Сегодня все отечественное локомотивостроение стоит на пороге перехода на новый технологический уровень, сравнимый с заменой паровоза на тепловоз. Это связано с расширением применения асинхронного тягового привода. В периметре группы ТМХ накоплен большой опыт разработки, производства и обслуживания подвижного состава с асинхронным тяговым приводом. Этот опыт позволяет делать далекоидущие выводы о мероприятиях, которые потребуются в масштабах отрасли, чтобы повсеместное использование асинхронного тягового привода стало реальностью. (Доступно в PDF версии)
Обеспечивая Россию полным спектром железнодорожной техники и городского рельсового транспорта, «Трансмашхолдинг» накопил значительный опыт удовлетворения специфических требований заказчиков к своей продукции. Этот опыт успешно применяется компанией и на зарубежных рынках, что позволяет расширять географию поставок в регионы со сложными условиями эксплуатации. (Доступно в PDF версии)
Транспортировка скоропортящихся грузов есть сложная логистическая и техническая задача, которая требует применения специально оборудованных железнодорожных вагонов с поддержанием температурного режима. В данном сегменте железнодорожных перевозок используются изотермические вагоны и контейнеры. Собранные по технологиям 1980-х годов эти вагоны морально и физически устарели и не соответствуют современным требованиям к транспортировке и хранению низкотемпературных грузов. Сегодня отечественное вагоностроение может и должно предложить новые решения по производству, взяв за основу современные рамные конструкционные решения и композитные материалы на основе пенополиуретанов. (Доступно в полной версии и по подписке)
Система «Цифровой грузовой вагон», внедряемая ОАО «РЖД», представляет программно-аппаратный комплекс, состоящий из датчиков, устанавливаемых на вагон, цифровой платформы, предназначенной для обработки поступающих данных, и информационно аналитического портала, включая веб-приложение. Одним из важнейших элементов системы является «Устройство мониторинга и диагностики грузового вагона», которое позволяет следить за состоянием грузовых вагонов, оптимизировать процессы управления за счет предиктивной диагностики и построения прогнозной модели состояния вагонов для проведения их технического обслуживания. (Доступно в полной версии и по подписке)
С целью повышения эксплуатационных показателей работы подвижного состава, производимого холдингом «Синара – Транспортные Машины», была разработана система бортовой диагностики DTscan. Она осуществляет непрерывный анализ состояния узлов и отображение результатов. Алгоритмы диагностики тяговых электродвигателей и буксовых подшипников были верифицированы на испытательном стенде. Объектами испытаний выступали асинхронный электродвигатель и двухрядный конический роликовый подшипник. Для повышения качества анализа одновременно используются две различные методики. За трехмесячный интервал проанализированы данные для электропоездов ЭВС1 «Сапсан» и ЭС2Г «Ласточка» в эксплуатационном режиме. (Доступно в полной версии и по подписке)
В ходе выполнения сложных технических проектов, таких как разработка подвижного состава, требуется моделирование физических процессов для принятия конструкторских решений и выбора рациональных параметров разрабатываемых изделий, систем, узлов и агрегатов. Одним из важных инструментов в разработке подвижного состава является 1D-моделирование мультифизичных динамических систем, позволяющие эффективно работать с параметрами будущих изделий, систем, агрегатов, а также условий и режимов их будущей эксплуатации. В статье представлены возможности моделирования динамики подвижного состава в отечественном программном комплексе 1D «Моделирование динамических систем» и создания комплексной математической модели с целью выбора рациональных проектных параметров. (Доступно в полной версии и по подписке)
Более трех лет в железнодорожной отрасли происходит дискуссия по проблемам назначенного срока службы (далее НСС) в части содержания, установления нормативов, рациональности применения этого показателя к продукции, регулируемой техническими регламентами (ТР ТС). Одной из причин является отсутствие однозначной терминологии в отношении НСС, которая в ТР ТС представлена в избыточно широком смысле, заимствованном из общетехнических стандартов. Первая часть статьи посвящена обоснованию цели НСС, формулированию однозначности этого термина исходя из целей, механизмам обеспечения безопасности и нормативной неготовности к применению НСС. Во второй части анализируются положения ТР ТС в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), особенности применения НСС, подтверждения соответствия показателю НСС, мерам по исключению введения потребителя в заблуждение относительно безопасности в период эксплуатации до достижения НСС, анализируются риски производителей (заявителей) в случаях отсутствия в сертификатах показателя НСС, пути их снижения. В третьей части анализируются новые документы ЕЭК по применению НСС на регулируемую продукцию, а также разработанная РГ первая редакция Изменения 2 в ТР ТС в части сроков службы, продления сроков службы, затрагивающие важную терминологию по проблематике НСС. В четвертой части анализируется возможность использования назначенного срока службы (ресурса) как показателя, ограничивающего период эксплуатации подвижного состава и его составных частей. В пятой части статьи проведен структурный анализ предложений Изменения 2 в Технический регламент Таможенного союза, рассмотрена использованная терминология и отмечены основные недостатки предлагаемого пакета документов в части стандартов безопасности и проблематике НСС. (Доступно в полной версии и по подписке)
