К.В. Шутилов Анализ сенсоров систем технического зрения для нужд промышленного железнодорожного транспорта Сегодня после нескольких лет безуспешных попыток масштабирования беспилотных технологий в автотранспорте инвесторы начинают обращать внимание на другие отрасли, где также существует потенциал внедрения автопилота, но имеется меньший срок реализации проектов и более короткие периоды окупаемости. Таковым является железнодорожный транспорт. Однако для эффективной и безопасной эксплуатации автоматизированного локомотива возможности его технического оснащения должны превосходить возможности машинистов. В первую очередь локомотивы должны видеть в темноте, в различных погодных условиях, определять препятствия и путь предполагаемого движения. Для решения указанной задачи и в рамках разработки собственного продукта технического зрения ЛТС (входит в группу «Трансмашхолдинг») провела системный анализ доступных на рынке сенсоров с целью определения наиболее оптимального их набора для автоматизации работы локомотивов. (Доступно в печатной версии)
Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в России, расходуя около 5% всей вырабатываемой электроэнергии и около 11% дизельного топлива в стране. С учетом дальнейшего роста грузоперевозок ожидается, что к 2025 году потребление электроэнергии железнодорожным транспортом может возрасти на 22%, а объем потребляемого топлива – на 30% по сравнению с 2018 годом. Одновременное наличие государственной политики в области экологического развития диктует необходимость внедрения энергосберегающих и экологичных технологий. Одной из таких являются системы накопления энергии, помогающие эффективнее использовать энергоресурсы, сократить затраты и сделать транспорт более экологически чистым. (Доступно в печатной версии)
ОАО «РЖД» планирует до 2030 года произвести реконструкцию более 700 тяговых подстанций, в том числе в части переоснащения систем оперативного постоянного тока (СОПТ). В качестве одного из вариантов реализации данной задачи ООО «РЭНЕРА» (входит в АО «ТВЭЛ», в контуре ГК «Росатом») предлагает рассмотреть возможность использовать технологию накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах (ЛИА). Предполагается, что применение такого решения позволит значительно улучшить эксплуатационные и экономические показатели тяговых подстанций. (Доступно в печатной версии)
Российская Федерация обладает высоким ресурсным потенциалом, следствием чего является сохранение большого объема перевозок железнодорожным транспортом при любой экономической ситуации. Особую роль в перевозочном процессе играют вагоны для сыпучих грузов: зерна, угля, минеральных удобрений и пр. Нагрузка, которая во многом определяет параметры таких вагонов, – давление распора сыпучего груза. Значение именно этой нагрузки напрямую влияет на количество и сечение стоек боковых стен, поперечных балок, толщину стенок кузова и другие ключевые параметры вагона, например такие, как масса тары и грузоподъемность. Правильное определение этой нагрузки позволит создавать грузовые вагоны с улучшенными технико-экономическими параметрами, обладающими при этом высокой прочностью и надежностью.(Доступно в печатной версии)
В прошедшем году закончился длившийся четыре года рост отрасли: в связи с пандемией коронавируса, падением погрузки и рядом других факторов сократились и объемы выпуска, и выручка. Совместная работа государства, перевозчиков и производителей по сохранению заказов позволила избежать существенного снижения объема производства, однако настоящим вызовом станет 2021 год. Российским производителям целесообразно усилить работу на мировом рынке. Ведь с точки зрения качества и показателей продукции, техоснащенности производств и обеспеченности государственной поддержкой машиностроители готовы к такому шагу гораздо лучше, чем в предыдущие годы.(Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
С 18 по 20 ноября 2020 года при поддержке Правительства РФ в Москве прошли XIV международный форум и выставка «Транспорт России». Деловая часть была организована в смешанном онлайн- и офлайн-формате. В пленарной дискуссии, отраслевых конференциях и конгрессах приняли участие 1 139 человек, а посмотрели – 25 574 онлайн-зрителя. Всего в рамках форума прошло более 20 деловых сессий, в ходе которых выступили 350 спикеров. Работу форума и выставки освещали 380 журналистов более чем из 180 СМИ. (Доступно в pdf версии)
В ноябре-декабре 2020 года прошла масштабная программа повышения квалификации по аспектам развития систем городского транспорта. Курс был организован компанией Hyperion при поддержке РАНХиГС, Минтранса России, ООО «Синара – Городские транспортные решения» («Синара-ГТР») и др. Программа собрала 52 участника, разделившихся на 10 команд и смоделировавших 11 концессионных проектов в сфере трамваев и троллейбусов с общей потребностью в инвестициях на уровне более 100 млрд руб. (Доступно в pdf версии)
27 января в Совете Федерации РФ состоялся круглый стол, посвященный развитию сферы производства железнодорожного подвижного состава в России. Мероприятие прошло под председательством члена Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Игоря Панченко, докладчиками выступили представители сената, Минпромторга и Минэкономразвития России, Росжелдора, ЕЭК, ОАО «РЖД», производителей железнодорожной техники и научного сообщества. (Доступно в pdf версии)
В 1950-е годы химическая промышленность СССР катастрофически отставала от зарубежных стран. Однако большие запасы нефти и сильная позиция страны на мировом нефтяном рынке естественным образом привели руководство государства к пониманию необходимости развития нефтехимии и производства соответствующего оборудования. 7 мая 1958 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства». Наличие в Мордовской АССР разветвленного железнодорожного узла, который связывает город Рузаевка как с основным поставщиком металла – Уралом, так и с потребителями готовой продукции, а также близость высоковольтной ЛЭП Куйбышевской ГЭС сыграли в 1958 году главную роль в решении правительства построить в этом месте завод для производства химического оборудования. В 2021 году АО «Рузаевский завод химического машиностроения» («Рузхиммаш», входит в ООО «УК РМ Рейл») отмечает 60-летний юбилей. (Доступно в pdf версии)
В 2020 году наблюдается существенный спад производства грузового подвижного состава в России: по итогам 10 месяцев выпущено 46,6 тыс. грузовых вагонов, что более чем на 28,6% ниже объема выпуска за аналогичный период прошлого года. Единственным крупным производителем, сохранившим объем производства и тем самым увеличившим долю на рынке, является «РМ Рейл». Генеральный директор компании Виталий Стариков в интервью «Технике железных дорог» рассказал о текущем состоянии предприятия, конструкторских разработках и развитии мощностей, а также поделился мнением о трендах в отрасли. (Доступно в pdf версии)
