«Техника железных дорог» № 2 (62) 2023

Ориентация на Восток: тенденции российского экспорта в новых условиях

За минувший год конъюнктура рынка сбыта отечественной железнодорожной техники и смежных технологий за рубеж существенно изменилась в условиях введенных против России санкций. Перемены затронули экспорт во многих областях, включая географию поставок, логистику и номенклатуру продукции. Своим мнением об этих изменениях и перспективах на глобальном рынке с «Техникой железных дорог» поделились эксперты и представители отрасли. (Доступно в PDF версии)

Цифровая трансформация ТМХ — в едином информационном контуре с заказчиком

На настоящем этапе развития современных промышленных предприятий ИТ-технологии не только охватывают производство, но и проникают во все сферы деятельности, включая управление и планирование. Цифровизация позволяет оперативно адаптироваться к меняющимся условиям рынка, ускорять темпы разработки новой техники и вывода ее в эксплуатацию. Крупнейший производитель рельсового подвижного состава «Трансмашхолдинг» (ТМХ), будучи пионером цифровой трансформации бизнес-процессов, сегодня фокусируется на комплексном подходе. Выполняя полный цикл производства продукции для транспортного машиностроения, компания внедряет инновационные решения на всех стадиях выпуска – от планирования производства до контроля качества готовых изделий и сервисного обслуживания техники. Создаваемое единое транспарентное информационное пространство позволяет ТМХ отвечать на растущие запросы рынка и быть ближе к заказчику. (Доступно в PDF версии)

Общее собрание членов ОПЖТ: итоги 2022 года и новые вызов

14 марта 2023 года состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ). В нем участвовало более 140 представителей из 94 организаций, в том числе руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Алексей Дружинин, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, главный инженер – директор Департамента технической политики АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Батыр Котырев, главный инженер ГО «Белорусская железная дорога» (БЖД) Сергей Новодворский, президент СРО Ассоциации «Промжелдортранс» Александр Кукушкин, главный инженер Московской железной дороги Дмитрий Шустов, а также вице-президенты и члены Наблюдательного совета ОПЖТ, представители Минпромторга России и ФБУ «РС ФЖТ». (Доступно в PDF версии)

Итоги ежегодного заседания ТК 045 «Железнодорожный транспорт»

21 февраля 2023 года в Российском университете транспорта состоялось итоговое заседание технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт». В мероприятии приняли участие более 70 представителей предприятий железнодорожной отрасли, органов исполнительной власти и научных организаций. (Доступно в PDF версии)

В.А. Гапанович
О необходимости совершенствования системы технического обслуживания, ремонта тягового подвижного состава и актуализации нормативной и технической документации

Сложившаяся система технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава показала свою эффективность. Однако, с учетом пополнения парка локомотивов новыми сериями и внедрения инновационных методов и систем их обслуживания, возникла необходимость актуализации и совершенствования многолетней практики организации процесса поддержания техники в исправном состоянии. (Доступно в печатной версии)

С.В. Палкин
Об актуальных аспектах назначенного срока службы для целей обеспечения безопасности продукции. Часть 2

Более трех лет в железнодорожной отрасли происходит дискуссия по проблемам назначенного срока службы (далее НСС) в части содержания, установления нормативов, рациональности применения этого показателя к продукции, регулируемой техническими регламентами (ТР ТС). Одной из причин является отсутствие однозначной терминологии в отношении НСС, которая в ТР ТС представлена в избыточно широком смысле, заимствованном из общетехнических стандартов. Первая часть статьи посвящена обоснованию цели НСС, однозначности этого термина, механизмам обеспечения безопасности и нормативной неготовности к НСС. Во второй части анализируются положения ТР ТС в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), рассматриваются риски при отсутствии НСС в конструкторской документации и сертификатах на продукцию. (Доступно в печатной версии)

А.М. Орлова, Е.А. Рудакова, А.В. Гусев, Д.Е. Абрамов, В.С. Бабанин, И.В. Турутин, А.А. Рудь, А.Л. Борисов, А.Л. Борисов, А.Л. Ковязин
Вывод на российский рынок тележки новой конструкции: результаты адаптации зарубежных решений на примере модели 18-9855