Современный рынок перевозок скоропортящихся грузов (СПГ) требует необходимой инфраструктуры и подвижного состава для доставки крупнотоннажных партий продуктов. Изотермический подвижной состав России, разработанный в советский период и учитывающий логистические особенности плановой экономики, становится экономически и технологически неконкурентоспособным. Поэтому разработка изотермических вагонов отечественными производителями требует единой технологической платформы в части кузова, ходовой части и сервисного обслуживания, учитывающей современные требования к перевозкам СПГ. (Доступно в полной версии и по подписке)
Аддитивное производство – процесс создания трехмерных объектов практически любой геометрической формы на основе их цифровых моделей. Концепция 3D-печати основана на построении объекта наносимыми слоями в последовательности с 3D-моделью. Первые технологии аддитивного производства были разработаны в конце 1980-х годов и получили распространение в 1990-х годах силами американских компаний 3DSystems и Stratasys. Уже в настоящий момент в связи с истечением срока действия патентов компаний появились большие сообщества как частных производителей принтеров с открытым исходным кодом, так и крупных организаций. Возможность создания изделий сложной геометрии и управление их физико-механическими свойствами благодаря использованию высокотехнологичных материалов открыло перед 3D-печатью дорогу из сферы дизайна и макетирования в промышленность и науку. (Доступно в полной версии и по подписке)
Статистические показатели, представленные в настоящем разделе, основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в полной версии и по подписке)
Экономическая эффективность БАМа ставилась под сомнение на протяжении всей его истории. С самого начала было понятно, что строительство и дальнейшая эксплуатация железной дороги в глубине неосвоенной человеком, сейсмоопасной территории с исключительно суровым климатом, сложным рельефом и вечной мерзлотой обойдется экономике страны колоссальными затратами. Но те, кто настаивал на необходимости строительства дороги, руководствовались стратегическими целями – смотрели на десятилетия вперед. (Доступно онлайн)
В год 50-летия Байкало-Амурской магистрали (БАМ), когда эта стратегическая дорога переживает новый этап развития, крайне важно вспомнить о том, в каких целях она была задумана, какие трудности пришлось преодолеть для воплощения проекта в жизнь и какие технологии были созданы для его строительства и эксплуатации. (Доступно в PDF версии)
В новых условиях, когда разворот на Восток и обеспечение технологической независимости стали задачами первоочередной актуальности, необходимость увеличения провозной способности Восточного полигона предъявляет производителям новые требования. Тяговый подвижной состав, эксплуатируемый здесь, всегда должен был иметь особые характеристики в силу экстремальных перепадов температур, особенностей гористого рельефа с затяжными подъемами и протяженных перегонов по незаселенной территории. Техника для таких условий эксплуатации должна отличаться не только мощностью и функциональностью, но и особой надежностью. Производство и обслуживание такой техники на протяжении всей истории БАМа обеспечивали предприятия, входящие сегодня в АО «ТМХ» (Трансмашхолдинг). (Доступно в PDF версии)
Эффективным способом увеличения провозной способности железных дорог, помимо основного способа наращивания провозной способности – развития и строительства магистральной инфраструктуры, являются инновационные конструкторские решения в вагоностроении. Особо важную роль подвижной состав с улучшенными технико-экономическими характеристиками играет на грузонапряженных участках, в первую очередь – на Восточном полигоне. Несмотря на то, что вагоны нового поколения действительно позволяют увеличить вывоз груза без существенных капитальных вложений в строительство железных дорог, добиться наибольшего положительного эффекта от их эксплуатации можно только на новой инфраструктуре. (Доступно в PDF версии)
Одной из актуальных задач, стоящих перед ОАО «РЖД», является повышение пропускной способности железнодорожных участков. В настоящее время в этих целях внедряются новые системы и технологии интервального регулирования движения поездов, в том числе технология «виртуальной сцепки» (ВСЦ) составов. При ее реализации управление локомотивом второго (ведомого) поезда организуется с учетом информации, которая передается по радиоканалу с локомотива первого (ведущего) поезда, что позволяет сократить межпоездной интервал с соблюдением всех условий безопасности движения. Эта информация включает в себя сведения о скорости и режиме движения ведущего поезда, поездной ситуации, профиле пути впереди него и др. (Доступно в PDF версии)