Одним из ключевых событий 2020 года стал ввод в эксплуатацию тепловоза 3ТЭ25К2М, созданного лидером локомотивостроения России – АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) – на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ). Новый и самый мощный тепловоз на сети ОАО «РЖД» призван обеспечить реализацию потенциала, заложенного в инфраструктуру перевозчика, удовлетворить потребности российской промышленности в вывозе грузов и значительно усилить экспортные возможности страны. (Доступно в pdf версии)
Цифровизация и автоматизация на всех этапах жизненного цикла – ключевой тренд и одно из основных преимуществ в борьбе за клиента как для перевозчика, так и для производителя подвижного состава. Холдинг «Синара – Транспортные машины» (СТМ) с момента основания стремится обеспечивать заказчиков максимально эффективной техникой, предлагая передовые решения. Так, накопленные СТМ компетенции в области цифровых технологий легли в новый маневровый тепловоз ТЭМ14М, возможности которого уже вызывают практический интерес у ОАО «РЖД» и промышленных предприятий. (Доступно в pdf версии)
Отрасль ремонта грузовых вагонов в России за последний год претерпела значительные изменения. Входившие в ОАО «РЖД» вагоноремонтные АО «ВРК-2» и АО «ВРК-3» были проданы ООО «Новая вагоноремонтная компания» и АО «Объединенная металлургическая компания» соответственно, при этом позднее АО «ВРК-3» поглотило еще и ООО «Трансвагонмаш». Значительно нарастило мощности ООО «РК «Новотранс». Описанные изменения на рынке происходят на фоне спада спроса на ремонт вагонов, вызванного падением погрузки. О том, как влияют изменения и конъюнктура на рынок, каким способом привлечь клиентов и какие перспективы у контрактов жизненного цикла (КЖЦ) грузовых вагонов, «Технике железных дорог» рассказали представители вагоноремонтного, операторского и экспертного сообщества. (Доступно в pdf версии)
Уходящий 2020 год оказался сложным для железнодорожных перевозок, а уклад жизни человечества необратимо изменился. Однако любые невзгоды во все времена являлись драйверами инноваций. Текущий этап технологического развития, нацеленность государств на противодействие климатическим вызовам и изменения в потребительском поведении создают все возможности, чтобы увеличить долю рельсового транспорта в структуре перевозок пассажиров и грузов и приблизить наступление его золотого века. (Доступно в pdf версии)
Прошлый год оказался для американского производителя грузовых вагонов Greenbrier (GBX) рекордным по показателю выручки. Достижению такого экономического результата способствовала политика компании по укреплению своих позиций на внутреннем рынке посредством поглощения другого вагоностроителя – American Railcar Industries (ARI). В то же время GBX продолжила наращивать присутствие на внешних рынках, в том числе рынке Европы. Дальнейшие перспективы компании зависят от темпов списания грузовых вагонов в Северной Америке и активности регуляторов и перевозчиков ЕС в привлечении грузов на железную дорогу. (Доступно в печатной версии)
Созданная в 2010 году компания за прошедшее время прошла путь от стартапа до системообразующего предприятия Удмуртии и достигла уровня крупнейшего производителя пружин для железнодорожного машиностроения России. Залогом успеха стало высочайшее качество производимой продукции, обеспеченное научной составляющей и технологией, не имеющей аналогов в мире. (Доступно в pdf версии)
Внедрение и широкое распространение цифровых технологий – часть Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Такая системная задача цифровизации естественным образом касается и одного из важнейших направлений – обеспечения и контроля качества закупаемой холдингом продукции. Соответственно, цифровой трансформации подлежат и процедуры обязательного инспекторского контроля, проводимого ЦТА ОАО «РЖД», в том числе в части буксовых подшипников и их основных комплектующих – наружных и внутренних колец, роликов, сепараторов.(Доступно в печатной версии)
В 2020 году рынки производства и ремонта грузовых вагонов ожидаемо пошли на спад, который был усилен замедлением экономики и деловой активности на фоне пандемии COVID-19. По состоянию на 1 ноября без грузовых операций на сети ОАО «РЖД» более 10 суток простаивало 138 493 вагона (11,6% парка), более 30 суток – 70 380 вагонов (5,9%). ИПЕМ не видит кардинальных предпосылок для изменения тренда. Имеющиеся данные и расчеты позволяют прогнозировать сохранение негативной тенденции и, соответственно, низкой потребности в новом вагонном литье на российском рынке в течение как минимум трех ближайших лет. С учетом этого производителям литья целесообразно задуматься о выходе на нетрадиционные рынки и изменении подходов к ведению бизнеса.(Доступно в печатной версии)
Глобальная коронавирусная пандемия и связанный с ней экономический кризис продолжают оказывать негативное воздействие на российскую промышленность. Наибольшее падение продемонстрировал добывающий сектор. Но отрицательная динамика свойственна не всем сегментам производства: в ряде отраслей, в большей степени ориентированных на потребительский и промежуточный спрос, наблюдается рост. В то же время наметившаяся тенденция восстановления внешнего спроса на российскую продукцию является неустойчивой с учетом потенциального влияния второй волны пандемии и новых ограничительных мер. (Доступно в печатной версии)
УДМЗ (входит в АО «Синара – Транспортные Машины) продолжает работу по совершенствованию серийных дизелей типа 8ДМ21/21 общепромышленного железнодорожного, военного судового и энергетического назначений, а также дизель-генераторов на их базе. Основным направлением развития является рост качества комплектующих с учетом политики импортозамещения. Для повышения надежности применяемого на тепловозах ТЭМ14 и ТЭМ9 дизель-генератора ДГ882Л, снижения его себестоимости и расширения номенклатуры покупных комплектующих по заданию УДМЗ в АО «СКБ Турбина» был спроектирован и создан турбокомпрессор ТК200 с осевой турбиной и центробежным колесом компрессора. (Доступно в печатной версии)
Для улучшения динамики управления поездом и повышения безопасности его движения специалистами АО МТЗ ТРАНСМАШ и РУТ (МИИТ) были проведены исследования и выработаны рекомендации по обоснованию параметров тормозной системы при торможении из условий минимизации продольных нагрузок в составе грузового поезда. В были представлены результаты исследований по обоснованию статических параметров воздухораспределителя – максимальные давления в тормозных цилиндрах (ТЦ) на порожнем и среднем режиме торможения, в рассмотрены динамические параметры – скорости нарастания давления в ТЦ при торможении из условий минимизации продольных осевых нагрузок в составе. В финальной статье представлены результаты расчета изменения сжимающих и продольных сил в зависимости от диаметра отверстия наполнения ТЦ и схемы управления торможением. (Доступно в печатной версии)
