Реализация инвестиционной программы ОАО «РЖД» в изменившихся условиях, связанных с необходимостью переориентации экономики страны на внутренний рынок, играет важную роль в становлении технологического суверенитета отечественных производителей железнодорожной продукции. Эффект на отрасли-поставщики и смежные отрасли оказывают не только объемы приобретения и ремонта подвижного состава, но и требования холдинга к закупаемой продукции и услугам с точки зрения обеспечения устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного транспорта и повышения локализации производства комплектующих, узлов и агрегатов. Своим мнением о влиянии заказа ОАО «РЖД» на развитие отечественного производства железнодорожной техники поделились участники рынка, а также представители профильных ведомств и объединений.
А.А. Каримов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
Одним из значимых эффектов реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» является поддержание и развитие железнодорожного машиностроения в сложный экономический период в условиях внешнего санкционного давления, а также быстрое и эффективное импортозамещение зарубежных комплектующих для достижения технологического суверенитета. В 2023 году объем инвестпрограммы РЖД составил 1,1 трлн рублей, что почти на четверть больше, чем в прошлом году. Большая часть средств идет на увеличение провозной способности транспортных коридоров, что предполагает не только строительство соответствующей инфраструктуры, но и закупку современного и более производительного подвижного
состава.
За январь–июнь 2023 года индекс производства железнодорожных локомотивов и подвижного состава в России составил 123%. При этом объемы выпуска грузовых магистральных вагонов увеличились на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, магистральных электровозов – на 2,1%, магистральных тепловозов – на 20,5%, а пассажирских вагонов – на 5,9%. Отмечу, что при наличии потребностей и платежеспособного спроса отечественные предприятия железнодорожного машиностроения готовы и дальше наращивать объемы производства, для этого есть соответствующий резерв мощностей.
Вместе с этим Минпромторг России продолжает реализацию комплекса мер, направленных на поддержку отечественных производителей, в частности по линии кластерной инвестиционной платформы и субсидирования НИОКР. Свою эффективность показала и программа ФРП «Транспортное машиностроение», в рамках которой было профинансировано 11 проектов на сумму более 40 млрд рублей.
Транспортное машиностроение – это одна из базовых отраслей промышленности, и стабильная работа отечественных предприятий обеспечивает занятость не только их собственных сотрудников, но и работников смежных отраслей – металлургии, электротехники, микроэлектроники, нефтехимии. Благодаря нашей совместной работе с ОАО «РЖД» растут темпы углубления локализации, создаются новые высококвалифицированные рабочие места и компетенции, что способствует в том числе увеличению доходов в федеральный и региональный бюджет.
В.А. Гапанович, президент Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ)
За последнее время ОАО «РЖД» получило ценный эксплуатационный опыт применения современных локомотивов, электропоездов и вагонов, созданных совместно с передовыми зарубежными компаниями. Отечественные машиностроительные заводы в кооперации с партнерами переоснастили технологические линии, внедрили современные стандарты качества, процессные модели разработки и постановки на производство. Это способствовало развитию условий для изменения принципов взаимодействия с разработчиками подвижного состава и комплектующего оборудования.
При этом приоритетными технически- ми задачами компании является разработка подвижного состава, обеспечивающего уменьшение эксплуатационных затрат, внедрение безлюдных технологий, цифровизацию железных дорог, повышение скоростей движения и снижение экологического воздействия на окружающую среду.
Из перспективной полигонной технологии, обеспечивающей решение целевых задач перевозки грузов и пассажиров с горизонтом прогнозирования до 2025-30 годов, формируются модели организации работы подвижного состава: эксплуатационная, функциональная, ремонтная, обеспечения надежности и экономической эффективности (включая коммерческую), которые являются основой для оптимизации параметров и формирования требований к подвижному составу.
Такой подход позволил создать иерархию целей и требований от общего функционала транспортной системы, поезда, локомотива или вагона в ней к более детально прописан- ному функционалу подвижного состава.