Амбициозные задачи по обеспечению технологического суверенитета страны одновременно с запуском новых масштабных инфраструктурных проектов, расширением производства и выходом в серию новых образцов техники, автоматизацией и цифровизацией в промышленности и на транспорте предъявляют новые требования к безопасности, надежности и эффективности техники для железных дорог. О новых разработках для обеспечения безопасности железнодорожного транспорта рассказали производители подвижного состава, специальной техники, комплектующих, технических средств и решений для цифровой инфраструктуры. (Доступно в PDF версии)
В сложившихся условиях неопределенности требования к точности, системности, комплексности методологии оценки эффективности инвестиционных проектов растут пропорционально масштабности задач развития транспортной инфраструктуры. Поэтому в рамках работы над нацпроектом «Транспорт» поставлена задача соответствующей доработки методологии оценки инвестпроектов. Сравнительный анализ существующих методик оценки экономических эффектов от реализации инвестпроектов, проведенный коллективом АНО «ИПЕМ» при содействии ОАО «РЖД» на примере актуальных инфраструктурных проектов восточного направления, наглядно демонстрирует возможности применения существующего инструментария. (Доступно в PDF версии)
В условиях обострившейся необходимости повышения производительности труда цифровая трансформация из технологического тренда превратилась в насущную необходимость. Задача замещения техники, инфраструктуры и программного обеспечения импортного производства на отечественные решения предъявляет промышленности новые вызовы. «Синара Алгоритм», имея богатый опыт в области разработки цифровых продуктов для железнодорожной техники, выработала подходы к решению поставленных задач, масштабируемые на всю отрасль железнодорожного машиностроения. О результатах этой работы и предложениях компании для отрасли мы поговорили с генеральным директором «Синара Алгоритм» Кириллом Колесниковым. (Доступно в PDF версии)
Возможность движения беспилотных поездов в России и на пространстве колеи 1520 существует и доказана на участках сети РЖД, оборудованных системами интервального регулирования движения поездов. Системы автоведения, в той или иной форме минимизирующие участие человека в управлении поездом, реализованы достаточно давно и активно развиваются. Активное внедрение координатных систем интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала должно стать одной из важнейших вех на пути дальнейшего развития железнодорожного транспорта к внедрению беспилотных технологий.(Доступно в полной версии и по подписке)
Для решения задачи по развитию внутреннего туризма с привлечением пассажирского железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» проводит активную работу по развитию железнодорожных туристических маршрутов. В рамках реализации указанной задачи, для повышения привлекательности туристических поездов по заявке АО «ФПК» ПКТБ Л (филиал ОАО «РЖД») разработан проект, а Тамбовским ВРЗ изготовлен пассажирский вагон модели 61-941 для туристического поезда. Учитывая значительные изменения конструкции кузова и планировочных решений вагона модели 61-941, он прошел расчетные и экспериментальные проверки, необходимые для сертификации на соответствие техническому регламенту ТР ТС 001/2011 [9]. В соответствии с ТУ [8] исследуемый вагон называется «Вагон пассажирский модели 61-941 сцепа (секции) экскурсионного обзорного для туристического поезда». (Доступно в полной версии и по подписке)
Ключевая задача при внедрении проектов, связанных с цифровизацией на сети железных дорог, – обеспечить синхронизацию информации об объектах различных хозяйств ОАО «РЖД» в виде единой топологии, тем самым, во-первых, сократив издержки на ведение дублируемой информации, а, во-вторых, исключив человеческий фактор при внесении изменений в информационные системы при актуализации данных. Кроме того, потребность в точности существующих пространственных данных растет с внедрением высокоавтоматизированных подвижных средств, как, например, беспилотные электропоезда на Московском центральном кольце и беспилотные маневровые локомотивы на ключевых сортировочных станциях сети железных дорог. (Доступно в полной версии и по подписке)
Цифровизация отраслей народного хозяйства приобретает массовый характер во всем мире. Это связано с развитием информационных технологий, внедрением современного программного обеспечения везде, где присутствует человеческая деятельность. Для оптимизации управления интегрированными логистическими потоками разрабатывается система, которая позволит в дальнейшем создать алгоритм для программы по отслеживанию в реальном времени причин отказов как вещественных, так и невещественных объектов. (Доступно в полной версии и по подписке)