В связи с перспективным развитием в России высокоскоростного движения все больше внимания уделяется вопросам повышения прочностных и деформативных характеристик земляного полотна в целом и основной площадки в частности. При приближении скорости движения поездов к скорости распространения поверхностных волн в грунте происходит резкое увеличение амплитуды вибраций. Данный эффект приводит к проблемам при эксплуатации магистралей и придорожной инфраструктуры. Традиционными технологиями, позволяющими увеличить скорость прохождения волн, является осушение или замена грунта основания, а также устройство усиливающих слоев, укрепленных органическим или неорганическим вяжущим. Представленные меры направлены на повышение жесткости и модуля деформации полупространства, подстилающего верхнее строение пути, однако требуют значительных затрат при строительстве. Альтернативным решением может стать применение геосинтетических материалов, в частности плоских жестких георешеток. На сегодняшний день в России проводятся исследования, посвященные изучению влияния георешеток на деформации пути от прохода осевой нагрузки, но поскольку основными их инициаторами выступают производители геосинтетики, то работы носят локальный характер, а результаты их разрознены и не подлежат обобщению. Также, несмотря на существование действующих линий с усиленными георешетками балластными и защитными слоями, их целенаправленный мониторинг для подтверждения эффективности примененных технологий не ведется. В то же время опыт испытаний зарубежными исследователями более репрезентативен и целесообразен к анализу. (Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
12 ноября, во Всемирный день качества, прошло заседание Научно производственного совета (НПС) НП «ОПЖТ», посвященное цифровым процессам развития производства и их роли в повышении качества, надежности и конкурентоспособности железнодорожной продукции. В мероприятии приняли участие представители 78 организаций, включая Минпромторг России, Госжелдорнадзор, ТПП РФ, ГО «Белорусская железная дорога», АО «НК «Казахстан темир жолы», Центр технического аудита (ЦТА) ОАО «РЖД», производителей подвижного состава и комплектующих, научное и экспертное сообщество. (Доступно в pdf версии)
17 сентября прошло заседание Научно-технического совета (НТС) ОАО «РЖД», посвященное вопросу реализации автоматизированного режима управления движением электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце (МЦК) в 2020-2022 годах. Мероприятие прошло под председательством генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, а докладчиками выступили представители департамента технической политики холдинга, НИИАС, ВНИИЖТ, ИПЕМ, ООО «Уральские локомотивы», ООО «НПО САУТ», АО «МТЗ Трансмаш», ПАО «Сбербанк», НП «ОПЖТ», университетов «Иннополис», ИТМО и СПбГЭТУ «ЛЭТИ». (Доступно в pdf версии)
25 августа в рамках международного военно-технического форума «Армия-2020» под эгидой Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» состоялся круглый стол, посвященный диверсификации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в интересах отраслей транспорта. В мероприятии приняли участие представители Минтранса России, Минпромторга России, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, НП «ОПЖТ», предприятий отрасли, региональных органов власти, научного и экспертного сообщества. Круглый стол прошел под председательством члена Бюро Союзмаша России, генерального директора АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Кирилла Липы. (Доступно в pdf версии)
В 1844 году, чтобы обеспечить подвижным составом строившуюся железную дорогу Санкт-Петербург – Москва, Александровский чугунолитейный завод (сегодня разделен на ПАО «Пролетарский завод» и АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод») перешел под руководство Главного управления путей сообщения и публичных зданий и был передан в концессию механикам Эндрю Маккале Иствику, Джозефу Гаррисону и Томасу Уайненсу из Северо-Американских Штатов. Шестилетний контракт американских специалистов с правительством предусматривал модернизацию и оснащение завода необходимыми машинами, станками и инструментом, подготовку кадров для обслуживания поездов, а также производство 162 паровозов и 2 720 вагонов. В марте 1845 года из мастерских тогда уже Александровского механического завода вышел первый российский магистральный локомотив. С этого момента берет начало серийное производство подвижного состава в России и история отечественного железнодорожного машиностроения. В год 175-летия отрасли редакция «Техники железных дорог» подготовила исторический обзор первых моделей основных видов подвижного состава, разработанных в разные годы российскими конструкторами и инженерами. (Доступно в pdf версии)
В июне этого года Правительство РФ утвердило Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2024 года и на период 2035 года. Согласно документу одним из приоритетных направлений для транспортного машиностроения является расширение производства высокотехнологичных комплектующих на территории России. О состоянии и перспективах развития одного из основных игроков данного сегмента – группы компаний «Ключевые Системы и Компоненты» (ГК КСК) – в интервью «Технике железных дорог» рассказал ее генеральный директор Тарас Спивак. (Доступно в pdf версии)
Маневровая тяга – порой незаметный, но важнейший элемент железнодорожных перевозок. Обеспечивая вывоз грузов и эффективную сортировочную работу в самых тяжелых условиях, маневровые тепловозы являются «стартером», запускающим в движение экономические процессы. Особенно такое сравнение актуально для России и других стран, где железнодорожный транспорт занимает значительную долю в общей структуре перевозок грузов. АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) всегда ставит своей целью предоставить для партнеров современный высокоэффективный подвижной состав, и предлагаемые холдингом маневровые тепловозы не являются исключением: флагманские ТЭМ18ДМ и ТЭМ28 созданы для того, чтобы максимально эффективно содействовать росту грузоперевозок и промышленных производств в любом уголке мира. (Доступно в pdf версии)
Сегодня на железнодорожном полигоне ВНИКТИ завершает испытания флагманский локомотив новой серии маневрово-вывозных тепловозов холдинга «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) – ТЭМ10. Простота эксплуатации и высокая экономическая эффективность техники подтверждена промежуточными результатами процедур, предшествующих сертификации и допуску на сеть. ТЭМ10 не имеет аналогов на рынке: машина способна проходить кривые с минимальным радиусом 40 м. К тепловозу уже проявляют большой интерес заказчики как на пространстве 1520, так и в странах дальнего зарубежья. (Доступно в pdf версии)
