Специальный выпуск 2024

Ю.З. Саакян
«Время БАМа. Когда стратегические цели оправданы экономическими эффектами»

Экономическая эффективность БАМа ставилась под сомнение на протяжении всей его истории. С самого начала было понятно, что строительство и дальнейшая эксплуатация железной дороги в глубине неосвоенной человеком, сейсмоопасной территории с исключительно суровым климатом, сложным рельефом и вечной мерзлотой обойдется экономике страны колоссальными затратами. Но те, кто настаивал на необходимости строительства дороги, руководствовались стратегическими целями – смотрели на десятилетия вперед. (Доступно онлайн)

В.А. Гапанович
«О роли БАМа в развитии отечественной инженерной мысли»

В год 50-летия Байкало-Амурской магистрали (БАМ), когда эта стратегическая дорога переживает новый этап развития, крайне важно вспомнить о том, в каких целях она была задумана, какие трудности пришлось преодолеть для воплощения проекта в жизнь и какие технологии были созданы для его строительства и эксплуатации. (Доступно в PDF версии)

«Тяга БАМа. Технологии и инвестиции ТМХ для развития Восточного полигона»

В новых условиях, когда разворот на Восток и обеспечение технологической независимости стали задачами первоочередной актуальности, необходимость увеличения провозной способности Восточного полигона предъявляет производителям новые требования. Тяговый подвижной состав, эксплуатируемый здесь, всегда должен был иметь особые характеристики в силу экстремальных перепадов температур, особенностей гористого рельефа с затяжными подъемами и протяженных перегонов по незаселенной территории. Техника для таких условий эксплуатации должна отличаться не только мощностью и функциональностью, но и особой надежностью. Производство и обслуживание такой техники на протяжении всей истории БАМа обеспечивали предприятия, входящие сегодня в АО «ТМХ» (Трансмашхолдинг). (Доступно в PDF версии)

У.С. Евтеев
«Большому полигону – вагоны нового поколения»

Эффективным способом увеличения провозной способности железных дорог, помимо основного способа наращивания провозной способности – развития и строительства магистральной инфраструктуры, являются инновационные конструкторские решения в вагоностроении. Особо важную роль подвижной состав с улучшенными технико-экономическими характеристиками играет на грузонапряженных участках, в первую очередь – на Восточном полигоне. Несмотря на то, что вагоны нового поколения действительно позволяют увеличить вывоз груза без существенных капитальных вложений в строительство железных дорог, добиться наибольшего положительного эффекта от их эксплуатации можно только на новой инфраструктуре. (Доступно в PDF версии)

Г.К. Кисельгоф, Н.А. Бояринова, М.А. Дежков, М.С. Пясик
«Перспективы развития технологии виртуальной сцепки»

Одной из актуальных задач, стоящих перед ОАО «РЖД», является повышение пропускной способности железнодорожных участков. В настоящее время в этих целях внедряются новые системы и технологии интервального регулирования движения поездов, в том числе технология «виртуальной сцепки» (ВСЦ) составов. При ее реализации управление локомотивом второго (ведомого) поезда организуется с учетом информации, которая передается по радиоканалу с локомотива первого (ведущего) поезда, что позволяет сократить межпоездной интервал с соблюдением всех условий безопасности движения. Эта информация включает в себя сведения о скорости и режиме движения ведущего поезда, поездной ситуации, профиле пути впереди него и др. (Доступно в PDF версии)

Д.М. Глущенко, Д.Н. Петрачков, А.А. Лопаткин, А. Перов
«Безопасность и надежность на железной дороге: вклад и возможности производителей»

Амбициозные задачи по обеспечению технологического суверенитета страны одновременно с запуском новых масштабных инфраструктурных проектов, расширением производства и выходом в серию новых образцов техники, автоматизацией и цифровизацией в промышленности и на транспорте предъявляют новые требования к безопасности, надежности и эффективности техники для железных дорог. О новых разработках для обеспечения безопасности железнодорожного транспорта рассказали производители подвижного состава, специальной техники, комплектующих, технических средств и решений для цифровой инфраструктуры. (Доступно в PDF версии)


Ю.З. Саакян, А.Н. Синев, В.Б. Савчук, И.П. Ильин, М.Р. Нигматулин
«Системная оценка эффективности транспортных инвестпроектов: Восточный полигон, «Сила Сибири», трасса М-12 «Восток»»

В сложившихся условиях неопределенности требования к точности, системности, комплексности методологии оценки эффективности инвестиционных проектов растут пропорционально масштабности задач развития транспортной инфраструктуры. Поэтому в рамках работы над нацпроектом «Транспорт» поставлена задача соответствующей доработки методологии оценки инвестпроектов. Сравнительный анализ существующих методик оценки экономических эффектов от реализации инвестпроектов, проведенный коллективом АНО «ИПЕМ» при содействии ОАО «РЖД» на примере актуальных инфраструктурных проектов восточного направления, наглядно демонстрирует возможности применения существующего инструментария. (Доступно в PDF версии)