Работа по формированию новых подходов при подготовке технических требований началась в Компании в середине 2017 года. В рамках совместных консультаций с промышленностью было определено, что технические требования ОАО «РЖД» должны стать инновационными, как по содержанию, так и по принципу формирования и должны стимулировать промышленность на создание высокоэффективного подвижного состава. В основе новых требований должны лежать перспективные потребности железнодорожного транспорта, формализованные в целевых бизнес-моделях его функционирования. Следует отметить, что именно проводимая ОАО «РЖД» техническая политика определи- ла тренды транспортного машиностроения на перспективу до 2030 года.
Производство высокотехнологичной продукции – это сложный процесс, который на каждом своем этапе нормируется требованиями стандартов. Стандартизация в текущих условиях развития отечественной экономики играет ключевую роль в промышленности, обеспечивает импортозамещение и технологическую независимость выпускаемой в Российской Федерации продукции транспортного машиностроения. Это достигается в том числе за счет так называемой опережающей стандартизации, когда сначала нормируются требования к продукции, а затем осуществляется ее конструирование и производство.
В рамках деятельности ТК 045 «Железнодорожный транспорт», было разработано 374 стандарта. Их средний возраст – 5,5 лет, что характеризует фонд стандартов как достаточно актуальный. В 2021 году рабочая группа ОПЖТ при участии ОАО «РЖД» и основных производителей подвижного состава и его составных частей (включая элементы автоматики и телемеханики) разработала комплекс стандартов в области автоведения. Не менее 15 стандартов разработаны для строительства и функционирования высокоскоростных железнодорожных линий.
Большая работа по стандартизации, которая проводится с 2022 года в рамках ТК 045 во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина Министерством транспорта РФ – разработка стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих передовым экологическим требованиям.
ОАО «РЖД» ведется анализ эффективности закупок и наряду с критериями цены, сроками поставки, показателями энергоэффективности и ремонтопригодности оценивается важнейшее потребительское свойство – качество продукции. Сегодня холдинг РЖД применяет типовые формы конкурсных процедур с учетом дополнительных критериев по оценке систем управления поставщиков сертифицированных на требования отраслевых стандартов качества в Системе добровольной сертификации Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники».
Внедрение и развитие системы управления, построенной в соответствии с требованиями отраслевых стандартов качества является обязательным условием для высокоэффективной организации производства подвижного состава и элементов инфраструктуры. Производители сегодня должны гарантировать и документально подтвердить качество производимой продукции, процессов, от старта планирования ее разработки до вывода из эксплуатации. ОПЖТ проводит работу по созданию и совершенствованию нормативной базы, устанавливающей требования к рельсовому транспорту и железнодорожной инфраструктуре. В рамках взаимодействия с Международной организацией по стандартизации (ISO) разработан отраслевой стандарт ISO 22163. Стандарт конкретизирует требования к построению системы менеджмента качества организаций железнодорожного машиностроения, осуществляющих проектирование и разработку и/или изготовление и/или техническое обслуживание и ремонт продукции для железнодорожного и рельсового транспорта и его составных частей и/или элементов инфраструктуры по всей цепи поставок. В продолжение работы по приведению требований международного стандарта к требованиям ЕАЭС рабочей группой ОПЖТ в настоящее время разработана первая редакция ГОСТ «Железнодорожное машиностроение. Система менеджмента качества. Требования на основе ISO 22163».