В 2020 году работа Skoda Transportation на российском рынке получила новый импульс: с расчетом на контракты в сфере городского транспорта совместное предприятие с чешским производителем создало АО «Группа Синара». Анализ деятельности Skoda Transportation последних лет показывает, что ключевыми сегментами для компании сегодня являются производство трамваев и электропоездов. Однако растущая конкуренция и предстоящее изменение структуры мирового железнодорожного машиностроения, вызванное сделкой Alstom и Bombardier Transportation, ставит под вопрос позиции Skoda Transportation даже на традиционном для компании рынке Восточной Европы. (Доступно в печатной версии)
Пандемия коронавируса и связанный с ней глобальный режим ограничительных мер, а также стремительное падение спроса и цен на энергоресурсы вызвали обвальный спад российской промышленности. Но, несмотря на общую негативную картину, текущий кризис по-разному отразился на отдельных ее секторах. Так, рекордное падение продемонстрировал добывающий сектор. Однако в ряде отраслей обрабатывающей промышленности, в большей степени ориентированных на потребительский и промежуточный спрос, наблюдается положительная динамика. Таким образом, основным ресурсом для восстановления в сложившихся условиях остается внутреннее потребление. (Доступно в печатной версии)
Переход на контракты жизненного цикла (КЖЦ) определен в ОАО «РЖД» как одно из ключевых направлений повышения уровня взаимодействия «заказчик – поставщик», которое прямо влияет на эффективность перевозок. Поскольку основным инструментом КЖЦ являются информационные системы, холдинг проводит активную работу по внедрению цифровизации управления жизненным циклом изделий. Соответствующая работа ведется и в СТМ, в структуре заказов который на поставки в адрес ОАО «РЖД» приходится в среднем 75-80% в год. Одним из определяющих факторов для эффективности реализации КЖЦ и перспектив технического обновления подвижного состава на железных дорогах России будет принятая ОАО «РЖД» и производителями система взаимодействия при разработке новой продукции. (Доступно в печатной версии)
В эпоху стремительного распространения электротранспорта и возрастающего спроса на эффективные накопители энергии второе дыхание приобретает технология, зарекомендовавшая себя десятилетиями посредством НИОКР и практического применения. Речь идет о суперконденсаторах (СК), способных обеспечить устройство (в том числе автономное) током большой мощности. Работы в данном направлении ведет ТЭЭМП (входит в АО «Ротек»): компания разработала конструктивно новый тип ячейки СК, имеющий потенциал к применению на железнодорожном транспорте. Создание гибридных маневровых тепловозов с применением суперконденсаторов в ОАО «РЖД» определено как одно из перспективных направлений развития подвижного состава. (Доступно в печатной версии)
В первом квартале 2020 года АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) завершило капитальный ремонт и модернизацию вагонов серии 81-717.4/714.4, эксплуатируемых в Софийском метрополитене. Проект модернизации был разработан в ООО «ТМХ Инжиниринг» и реализован на площадке АО «Метровагонмаш» (МВМ, входит в состав ТМХ). Основной задачей проекта является улучшение эксплуатационных показателей, потребительских и технико-экономических параметров, а также повышение безопасности движения метропоездов. Модернизация вагонов при проведении капитального ремонта позволила осуществить обновление парка современным подвижным составом с продлением срока службы на 15 лет. (Доступно в печатной версии)
Для составных частей грузовых вагонов в настоящее время отсутствует единый подход к заданию основных показателей безопасности – назначенного срока службы и/или назначенного ресурса (НСС/НР), предельных состояний. При этом требования технического регламента ТР ТС 001/2011 [1] о способе их установления и методах подтверждения не всегда отражены в поддерживающих стандартах. Такая ситуация связана с отсутствием понимания физического смысла этих показателей, а также с противоречивыми подходами к установлению показателей. На примере чистовой оси колесной пары был проведен комплексный анализ нормативных документов и предложен подход, позволяющий установить как предельные состояния, так и назначенные показатели (НСС/НР) для составных частей подвижного состава. (Доступно в печатной версии)
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов и выполнение целевых показателей по их расходу являются одними из главных задач Стратегии развития ОАО «РЖД», Долгосрочной программы развития компании до 2025 года и Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности холдинга. При поставках новых локомотивов на условиях контракта жизненного цикла (КЖЦ) потребовалось определить, какой именно показатель следует использовать для оценки энергоэффективности данного вида подвижного состава. В ПКБ ЦТ был разработан и предложен для практического применения коэффициент энергетической эффективности локомотива. (Доступно в печатной версии)
Для улучшения динамики управления поездом и повышения безопасности его движения специалистами АО МТЗ ТРАНСМАШ и РУТ (МИИТ) были проведены исследования и выработаны рекомендации по обоснованию параметров тормозной системы при торможении из условий минимизации продольных нагрузок в составе грузового поезда. В были представлены результаты исследований по обоснованию статических параметров воздухораспределителя –максимальных давлений в тормозных цилиндрах (ТЦ) на порожнем и среднем режиме торможения. В данной статье рассмотрены динамические параметры – скорости нарастания давления в ТЦ при торможении из условий минимизации продольных осевых нагрузок в составе. (Доступно в печатной версии)
Статистические показатели, представленные в настоящем разделе, основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
9 июля в режиме видеоконференции состоялось Общее собрание членов НП «ОПЖТ» под председательством президента Партнерства Валентина Гапановича. В мероприятии приняли участие члены объединения, представители Минпромторга России и Союза машиностроителей России, главные инженеры ОАО «РЖД», АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) и ГО «Белорусская железная дорога» (БЖД). (Доступно в pdf версии)
22 июля Госдума РФ во втором и третьем чтениях приняла поправки к двум федеральным законам – «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), действие которых нацелено на модернизацию системы госзакупок и закупок компаний с государственным участием. Принятию законопроектов предшествовали дискуссии в общественных и отраслевых организациях. Так, 14 июля на площадке Союза машиностроителей России в онлайн-формате прошло межотраслевое заседание «Формирование системы квотирования закупок отечественных товаров в отдельных отраслях промышленности». (Доступно в pdf версии)
На прошедшем 23 июля годовом общем собрании Союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) были рассмотрены основные итоги деятельности организации в 2019 году и перспективы отрасли, а также избраны новый президент и состав Наблюдательного совета. (Доступно в pdf версии)