Для объяснения процессов, происходящих в системе «колесо-рельс», предложена новая гипотеза, по которой на взаимодействие их поверхностных слоев существенно влияет вибрация вдоль площадки контакта тел. Ползучесть колеса, появляющуюся благодаря вибрации, можно эффективно использовать в работе машин и механизмов. Так, испытания модернизированной колесной пары показали, что дифференциальное вращение свободно одетых на ступицы ободов происходило за счет ползучести. Десять лет натурных испытаний продемонстрировали, что такое решение дает возможность увеличить срок эксплуатации колесной пары в 4–5 раз. Представлено теоретическое обоснование положительных эффектов, отмеченных по результатам испытаний модернизированной колесной пары, описанных в статье автора «Влияние вибрации на взаимодействие колеса с рельсом», опубликованной в журнале «Техника железных дорог» № 4 (60). (Доступно в полной версии и по подписке)
Источниками расчетных неровностей пути для оценки показателей динамических качеств грузовых вагонов являются документы, регламентирующие задание неровностей для исследований и моделирования движения грузовых вагонов РД 32.68-96 и ПНСТ 511 2020. Для анализа качества хода экипажей грузовых вагонов использовался метод компьютерного моделирования движения вагона в среде специализированного программного комплекса «Универсальный механизм». В результате исследования выявлены различия показателей динамических качеств грузового вагона на тележках с осевыми нагрузками 23,5 и 25 тс при задании расчетных неровностей согласно разным документам и моделям пути. Представленные в заключении предложения могут быть использованы при разработке единого государственного стандарта РФ, регламентирующего расчетные неровности рельсовых нитей железнодорожного пути для оценки показателей динамических качеств грузовых вагонов и их воздействия на путь. (Доступно в полной версии и по подписке)
Сегодня инновации являются одним из наиболее значимых факторов, определяющих высокое качество и устойчивость экономического роста любого государства, открывающих возможности для преодоления внутренних экономических, институциональных, бюджетных ограничений, последствий неблагоприятной внешней конъюнктуры. Разработка, реализация и распространение инноваций обеспечивают сохранение конкурентоспособности отдельных предприятий и отраслей экономики, появление новых видов продукции и услуг, экономию материальных и энергозатрат, рост производительности труда, улучшение качества жизни населения. Инновационная деятельность исторически является генератором развития, обеспечивая приведение мирового сообщества к новой, более высокой ступени научно-технического прогресса. Опыт ведущих стран мира подтверждает, что разработка и внедрение новых технологий служат ключевым фактором роста экономики и повышения благосостояния граждан. (Доступно в полной версии и по подписке)
Статистические показатели, представленные в настоящем разделе, основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в полной версии и по подписке)
Трамвай в Блэкпуле стал первой системой электрического трамвая в Великобритании и одной из первых в мире. Отличительная особенность этой системы – исторический подвижной состав с необычным дизайном, который включает трамваи-кабриолеты и двухэтажные трамваи. На регулярных маршрутах исторические трамваи уже давно заменены современными вагонами, но в теплое время года и во время фестивалей по набережной ретротрамваи катают туристов, оставаясь одним из главных символов и отдельной достопримечательностью курортного города. (Доступно в PDF версии)
28 февраля 2024 года состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ). В мероприятии участвовало более 100 представителей из 71 организации — члена Ассоциации, в том числе заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, заместитель генерального директора — начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев, главный инженер — директор Департамента технической политики АО «НК «Казахстан темiр жолы» Батыр Котырев, главный инженер ГО «Белорусская железная дорога» Сергей Новодворский. (Доступно в PDF версии)
7 марта 2024 года на площадке Акционерного общества «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ») состоялось заседание технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт». В мероприятии приняло участие более 60 специалистов, представителей органов исполнительной власти, организаций — членов ОПЖТ, предприятий железнодорожной отрасли и научных организаций, в том числе директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Вячеслав Бурмистров, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Лариса Никольская, генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов, первый заместитель руководителя ФБУ «РС ФЖТ» Наталья Агафонова. (Доступно в PDF версии)