И.В. Овчинников, директор департамента по разработке новых продуктов Дирекция по техническому развитию АО «Трансмашхолдинг»
Начиная с 2014 года ТМХ приступил к вопросу импортозамещения производства основных узлов подвижного состава, доведя уровень локализации по основным сериям продукции на сегодня до 98 % (электровозы 2(3)ЭС5К,тепловозы 2ТЭ25КМ, одно-и двухэтажные вагоны, электропоезда ЭП2ДМ, ЭП3Д, ЭГЭ2Тв). Особо стоит отметить технологический суверенитет, которого добился холдинг по высокотехнологичной продукции, в частности: тяговый привод, дизельные и газодизельные двигатели, тяговые электрические машины и генераторы, системы управления подвижным составом. В настоящее время ведутся работы по локализации производства специальной продукции, мелкосерийных изделий и компонентов, необходимых для сервисного обслуживания подвижного состава. Также особое внимание уделено локализации составных частей компонентов, по которым действуют санкционные ограничения (силовая электроника и микроэлектроника, специальные химические компоненты и т.д.) В числе перспективных серий подвижного состава важно отметить контактно-аккумуляторный электровоз ЭМКА2 с возможностью работать от контактной сети, а также от накопителя электроэнергии. Получение сертификата планируется в декабре текущего года. Ведутся работы по проектам: грузовой электровоз переменного тока 2ЭС9 для Восточного полигона, пассажирский электровоз ЭП40 и электровоз для вождения ускоренных контейнерных поездов 2ЭС20. Изготовлен и находится на испытаниях грузовой магистральный тепловоз 2(3)ТЭ28 с отечественным дизельным двигателем 18-9ДГМ. Получение сертификата запланировано в ближайшее время, поставка этих локомотивов в адрес ОАО «РЖД» ожидается в конце текущего года. В активной стадии находятся работы по проектам грузопассажирского шестиосного тепловоза ТЭ26, магистрального грузового тепловоза с газодизельными двигателями 3ТЭ30Г.
В части пассажирского транспорта в рамках реализации долгосрочного контракта в 2024 году запланирован вывод на рынок новой линейки одноэтажных пассажирских вагонов в габарите «Т», ведутся работы по созданию унифицированной линейки двух- этажных вагонов различного исполнения. Запуск в серийное производство ожидается в 2024–2025 годах. В активной завершающей стадии работы по испытаниям и сертификации электропоезда ЭГЭ2Тв (Иволга 4.0) с тремя дверями. В текущем году холдинг начал работы по созданию унифицированной платформы электропоездов и дизель-поездов различного назначения, в том числе с питанием от альтернативных источников энергии (газ, водород, аккумуляторные батареи).
А.В. Зубихин, первый заместитель генерального директора СТМ по продажам и взаимодействию с органами власти
РЖД – стратегический партнер СТМ. Для национального перевозчика предприятия холдинга производят тепловозы, электровозы, скоростные пассажирские поезда, путевую технику, проводят сервисно-ремонтные работы подвижного состава, оказывают услуги по обслуживанию железнодорожных путей.
Более 80% портфеля заказов компании приходится на РЖД. Мы плотно сотрудничаем по ряду проектов, в том числе по модификации существующей техники – стандарты РЖД в области безопасности и эффективности постоянно повышаются, и мы следуем за ними. Так, несколько модернизаций прошел электровоз 2ЭС6 «Синара», который поставляется для РЖД с 2006 года. В 2020 году он получил бустерную тяговую секцию, а в феврале 2023 года завершились сертификационные испытания электровоза 3ЭС6 «Синара» № 1351 с новой усиленной кабиной.
Это же касается и путевой техники – мы оснастили рельсоукладочный кран кабиной. В сегменте путевой техники только в текущем году сумма реализующихся с РЖД контрактов превысила 7 млрд рублей. СТМ и РЖД перешли на среднесрочные контракты как в сфере поставки техники, так и в области предоставления услуг – это стабильная и надежная схема, позволяющая максимально эффективно спланировать рабочий процесс. Также АО «СТМ» включилось в реализацию стратегии развития рельсосварочного комплекса РЖД, принятой до 2030 года. В 2015 году запущен технологический комплекс с возможностью выпуска и сварки 100-метровых рельсов – предприятия РСП-13 в Челябинске. Отвечая на запросы РЖД в области рельсосварки, СТМ приступили к освоению новой технологии – алюминотермитной, а в 2022 году был заключен пилотный девятилетний контракт на оказание услуг по глубокой очистке щебня. 20% заказов РЖД составляют сервисные и ремонтные работы – капитальный и средний виды ремонта локомотивов до недавнего времени выполнялись ООО «СТМ-Сервис» и Новосибирским электровозоремонтным заводом. В 2022-2023 годах освоен средний ремонт тепловозов ТЭМ18ДМ и 2ТЭ116У на Верещагинском ПРМЗ и Свердловском ПРМЗ – на площадках переоборудованы цеха, персонал прошел соответствующее обучение.