Производство современной, отвечающей требованиям времени железнодорожной техники невозможно без актуальной нормативно-технической базы. В основе разрабатываемой конструкторской и эксплуатационной документации лежат стандарты. В 2019 году в рамках деятельности технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» были разработаны и утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 33 стандарта: 21 межгосударственный, 9 национальных и 3 предварительных национальных. Все утвержденные стандарты в той или иной степени будут оказывать значительное влияние на развитие железнодорожной отрасли, поскольку содержат в себе новые технологические решения и требования, способствующие внедрению инноваций при проектировании нового подвижного состава (ПС), а также элементов инфраструктуры железных дорог. (Доступно в pdf версии)
Рост пассажиропотока по всему миру неизменно становится стимулом для развития городского железнодорожного транспорта. При этом приоритет все больше смещается в сторону комфорта пассажиров: это отражается не только на планах по развитию инфраструктуры, обеспечении ее удобства и доступности, но и на технических требованиях, предъявляемых к разработчикам поездов. О том, какая роль отводится внутригородской электричке сегодня и на перспективу, в комментариях «Технике железных дорог» рассказали представители департаментов транспорта и пассажирских железнодорожных компаний Москвы, Лондона, Сиднея, Мадрида и Барселоны. (Доступно в pdf версии)
Ощущение благополучия у жителей крупных городов тесно связано с бесперебойной и качественной работой городского транспорта, особенно метрополитена. Наличие на линиях комфортного и современного подвижного состава позволяет горожанам чувствовать другой, более высокий уровень качества жизни прямо здесь и сейчас. Забота о пассажирах является одним из приоритетов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), активно создающего новые поколения поездов метро, которые сегодня находятся в числе самых высокотехнологичных и передовых в мире. Такой подвижной состав уже стал визитной карточкой метрополитена Москвы, а в ближайшие годы может появиться и в других городах России и мира. (Доступно в pdf версии)
Созданная 5 лет назад корпорация CRRC сегодня является крупнейшим в мире производителем подвижного состава и доминирует в железнодорожной отрасли Китая. В условиях замедления внутреннего спроса машиностроительный гигант для дальнейшего роста делает ставку на международную экспансию, в частности на крупнейший в мире рынок – железнодорожную систему Европы. Состоявшееся в апреле поглощение в Германии локомотивостроительного подразделения Vossloh станет ключевым этапом этой стратегии, так как откроет двери европейского рынка для китайской техники. (Доступно в pdf версии)
Железнодорожный подвижной состав эксплуатируется, как известно, на протяжении нескольких десятилетий, и за это время могут смениться технологии, а также поколения обслуживающих его специалистов. В среднем первоначальные инвестиции в подвижной состав формируют около 30% общей стоимости жизненного цикла, операционные издержки – 20-25%, а на обслуживание приходится 45-50%. Таким образом, эффективность обслуживания станет одной из ключевых точек роста устойчивости и прибыльности железнодорожных перевозок в ближайшие годы. В этих условиях актуальным становится вопрос обеспечения прозрачности технического обслуживания, его гибкости и адаптируемости к новым технологиям. (Доступно в печатной версии)
Высокая конкуренция на рынке подвижного состава требует от производителей повышения гибкости технологических процессов и оптимизации расходов на выпуск и обслуживание техники. В качестве одного из инструментов достижения данных целей сегодня рассматривается 3D-печать. С одной стороны, несмотря на преимущества аддитивных технологий, производителей подвижного состава сегодня отталкивают издержки, связанные с приобретением и обслуживанием такого оборудования. С другой – пандемия коронавируса существенно нарушила цепочки поставок и машиностроителям требуется искать инструменты, которые позволят в дальнейшем обеспечить стабильность и непрерывность производства в любых условиях. (Доступно в печтаной версии)
Российская промышленность оказалась под мощным воздействием сразу нескольких взаимосвязанных негативных факторов – быстротечного распространения пандемии коронавируса и глобального введения ограничительных мер, а также стремительного падения спроса и цен на энергоресурсы. На этом фоне наблюдаются умеренно негативные показатели практически во всех отраслях. Однако из-за возникновения ажиотажного спроса отдельные сегменты обрабатывающей промышленности показали положительную динамику. В целом же текущие макроэкономические показатели говорят о том, что кризис для российской промышленности, скорее всего, только начинается. В последующие месяцы можно ожидать более значительного падения индексов. (Доступно в печатной версии)
В последние годы идет активное обновление городского пассажирского транспорта России. В сфере закупки новых трамваев наиболее активны крупнейшие города – Москва и Санкт-Петербург. Долгосрочный заказ на современные низкопольные трамваи от обоих мегаполисов позволил образованному 7 лет назад производителю ПК ТС технологически развить разработанную в 2014 году платформу трамваев, включая экспортные продукты, а также создать новое современное производство. (Доступно в печатной версии)
В рамках реализации Стратегии развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года за последние два три года сформировался новый вектор развития грузовых экипажей для железнодорожных перевозок – шестиосные вагоны сочлененного типа. Специалистами ВНИЦТТ, входящего в состав ПАО «НПК ОВК», разработан, а на мощностях АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ) запущен в производство модельный ряд вагонов сочлененного типа. В процессе разработки конструкций вагонов была проведена оценка показателей их динамических качеств, воздействия на путь, а также устойчивости и безопасности движения. (Доступно в печатной версии)
С учетом увеличения грузооборота и постоянно возрастающих требований к транспортировке грузов – к экономичности и скорости доставки, безопасности погрузки/разгрузки – во всем мире все более востребованными становятся контрейлерные перевозки, представляющие собой комбинирование автомобильного и железнодорожного видов транспорта и обеспечивающие реализацию запроса на мультимодальность. Для России это достаточно новый подход к транспортированию грузов. В то же время отечественный рынок постепенно осваивает технологию: так, по заказу АО «Федеральная грузовая компания» специалисты УКБВ (в составе АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) входит в Госкорпорацию «Ростех») разработали специальный вагон-платформу модели 13-5205. (Доступно в печатной версии)
