«Техника железных дорог» № 4 (64) 2023

От слесаря до «инженерного спецназа»: железнодорожное машиностроение в борьбе за кадры

Проблема дефицита трудовых ресурсов в российской экономике приобретает масштабы общестранового риска, охватывая все отрасли экономики. Объективные демографические причины обостряют конкуренцию за кадры между работодателями и отраслями. О наиболее востребованных специалистах и грядущем росте престижа профессии машиностроителя, методах привлечения персонала на производство техники для железных дорог, а также о том, как видит специалиста новой формации отраслевое высшее образование, своим мнением поделились руководители, отвечающие за кадры настоящего и будущего. (Доступно в PDF версии)

Промышленный дизайн в ТМХ: от концепции к эксплуатации

В 2019 году Трансмашхолдинг представил концепцию ДНК бренда – программу развития дизайна подвижного состава, которая была призвана сформировать собственный, узнаваемый в каждом продукте стиль компании. Концепция стала отправной точкой многогранной работы, сочетающей вдохновение художников, точный расчет инженеров и приоритет ожиданий всех тех, кто будет пользоваться ее результатами. Спроектированные с тех пор образцы подвижного состава проходили испытания, выходили в серийное производство, поступали заказчикам, а производитель получал отзывы эксплуатантов и конечных потребителей. Сейчас ТМХ создает новую технику уже с учетом приобретенного опыта производства, эксплуатации и отзывов потребителей продукции, разработанной по канонам концепции ДНК бренда. Одновременно стилистические решения концепции распространяются на весь фирменный стиль компании. Благодаря развитию промышленного дизайна в ТМХ сегодня продукция компании остается узнаваема в колоритных ливреях заказчиков. (Доступно в PDF версии)

А.А. Павловский, А.И. Карелов, М.А. Щеглов
Проверка возможности применения беспилотных авиационных систем при решении задач железнодорожного транспорта

По мере развития рынка и повышения доступности технологий беспилотные авиационные системы (БАС) стали перспективными средствами для решения гражданских задач. Высокая точность аэросъемки, а также целый ряд других специфических свойств позволяет использовать БАС для мониторинга состояния объектов и картографирования железнодорожной инфраструктуры, планирования и контроля ремонтных работ, выявления потенциально опасных проявлений экзогенных процессов, учета недвижимости и земельных участков, обеспечения безопасности и ликвидации последствий транспортных происшествий. При этом внедрение БАС для эффективного и безопасного использования их на железных дорогах с соблюдением всех норм и требований потребует проведения целого комплекса мероприятий. В целях разработки концепции применения БАС в хозяйствах ОАО «РЖД» специалистами АО «НИИАС» были реализованы пилотные проекты по решению задач железнодорожного транспорта с использованием БАС и проанализированы их результаты. (Доступно в полной версии и по подписке)

С.В. Палкин
Об актуальных аспектах назначенного срока службы для целей обеспечения безопасности продукции. Часть 4

Более трех лет в железнодорожной отрасли происходит дискуссия по проблемам назначенного срока службы (далее НСС) в части содержания, установления нормативов, рациональности применения этого показателя к продукции, регулируемой техническими регламентами (ТР ТС). Одной из причин является отсутствие однозначной терминологии в отношении НСС, которая в ТР ТС представлена в избыточно широком смысле, заимствованном из общетехнических стандартов. Первая часть статьи посвящена обоснованию цели НСС, формулированию однозначности этого термина исходя из целей, механизмам обеспечения безопасности и нормативной неготовности к применению НСС. Во второй части анализируются положения ТР ТС в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), особенности применения НСС, подтверждения соответствия показателю НСС, мерам по исключению введения потребителя в заблуждение относительно безопасности в период эксплуатации до достижения НСС, анализируются риски производителей (заявителей) в случаях отсутствия в сертификатах показателя НСС, пути их снижения. В третьей части анализируются новые документы ЕЭК по применению НСС на регулируемую продукцию, а также разработанная РГ первая редакция Изменения 2 в ТР ТС в части сроков службы, продления сроков службы, затрагивающие важную терминологию по проблематике НСС. В четвертой части анализируется возможность использования назначенного срока службы (ресурса) как показателя, ограничивающего период эксплуатации подвижного состава и его составных частей. (Доступно в полной версии)

А.А. Шкарупа, Е.Н. Рудаков
Промышленность России: промежуточные итоги 2023 года

Промышленное производство в России в январе – сентябре 2023 года демонстрировало восстановительный рост после падения показателей в прошлом году. Индекс промышленного производства России с весны 2023 года вышел на уровень Индии и Китая, существенно превысив аналогичные индексы развитых стран, находившиеся в том же периоде в зоне околонулевых или отрицательных значений. При этом наблюдалась нетипичная для российской экономики ситуация, когда рост общепромышленных индексов происходит на фоне снижения показателей добывающих отраслей.(Доступно в полной версии)

Е.Н. Розенберг, А.В. Озеров
Перспективы развития систем интервального регулирования движения поездов с применением технологической радиосвязи

Мировой опыт показывает, что на данный момент на железнодорожном транспорте отсутствует эффективная альтернатива конвенциональным методам контроля свободности пути и целостности поездов. В большинстве стран с развитым железнодорожным сообщением в этих целях по-прежнему применяются рельсовые цепи, в особенности на основных линиях и высокоскоростных магистралях. К числу таких стран относятся Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Китай, Южная Корея, Япония и др. В некоторых странах более широко применяются устройства счета осей, например, в Австрии, Швеции и др. [1].(Доступно в полной версии)

В.П. Гриневич, Ю.И. Клименко, П.С. Фролов
Инструментарий и современные технологии проведения исследований тягово-энергетической эффективности подвижного состава

Несмотря на более чем вековую историю проведения испытаний локомотивов в России (первые динамометрические и индикаторные испытания паровоза прошли в 1877 году) и разработку единых методик испытаний образцов локомотивов перед организацией их серийного производства (в 1912 году было создано единственное в мире научно-исследовательское учреждение для испытания паровозов «Опыты над типами паровозов»), продолжается постоянное совершенствование инструментария и технологий проведения исследований тягово-энергетической эффективности подвижного состава. Тягово-энергетические исследования, проводимые в настоящее время в АО «ВНИКТИ», составляют единый комплекс исследований, обеспеченных всей необходимой измерительной техникой, методической документацией и программным обеспечением. (Доступно в полной версии)

Г.М. Зобов
Российский рынок изотермических вагонов и рефрижераторных контейнеров

В 2019-2022 годах объем грузовых перевозок на сети ОАО «РЖД» в вагонах изотермического подвижного состава стабильно рос, увеличившись с 4,6 млн т в 2019 году до 6,1 млн т в 2022 году. При этом наиболее важные типы изотермического подвижного состава – вагоны-термосы, рефрижераторные вагоны, рефрижераторные контейнеры, – отечественными производителями серийно не производятся, поэтому сейчас весь внутренний спрос на эти типы ПС закрывается импортными поставками. В 2024 и 2025 годах компания РМ Рейл представит для рынка изотермические вагоны собственной разработки, которые по важнейшим характеристикам превосходят зарубежные образцы. (Доступно в полной версии)

Статистика железнодорожного машиностроения – III квартал 2023

Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в полной версии)