Совместная работа РЖД и СТМ ведется и в области создания новой техники, в том числе уникальной для России, например, полностью отечественного скоростного пассажирского электропоезда ЭС104. При этом в 2023 году холдинг «СТМ» полностью выполнил долгосрочный контракт на поставку 1 200 вагонов электропоездов «Ласточка». Уже прошел сертификацию новый электровоз 3ЭС8 «Малахит» – проект в сфере грузового локомотивостроения. По заданию РЖД инженеры СТМ разрабатывают еще один инновационный локомотив –двухсекционный 16-осный магистральный тепловоз 2ТЭ35А предназначается для перевозки поездов массой 7 100 тонн в условиях Восточного полигона. Для нужд национального перевозчика разработаны и построены модули пожаротушения – 12 таких спецвагонов уже эксплуатируются в составах РЖД. Ведется проектирование нового рельсошлифовального поезда РШП 2.0, скорость об- работки рельсового полотна которым будет достигать 16 км/ч. Хотелось бы отметить, что устойчивое развитие РЖД дает импульс для уверенного роста как СТМ в целом, так и для более 200 наших партнеров, компаний-поставщиков из различных отраслей. Инициативы СТМ, а также совместные проекты с национальным перевозчиком направлены на то, чтобы помочь холдингу «РЖД» и услугам, которые он оказывает, стать более эффективными, комфортными, безопасными и цифровыми.
Б.А. Мягков, президент Союза «Объединение вагоностроителей»
Ключевые достижения вагоностроительной отрасли, реализованные за прошедшее десятилетие, позволили кардинально повысить эффективность работы железнодорожного транспорта. Главное – это создание вагонов для внедрения тяжеловесного движения на базе принципиально новой для российских железных дорог тележки с осевой нагрузкой 25 тс и увеличенными межремонтными пробегами. Такие вагоны, производство которых было освоено в рекордные сроки, задействованы в основном на наиболее грузонапряженных направлениях, что позволило увеличить провозную способность сети без дорогостоящей «расшивки узких мест». При этом отечественные предприятия не только поставили на производство, но и обеспечили массовый выпуск основных моделей, востребованных рынком, закрыв практически все необходимые дефицитные сегменты.
Немаловажное значение имеет разработка вагоностроителями дефицитной линейки специализированного подвижного состава на современных моделях тележек 25 и 23,5 тс для перевозки отдельной специальной номенклатуры грузов. Это позволило заместить устаревшие специализированные вагоны, эксплуатируемые за пределами нормативного срока, но продление срока службы которых (ввиду отсутствия в России их производства) было вынужденно разрешено в ПТЭ РФ.
На базе апробированных подходов, наработок и опыта вагоностроителями разработан грузовой подвижной состав следующего поколения – линейка вагонов сочлененного типа, эксплуатация которых (при сохранении стандартной длины поезда) позволяет еще больше увеличить провозную способность железных дорог – не менее, чем на 27%. Также важнейшее значение для дальнейшего развития железнодорожного транспорта будет иметь созданный ведущими предприятиями Союза принципиально новый вариант перевозок – инновационный подвижной состав со сменными кузовами. Нами уже завершены все пилотные разработки и осталось совместно с владельцем инфраструктуры и регулятором создать экономически благоприятные условия для ускоренного внедрения этой технологии на сети, в первую очередь это конечно касается объективной тарификации таких перевозок.