С целью снижения вредных выбросов и уменьшения удельного приведенного эффективного расхода топлива тепловозных силовых установок на УДМЗ (входит в АО «Синара-Транспортные Машины») создан дизель-генератор ДГ900Т с дизелем 6ДМ-185Т мощностью 930 кВт для тепловоза ТЭМ14М производства АО «Людиновский тепловозостроительный завод». В настоящий момент опытный образец дизеля проходит доводочные испытания на моторном стенде предприятия для получения оптимальных параметров рабочего процесса путем подбора различных комплектаций проточных частей турбокомпрессора. (Доступно в печатной версии)
Особое значение для железнодорожного транспорта и его безопасности имеют тормозные системы. Глубокое понимание процессов, происходящих в тормозной системе поезда в различных режимах ее работы (торможение, отпуск, регулировочное торможение, экстренное торможение и др.), позволяет выработать более точные требования к отдельным ее элементам. Для улучшения динамики управления поездом специалистами АО МТЗ ТРАНСМАШ и РУТ (МИИТ) были проведены исследования и выработаны рекомендации по обоснованию параметров тормозной системы при торможении из условий минимизации продольных нагрузок в составе грузового поезда. В статье представлены результаты исследований по обоснованию статических параметров воздухораспределителя – максимальные давления в тормозных цилиндрах на порожнем и среднем режиме торможения. Результаты изучения динамических параметров – скорости нарастания давления в тормозных цилиндрах – будут опубликованы позднее.(Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
Объединение было создано в 1995 году с целью снизить нагрузку на владельцев путей необщего пользования и создать условия для их успешного развития. Сегодня саморегулируемая организация (СРО) «Ассоциация “Промжелдортранс”» объединяет более 100 предприятий, обслуживающих российскую промышленность, и является одним из крупнейших отраслевых союзов страны. (Доступно в pdf версии)
За полтора десятилетия издатель журнала «Техника железных дорог» – Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – внес значительный вклад в исследования процессов развития, реформирования и регулирования инфраструктурных отраслей России, в том числе в части взаимодействия производителей и заказчиков рельсовой техники. (Доступно в pdf версии)
С первых дней Великой Отечественной войны предприятия железнодорожной отрасли, как и всего машиностроения огромной страны, попали под страшные удары врага. Многие заводы были разрушены, часть успели эвакуировать и наладить производство в тылу. Но практически все вчерашние локомотиво- и вагоностроители сменили на время профиль и выполняли заказы для нужд фронта. В год 75-й годовщины Победы наш долг – вспомнить героическую работу предприятий отрасли в годы войны. (Доступно в pdf версии)
В ноябре 2019 года в российском офисе Siemens Mobility («Сименс Мобильность»), транспортного подразделения немецкого машиностроительного гиганта Siemens, был назначен новый генеральный директор – Йохен Розенцвайг. Он работал в России в 2014-2016 годах, после чего три года трудился в подразделении компании в Китае. Первое интервью в новой должности Розенцвайг дал «Технике железных дорог», в котором рассказал о поставленных перед ним задачах, своем видении их реализации, а также поделился мнением о перспективах проекта ВСМ в России. (Доступно в pdf версии)
Одним из главных событий 2019 года стали испытания электровозов 2ЭС5С и 3ЭС5С – флагманских локомотивостроительных проектов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), призванных обеспечить технический прорыв в железнодорожных перевозках и стимулировать развитие отечественной компонентной базы. Созданные на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) (входит в ТМХ) локомотивы пятого поколения с первым российским асинхронным приводом на IGBT-транзисторах и широкими цифровыми возможностями открывают новые горизонты технологического развития и наглядно показывают, что отечественной инженерной школе под силу самые сложные задачи. (Доступно в pdf версии)
В 2019 году производство грузовых вагонов в России выросло на 15,5% и достигло рекордной отметки – 79,6 тыс. единиц. Прошлый пик 2012 года обернулся перенасыщением рынка, резким падением спроса и, соответственно, производства, потребовав регуляторного вмешательства для стабилизации ситуации. О видении будущего рынка вагонов в комментариях «Технике железных дорог» рассказали представители операторского сообщества, лизинговых компаний, вагоностроителей и экспертного сообщества. (Доступно в pdf версии)
В соответствии с Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР РЖД) перед локомотивным комплексом стоит задача комплексного повышения эффективности деятельности за счет оптимизации расходов на всем жизненном цикле тягового подвижного состава (ЖЦ ТПС). Одними из потенциально эффективных решений данной задачи являются цифровая трансформация протекающих в железнодорожной отрасли процессов, в первую очередь связанных с разработкой, изготовлением и эксплуатацией железнодорожной техники, а также внедрение универсальной платформы управления ЖЦ ТПС. (Доступно в печатной версии)
Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности по итогам прошедшего 2019 года, – замедление темпов роста производства при стабилизации темпов падения спроса. Основным драйвером традиционно выступает добывающий сектор экономики. При этом показатели добычи в отраслях ТЭК вышли на новые исторические уровни, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. Позитивные результаты также демонстрируют отдельные сегменты обрабатывающей промышленности. (Доступно в печатной версии)
В 2019 году рост производства продукции в натуральном выражении наблюдался во всех сферах железнодорожного машиностроения, за исключением выпуска пассажирских вагонов локомотивной тяги. Многие сферы показали рекорды как в натуральном, так и финансовом выражении. Долгосрочные планы и потребности ряда российских крупнейших потребителей позволяют ожидать сохранения позитивного тренда для железнодорожного машиностроения России в целом, однако ряд сегментов может столкнуться с ограничением спроса ввиду конъюнктурных факторов. (Доступно в печатной версии)
Проблема обеспечения усталостной прочности несущих конструкций моторвагонного подвижного состава и несамоходных пассажирских вагонов локомотивной тяги продолжает оставаться в России в высокой степени актуальной и дискуссионной. Так, за 2018 год количество отказов по усталости рам тележек и надрессорных балок составило порядка 40% из общего числа отказов тележек несамоходных пассажирских вагонов локомотивной тяги. Вопрос напрямую связан с безопасностью пассажирских перевозок, но имеет также экономическое значение, определяемое затратами на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, потерями от внеплановых простоев. В то же время есть методологические инструменты, которые, с нашей точки зрения, могут повысить надежность экипажей несамоходных пассажирских вагонов и совершенствовать их технический уровень. (Доступно в печатной версии)