Развитие отечественной железнодорожной транспортной сети и, как следствие, обеспечение экономического развития страны – стратегические задачи, которые решались государством на протяжении многих лет. Наряду со строительством и модернизацией инфраструктуры рассматривалось внедрение высокопроизводительного грузового подвижного состава, который позволил бы существенно повысить массу поезда нетто. Ввод в эксплуатацию вагонов с улучшенными техническими характеристиками, основным элементом которых являются тележки 18-9855 принципиально новой конструкции с осевой нагрузкой 25 тс, дал старт развитию тяжеловесного движения в России и стимулировал инновации в вагоностроительной отрасли. В процессе разработки этой модели конструкторы взяли за основу эскизный проект американской тележки, значительно переработав и усовершенствовав его для колеи 1520 мм. (Доступно в печатной версии)

А.М. Фридберг
Метод, облегчающий работу техники на промышленных объектах

В промышленности техника эксплуатируется на разных объектах, формы тел которых всегда не идеальны. Отклонения их форм затрудняют и усложняют ее работу. В статье предлагается метод, за счет применения которого техника может освободиться от негативного влияния отклонений, используя для этого сдвиги объектов и тел, специально установленных с возможностью свободного движения. Для примера рассмотрены принципиально разные виды техники, работа которых облегчена вследствие применения этого метода. (Доступно в печатной версии)

А.В. Бородкин
Обзор технологий идентификации и позиционирования железнодорожного подвижного состава

Для увеличения эффективности использования подвижного состава и планирования перевозок, а также повышения безопасности движения необходим непрерывный контроль десятков тысяч единиц подвижного состава в режиме реального времени. Диспетчерские службы многих железнодорожных ведомств и подразделений располагают теми или иными техническими средствами идентификации и позиционирования для определения пространственно-временных координат различных объектов. В статье рассмотрены применяемые на железнодорожном транспорте методы определения кинематического вектора объекта в выбранной системе координат, обусловленных характером навигационной задачи: радиус действия, помехоустойчивость, устойчивость к влиянию отраженных сигналов, габариты и вес, энергопотребление, электромагнитная совместимость, эксплуатационные затраты и другие локальные факторы. (Доступно в печатной версии)

В.О. Певзнер, Р.А. Баронайте, В.В. Кочергин, М.В. Худорожко, С.Н. Прокофьев, А.А. Акишин, Н.Б. Никифорова, Е.А. Шур, К.Л. Заграничек, И.Е. Перков
Исследование причин повреждаемости рельсов поверхностными дефектами на участках обращения электровозов 2ЭС10. Часть 2

В 2020–2021 годах специалистами АО «ВНИИЖТ» проводились исследования по выявлению причин массовой повреждаемости рельсов поверхностными дефектами на участках обращения электровозов с асинхронными двигателями 2ЭС10 Свердловской железной дороги. В первой части статьи рассматривалось, как режим работы электровозов связан с повреждениями поверхности катания головок рельсов, а также характер и закономерности их возникновения. Вторая часть статьи посвящена вопросам эффективного использования песка для уменьшения износа рельсового полотна и минимизации количества импульсных неровностей. (Доступно в печатной версии)

К.В. Башкиров, А.Л. Ковязин, К.Н. Болотов, Д.В. Горский
Экспериментальная оценка влияния увеличенного времени наполнения тормозных цилиндров шестиосных вагонов сочлененного типа при торможении на продольные силы в поезде

Одним из способов повышения эффективности железнодорожных перевозок является использование конструкции инновационных вагонов второго поколения – сочлененного типа. Применение такого подвижного состава позволяет увеличить погонную нагрузку и грузоподъемность, что в свою очередь ведет к повышению провозной способности. В статье описывается постановка задачи по имитации грузового поезда с различной вариацией схем формирования поезда, приводятся методы обработки экспериментальных данных, а также порядок и правила расчета продольных сил, возникающих при торможении, и тормозного пути с использованием экспериментальных данных. Продемонстрированы результаты расчета продольных сил и тормозного пути для различных схем формирования грузового поезда.(Доступно в печатной версии)

Статистика железнодорожного машиностроения – I квартал 2023

Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)