Отмечу также работы, связанные с применением алюминиевых сплавов. Вагоностроителями на рынок представлены грузовые вагоны (хопперы и цистерны), кузова которых изготовлены из алюминия или алюминиевых сплавов, что позволяет повысить устойчивость кузова к воздействию агрессивных сред, уменьшить массу тары вагонов и увеличить полезную массу перевозимого груза. Отдельно необходимо подчеркнуть разработки, направленные на повышение технологического суверенитета российского вагоностроения и экономики страны в целом. Это и создание автономного рефрижераторного вагона с нагрузкой 25 тс, обладающего улучшенными хладо- и тепло- характеристиками, и освоение производства универсальных и специализированных контейнеров. Критически важное значение также имеет ускоренное освоение российскими предприятиями производства всех комплектующих для железнодорожных подшипников кассетного типа, применяемых при производстве грузовых вагонов 25 тс. В условиях жестких западных ограничений это сыграло важную роль в стабилизации работы как российского вагоностроения, так и при ремонте и эксплуатации грузовых вагонов. Кроме того, нами ведутся работы по созданию скоростных вагонов-платформ для перевозки контейнеров, в том числе 6-осных, что позволит в перспективе повысить эффективность контейнерных перевозок, а также увеличить скорость доставки грузов железнодорожным транспортом. В этом направлении видна заинтересованность и владельца инфраструктуры, развиваемые им проекты по разработке крытого вагона для перевозки грузов на паллетах и платформ для крупнотоннажных контейнеров. Обе модели будут оборудованы тележкой с конструкционной скоростью до 140 км/ч. Важно не останавливаться на этих рубежах, а в перспективе создавать ходовые части грузовых вагонов, позволяющие реализовать скорости до 160 км/ч. Таким образом, за прошедшее время вагоностроителями заложен прочный фундамент для дальнейшего развития как машиностроительной, так и транспортной отраслей, проведена масштабная работа по созданию и освоению производства инновационных видов техники. Учитывая существующие ограничения инфраструктуры, вагоностроители в ближайшей перспективе готовы сосредоточиться на продвижении и совершенствовании уже созданной продукции, а дальнейшее развитие будет сконцентрировано на повышении скоростей перевозки грузов и внедрении цифровых технологий в процесс изготовления и эксплуатации грузового вагона.
С.В. Палкин, директор по техническому регулированию продукции для ж/д транспорта ООО «ЕВРАЗ ТК», д.э.н., к.т.н., вице-президент ОПЖТ, профессор РУТ (МИИТ)
Роль и значение ОАО «Российские железные дороги» в восстановлении предприятий транспортного машиностроения, в обеспечение инновационного развития российской промышленности, в укреплении технологического суверенитета трудно переоценить. Деятельное внимание бизнеса обусловлено положениями перспективных программ развития железнодорожного транспорта, реализуемые посредством инвестиционных программ ОАО «РЖД».
В середине 90-х годов прошлого столетия отечественная металлургия не могла предложить железнодорожному транспорту железнодорожные рельсы с качеством мирового уровня, что оказывало большое влияние на эффективность железнодорожных перевозок.
ОАО «РЖД» вынуждено был закупать рельсы японского и австрийского производства, что создавало элементы зависимости не только железнодорожного транспорта, но и других секторов экономики, связанных с эффективностью работы железнодорожного транспорта. «Белая книга», как программа технологического развития железнодорожного транс- порта с набором конкретных перспективных запросов на технические средства и элементы железнодорожной инфраструктуры, гарантированные Правительством РФ через инвестпрограмму ОАО «РЖД» стали ключевыми драйверами развития отечественной промышленности и металлургического комплекса.
Компания ЕВРАЗ в числе первых откликнулась на актуальные запросы железнодорожников к новому качеству рельсов, колес, бандажей. В течение ряда лет ЕВРАЗ инвестировал огромные средства на преодоление технологической отсталости путем реконструкции и технического перевооружения, что позволило выйти на самые передовые рубежи не только по качеству стали, но и по качеству огромной линейки новых рельсовых продуктов.
Так, на АО «ЕВРАЗ ЗСМК» для сохранения и укрепления лидерских позиций на внутреннем рынке рельсов, активного выхода на международные поставки рельсовых продуктов проведена комплексная реконструкция металлургического производства, освоены новые и самые современные технологии производства железнодорожных рельсов.
В 90-е годы трудно было представить то, что благодаря инновационному развитию ОАО «РЖД» по инвестпрограммам отечественными металлургами будут производиться и поставляться на железнодорожный транспорт рельсы с межремонтной наработкой в эксплуатации от 1,5 до 2,1 млрд т брутто, что в 2-3 раза выше ранее изготавливаемых рельсов.