Полиамидный сепаратор является одним из важных элементов кассетного буксового подшипника железнодорожного подвижного состава, так как его повреждение и выход из строя приводят к потере эксплуатационных свойств подшипника. В связи с этим становится актуальным вопрос локализации производства полиамидных сепараторов подшипников этого типа в России и внедрения новых методов контроля их качества с учетом перспектив эксплуатации в арктических условиях. (Доступно в печтаной версии)
Цели активного развития и высокой эффективности функционирования железнодорожной инфраструктуры, поставленные в рамках Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР РЖД), предполагают внедрение высокопроизводительных путевых машин, позволяющих снизить капитальные и операционные издержки. Одним из путей обеспечения таких показателей техники является реализация модульного подхода, что дает возможность производителю оптимизировать себестоимость и диверсифицировать предложение, а путейцам – получать большую функциональность. (Доступно в печатной версии)
Конкурентоспособность и стабильность работы российской нефтехимической промышленности значительно связаны с качеством организации перевозок на железнодорожном транспорте и перевалки в портах. В свою очередь, оно в том числе зависит от обеспечения подготовки вагонов-цистерн (промывки водой под давлением или пропарки их внутренних поверхностей) в соответствии с нормативными требованиями. Однако сегодня данная сфера находится в патовой ситуации: устаревшие технологии ограничивают эффективность, а внедрение новых связано со значительными капитальными затратами. В таких условиях альтернативой может стать внедрение автономных моечных комплексов. (Доступно в печатной версии)
Статистические показатели, представленные в настоящем разделе, основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
Прошедший год в очередной раз подтвердил важность площадки НП «Объединение производителей железнодорожной техники» для дискуссий и решения практических задач в сферах производства подвижного состава и комплектующих. Отдельное внимание Партнерства было уделено вопросам повышения качества железнодорожной продукции и эффективности ее жизненного цикла, обновления производственной базы и активизации НИОКР. (Доступно в pdf версии)
Сегодня членами НП «ОПЖТ», в которое входят все российские производители грузовых вагонов, а также крупнейшие вагоноремонтные предприятия, реализуется программа по внедрению информационных технологий в грузовом комплексе, в первую очередь проект «Электронный инспектор». Данная инициатива соответствует цели Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года по переходу на «Цифровую железную дорогу» и планам холдинга по развитию информационных систем. Ожидается, что «Электронный инспектор» позволит существенно повысить безопасность эксплуатации грузового вагонного парка, а в перспективе – других видов подвижного состава. (Доступно в pdf версии)
Кузбасскому вагоноремонтному предприятию «Новотранс» (КВРП) в конце 2019 года исполнилось 10 лет. За эти годы производственные мощности завода выросли более чем втрое. Этой весной предприятие введет в эксплуатацию вторую очередь, что закрепит за КВРП статус одного из крупнейших вагоноремонтных центров в стране. (Доступно в pdf версии)
В январе 1968 года на окраине города Чебоксары началось строительство приборостроительного завода. 9 февраля 1970 года вышел приказ за подписью министра авиационной промышленности СССР о начале производственной деятельности предприятия. Именно эту дату в АО «ЭЛАРА» (название, образованное от слов «ЭЛектроАвтоматика» и «РадиоАппаратура», завод получил в 1993 году) считают своим днем рождения. В 2020 году АО «Научно-производственный комплекс “ЭЛАРА” имени Г.А. Ильенко» отмечает 50-летний юбилей. Предприятие изначально специализировалось на военном авиаприборостроении, однако сегодня чебоксарские технологии широко распространены и в гражданской сфере, в том числе на железнодорожном транспорте. (Доступно в pdf версии)
В течение осени в отрасли шло активное обсуждение перехода на использование в грузовых вагонах на территории России подшипников кассетного типа с 1 января 2021 года. Вопрос активизации внедрения таких подшипников актуален не первый год и можно определенно сказать, что точка в дискуссиях не будет поставлена еще долгое время. В комментариях журналу «Техника железных дорог» эксперты отрасли – С.В. Калетин, С.Г. Гончаров и А. К.Копецкий – поделились видением, как данный переход может быть реализован и какие узкие места есть на его пути. (Доступно в pdf версии)
Цифровая трансформация находится сегодня в фокусе пристального внимания руководства ОАО «РЖД». Проект «Цифровая железная дорога» является одним из перспективных направлений цифровизации экономики России. Его суть заключается в том, чтобы сделать услуги железнодорожного транспорта наиболее качественными и безопасными. Это означает максимально комфортный доступ на инфраструктуру железных дорог через новые цифровые платформы как для пассажиров, так и для грузоотправителей. Где-то эти услуги уже внедрены, где-то только начинают действовать. (Доступно в pdf версии)
АО «С каждым годом конкуренция за пассажира между видами транспорта становится все острее и острее. Это стимулирует перевозчиков быть в тонусе, адаптироваться под клиента, улучшать качество сервиса, повышать комфортабельность транспортных средств. Основной железнодорожный перевозчик России в дальнем следовании – АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) – ставит своей целью быть к 2030 году лидером пассажирской мобильности в стране. Ключевую роль в ее достижении будут играть пассажирские вагоны, создаваемые многолетнем партнером компании, – АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). (Доступно в pdf версии)
В этом году исполняется 10 лет с момента запуска пассажирского сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом на электропоездах «Сапсан». С 2009-го года поездами, разработанными компанией Siemens и адаптированными с активным участием российских инженеров, перевезено в России более 37,8 млн пассажиров, и ОАО «РЖД» ожидает дальнейшего роста спроса. (Доступно в pdf версии)
Основные нормативы оценки геометрии рельсовой колеи были сформированы в первой половине ХХ века и частично откорректированы в 80-90-х годах. При этом даже в конце периода скорости движения основной массы пассажирских поездов не превышали 100-120 км/час, веса поездов при паровозной тяге составляли 1,5-2 тыс. т, а основным типом вагонов до 1957 года являлись двухосные. Современные условия эксплуатации требуют расширения диапазона длин измеряемых неровностей: от сантиметровых до 70-80 м, а также дифференциации нормативов в зависимости от условий эксплуатации. (Доступно в печатной версии)