В настоящее время, рельсы ЕВРАЗ занимают уже более половины протяженности Восточного полигона, что обеспечивает устойчивое снижение эксплуатационной дефектности в рельсах, расходов на содержание пути. Для участков повышенной грузонапряженности Восточного полигона ЕВРАЗ специально разработал и изготавливает рельсы повышенной эксплуатационной стойкости ДТ370, а для горно-перевальных участков – рельсы повышенной износостойкости и сопротивления контактной усталости ДТ400ИК.
Совершенствование новой технологии дифференцированного термоупрочнения позволило специалистам АО «ЕВРАЗ ЗСМК» создать рельсы повышенной прочности для участков железнодорожного пути с устойчиво низкими температурами ДТ370НН, что актуально не только для Восточного полигона, но и для Северного широтного хода.
По качеству рельсы ДТ370 и ДТ370НН превосходят все известные зарубежные аналоги по актуальной области применения и высоким эксплуатационным свойствам.
Модернизация и техническое перевооружение металлургических комбинатов позволило создать новые металлургические мощности способные полностью удовлетворить не только российские железные дороги, но экспортировать рельсовую продукцию высокого качества в дружественные страны.
Инвестирование ОАО «РЖД» стало важным фактором развития отечественных металлургических предприятий, восстановления полного технологического суверенитета, достижения качества, превосходящего лучшие мировые аналоги.
Н.А. Конашенкова, генеральный директор ОАО «ЭЛТЕЗА»
ОАО «ЭЛТЕЗА» – ключевой поставщик систем и оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики для ОАО «РЖД». Почти 90 % отгружаемой продукции компании поступает в адрес подразделений «Российских железных дорог», при этом закрывается 80 % потребности в таких устройствах. На шести производственных площадках ОАО «ЭЛ- ТЕЗА» трудится свыше 3 000 человек. Можно сказать, что все они работают на нужды ОАО «РЖД».
Требования ОАО «РЖД» к продукции ЖАТ, обеспечивающей безопасность и эффективность эксплуатации инфраструктуры, традиционно высоки, одни из самых высоких в мире. «ЭЛТЕЗА» работает в плотной связке с заказчиками и проектными институтами для достижения полного соответствия всем стандартам работы в этой сфере. Вся наша продукция сертифицирована для применения на сети железных дорог России. На фоне активных процессов цифровизации перевозочного процесса «ЭЛТЕЗА» разработала и внедрила микропроцессорную централизацию стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ с автоматизированным рабочим местом дежурного по станции и специальной киберзащитой от внешних угроз. Мы продолжаем поставлять и аналоговое оборудование для управления движением, однако на наиболее ответственных участках внедряются цифровые технологии, которые изготовливает наша компания.
К 2023 году уровень импортозамещения на нашем производстве достиг 95 %, остальные комплектующие поставляются из дружественных стран. Поиск отечественных поставщиков и постановка на собственное производство проходили планомерно и по- следовательно в течение последних нескольких лет, что позволило нам достигнуть почти полной независимости от возможных изменений рыночной конъюнктуры.
В настоящее время опытную эксплуатацию на станции Пантелеево Северной железной дороги проходит система микропроцессорной централизации нового поколения – МПЦ-ЭЛ-20. При ее разработке были учтены не только требования безопасности и автоматизации управления инфраструктурой, но и необходимость локализации производства. В МПЦ-ЭЛ-20 ис- пользованы отечественные микропроцессоры, программное обеспечение, объектные контроллеры, кабели и питающие устройства собственного изготовления, а также встроенная киберзащита КСПК-ЭЛ. При всей инновационности системы мы в плановом ре- жиме продолжаем ее совершенствование и готовим к запуску на рынок обновленную продукцию.
.
С.В. Калетин, генеральный директор АО «СГ-транс»
Выход на рынок частных операторов и формирование конкурентной среды в сфере перевозок можно назвать важнейшим итогом реформы железнодорожной отрасли, объявленной в 2001 году. Привлечение частного бизнеса в отрасль позволило решить сразу несколько проблем. Во-первых, появлением конкуренции стало стимулом для повышения эффективности и качества работы сточки зрения сроков, скорости, надежности доставки, получили развитие новые сервисы. Все вместе это повысило привлекательность железнодорожного транспорта в глазах грузоотправителей.
Второй момент – приток частных инвестиций на развитие инфраструктуры и подвижного состава. До образования операторских компаний отрасль испытывала дефицит парка, что не позволяло своевременно вывозить продукцию и обеспечивать нужды промышленности и населения. Бизнес подтвердил, что готов вкладываться в приобретение вагонов и их ремонт, в первые же годы реформы перевыполнив показатели закупок подвижного состава, которые были у МПС. Таким образом, появился стимул для развития смежных отраслей – железнодорожного лизинга, производства подвижного состава, технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов.
Логичным продолжением стал вывод ремонта из структуры ОАО «РЖД» в отдельный вид бизнеса. Собственникам вагонов, которых появлялось все больше, требовались качественные услуги обслуживания парка по рыночным ценам. Здесь также сформировался конкурентный рынок услуг.
Инновационное развитие РЖД в соответствии со Стратегией научно-технологического развития холдинга на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года предусматривает создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта, внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов, создание условий для внедрения инновационного подвижного состава.
ОАО «РЖД» активно взаимодействуют с вагоностроителями и операторами на площадке ОПЖТ. За 15 лет работы комитет ОПЖТ по грузовому подвижному составу при участии холдинга разработал и утвердил для общего пользования ряд ключевых документов. Так, впервые была создана методика для обоснования цен на новые модели грузовых вагонов и комплектующие к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла. Также мы определили порядок оценки технического состояния подшипников кассетного типа.
Еще одна совместная с собственниками и операторами подвижного состава инициатива – организация перевозок нефтеналивных грузов в восьмиосных вагонах-цистернах сочлененного типа грузоподъемностью 148 тонн, что позволит перевезти больше на имеющихся мощностях.
В долгосрочной перспективе РЖД планирует обеспечить замену устаревающих локомотивов моделями, работающими на альтернативных видах топлива, прежде всего на природном газе и водороде, создать «умные локомотивы» с применением интеллектуальных систем управления, локомотивы с повышенной среднесуточной производи- тельностью, увеличенными межремонтными пробегами, конструкционной скоростью и др.
Ю.З. Саакян, генеральный директор АНО «ИПЕМ»
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» оказывает существенное влияние на развитие экономики РФ как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, общий эффект на ВВП России от инвестиций ОАО «РЖД» в строительство, ремонт и модернизацию инфраструктуры и объектов капитального строительства, ремонт локомотивов в 2014–2023 годы, а также в закупку подвижного состава ОАО «РЖД» и прочими участниками рын-ка в 2014–2022 годы составил 9,77 трлн руб. Отчисления налогов в федеральный бюджет составили 1,74 трлн руб., поступления налогов в региональные бюджеты – 115 млрд руб. Объем социальных отчислений за счет инфраструктурных проектов, закупки подвижного состава и ремонта локомотивов равен 788,2 млрд руб.
Наиболее значительный мультипликативный эффект на экономику оказывают инвестиции в услуги по строительству, со- держанию и ремонту инфраструктуры и капитальных объектов строительства. Они наиболее значительно отражаются на росте ВВП и объеме налогов в федеральный бюджет. Второе место занимают инвестиции в закуп- ку электрического оборудования, при этом их влияние на федеральную и региональные экономики сбалансировано (на ВВП – 2 место, на налоги для федерального бюджета – 4 место, на региональные налоги – 3 место, социальные отчисления – 7 место). Третье место занимают инвестиции на закупку локомотивов. Четвертое – затраты на закупку щебня при строительстве инфраструктуры.
Помимо влияния на экономику реализация инвестпрограммы ОАО «РЖД» оказывает также значительный эффект на техническое и технологическое развитие отраслей-поставщиков продукции. Так, в соответствии с «Комплексной программой инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года» ведется непрерывное повышение требований к приобретаемому подвижному составу для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок и участие в разработке изготовителями новых моделей подвижного состава.
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»