Утвержденная в этом году Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года постепенно дополняется документами, определяющими конкретные шаги по достижению ее результатов. Одним из таковых является план обновления путевой техники, который должен в том числе обеспечить качественную модернизацию парка эксплуатируемых машин, направленную на повышение производительности и эффективности путевых работ. В этих условиях российский рынок продолжает представлять значительный интерес для иностранных производителей, однако перспективы спроса дают возможности для развития отечественной технологической базы в сфере путевой техники. (Доступно в печатной версии)
Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности по итогам III квартала 2019 года, – замедление роста производства при стабилизации падения спроса. Это свидетельствует о поиске баланса спроса и предложения в экономике. Основным драйвером роста промышленного производства традиционно выступает добывающий сектор экономики, но из-за ряда внешних факторов динамика добычи в отраслях ТЭК значительно замедлилась. (Доступно в печатной версии)
Парк локомотивов промышленных предприятий играет огромную роль в реализации экономического потенциала России и стабильности работы национальной железнодорожной системы: именно он обеспечивает первичную погрузку и выгрузку на железной дороге. Анализ консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), проведенный по заказу АО «СУЭК», показал, что текущие условия действия требований ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» не учитывают как роль и состояние промышленного парка, так и наличие производственных и ремонтных мощностей в российском железнодорожном машиностроении. Это наглядно показывает необходимость исключения из-под действия ТР ТС локомотивов, не выходящих на пути общего пользования, так как сохранение существующей редакции техрегламента несет значительные риски для экономики. (Доступно в печатной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
К выходу на рынок железнодорожного транспорта готовится новый гибридный локомотив с широким набором цифровых решений. Это машина поколения «Индустрии 4.0», отличающаяся от своих аналогов наличием модульной конструкции, интеллектуальной системы управления силовой установкой, компьютерного зрения, функции предиктивной аналитики. Разработанный совместно Ctrl2GO и АО «Трансмашхолдинг» концепт предназначен для маневровых и хозяйственных работ на предприятиях различных отраслей, а благодаря высокой экологичности может использоваться в закрытых помещениях в течение нескольких часов в зависимости от нагрузки. (Доступно в печатной версии)
В настоящее время крупные компании активно развивают малолюдные и беспилотные проекты, основной целью которых является повышение эффективности и производительности благодаря применению современных технологий с обеспечением гарантированного уровня безопасности. Безусловно, этому способствуют утвержденные Правительством РФ программа цифровизации экономики и долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Поставщики предприятий железнодорожного машиностроения в рамках таких системообразующих инициатив также предлагают решения, которые базируются на значительном внедрении цифровых технологий. Одним из таковых является очередная модификация унифицированного пульта управления (УПУ), представленного отрасли в 2019 году. (Доступно в печатной версии)
Тренды городской безбарьерной среды оказывают значительное влияние на развитие конструкции трамваев. Внедрение соответствующих современным требованиям низкопольных моделей данной техники началось в России в 2014 году преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время потенциал спроса на новые трамваи в других городах остается чрезвычайно высоким. АО «Уралтрансмаш» (входит в АО «НПК «УВЗ») ведет соответствующие разработки с 2013 года, а в последние годы представил линейку новых моделей – односекционный 71-415 и трехсекционный 71-418. (Доступно в печатной версии)
В настоящее время к техническому состоянию железнодорожного полотна предъявляются более высокие требования, а именно к его устойчивости. Это предусматривает выполнение большого и качественного объема работ по обслуживанию верхнего строения пути, в особенности балластной призмы. С целью удовлетворения существующих и перспективных потребностей в ремонте железнодорожного пути на заводе АО «Тулажелдормаш» (входит в состав Группы ПТК) разработан универсальный комплекс для скоростной очистки балласта и реконструкции балластной призмы с созданием защитного подбалластного слоя – щебнеочистительная самоходная машина ЩОМ-2000. (Доступно в печатной версии)
В последние годы производство нефти и нефтепродуктов продолжает находиться на достаточно высоком уровне. Вместе с тем на железнодорожном транспорте РФ в 2016-2018 годах существенно сократился объем погрузки данных грузов в связи с развитием инфраструктуры магистральных трубопроводов. Перераспределение грузовых потоков привело к возникновению профицита нефтебензиновых вагонов-цистерн у ряда компаний. Одновременно с этим на железной дороге России наблюдается потребность в специализированных вагонах, предназначенных для транспортировки химических грузов. Это обстоятельство обусловлено их постоянно растущей номенклатурой, перевозимой железнодорожным транспортом, и запретом эксплуатации с 1 января 2016 года большинства моделей вагонов-цистерн с продлением срока службы. Для сохранения баланса грузооборота и сокращения простоя вагонов транспортными компаниями проводятся работы по оптимизации состава парка, находящегося в эксплуатации. (Доступно в печатной версии)
27 августа прошло совместное заседание Научно-производственного совета НП «ОПЖТ» (НТС ОПЖТ) и Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники (ИЦЖТ). Мероприятие было посвящено вопросам нормативно-технического регулирования испытаний продукции для нужд железнодорожного транспорта. (Доступно в pdf версии)
28 августа в рамках салона «PRO//Движение. Экспо» состоялось награждение победителей V Конкурса лучших инновационных разработок, организованного НП «ОПЖТ». (Доступно в pdf версии)
Союз машиностроителей России, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и правительство Тверской области договорились развивать сотрудничество в сфере транспортного машиностроения в России. Соответствующее решение было принято по итогам состоявшегося 6 ноября заседания Комитета СоюзМаша России по транспортному машиностроению на базе Тверского вагоностроительного завода. (Доступно в pdf версии)
Осенью вышли очередные выпуски журналов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и ГК «Локотех». Редакция «Техники железных дорог» подготовила краткий обзор их содержания. (Доступно в pdf версии)
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»