В прошедшем 2023 году организации — члены ОПЖТ обеспечили потребности железнодорожного транспорта России, Казахстана и Беларуси, включая промышленные предприятия и метрополитен, в подвижном составе всех видов, а также его составных частей и комплектующих. При этом предприятия продолжали активную работу по разработке узлов и компонентов российского производства, увеличивая долю локализации производства в целях обеспечения технологического суверенитета государства при безусловном обеспечении нормируемых показателей безопасности и надежности эксплуатации железнодорожного подвижного состава.(Доступно в полной версии и по подписке)
Важнейший этап создания нового подвижного состава, от которого зависит его надежность и безопасность – испытания. Самым авторитетным в нашей стране и на пространстве железнодорожной колеи 1520 испытательным центром для новых образцов подвижного состава, способным проводить полный комплекс испытаний, является АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»). За более чем вековую историю своего существования АО «ВНИИЖТ» по праву заслужил репутацию лидера отрасли в области создания инновационных решений для железных дорог, проведения научно-исследовательских работ и испытаний элементов инфраструктуры, подвижного состава, цифровых технологий. О развитии института, уникальных компетенциях, актуальных проектах и планах на будущее «Технике железных дорог» рассказал генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов. (Доступно в PDF версии)
В последние годы всей стране пришлось выстраивать новые цепочки поставок импортозамещенных комплектующих. На этом фоне обеспечение качества конечного продукта поднялось на новый уровень сложности. Решение этой задачи в ТМХ обеспечивает методология управления качеством работы поставщиков, а цифровизация процесса аккредитации потенциальных поставщиков позволяет сократить сроки их одобрения. (Доступно в PDF версии)
С 2021 года компания «ТМХ Интеллектуальные Системы» по заказу «Трансмашхолдинга» ведет разработку Бортового комплекса предиктивной диагностики магистральных локомотивов – БКПД. Работы выполняются совместно с ключевыми компаниями холдинга, обладающими опытом и компетенциями в направлении диагностики подвижного состава: «ТМХ Инжиниринг», «ЛокоТех», ВЭлНИИ и НИИТКД. Для оснащения комплексом БКПД были выбраны локомотивы с микропроцессорными системами управления и наибольшим остаточным сроком службы, выпускаемые заводами «Трансмашхолдинга» и обслуживаемые в рамках контракта жизненного цикла. (Доступно в полной версии и по подписке)
К 2025 году в ОАО «РЖД» планируется выйти на массовое управление локомотивами грузового движения без помощников машиниста. По данным компании, за 2021–2025 годы на вождение без помощника должны перейти почти 11 тысяч машинистов. Кроме того, на базе устройств, позволяющих управлять соединенным поездом из кабины головного локомотива, прорабатывается вопрос вождения соединенных поездов (СП) одной локомотивной бригадой с поста управления ведущего локомотива без машиниста на ведомом локомотиве (система САУ-ОП). Это позволит сократить трудовые затраты, повысить производительность труда, поможет исключить ошибочные действия локомотивной бригады, снизить потери из-за сбоев-отказов, повысить пропускную способность сетевой инфраструктуры и минимизировать затраты на содержание локомотивного парка за счет надежности и эффективности использования локомотива. (Доступно в полной версии и по подписке)
Этапы динамичного расширения железнодорожной сети, согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта (2016–2030 годы), предусматривают создание условий для выхода на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и значительного повышения конкурентоспособности российских железных дорог. Повышение эффективности работы железнодорожной отрасли может быть достигнуто с использованием технологий Big Data, IoT, Blockchain. Разработка и внедрение цифровых технологий позволят конструкторским центрам по-новому компоновать объекты железнодорожной автоматики, повышая эффективность их работы при экономии средств на изготовление и эксплуатацию. Одной из таких технологий является разработка системы блока формирования сигналов (БФС) при работе магнито-индукционных датчиков (МИД) во время прохода колеса. (Доступно в полной версии и по подписке)
Технологии искусственного интеллекта позволяют решать большое количество новых задач, которые ранее не решались с помощью обычных методов автоматизации. Например, последние исследования показывают, что в задачах классификации изображений передовые системы искусственного интеллекта уже превзошли способности человека, а новые возможности на основе технологий нейронных сетей открывают колоссальный потенциал для реализации рутинных задач на железнодорожном транспорте. (Доступно в полной версии и по подписке)
В Паспорте стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года, разработанном во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации, одним из недостатков отмечается «отсутствие цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры (существующих и строящихся), включая предиктивную аналитику необходимости обслуживания и ремонта». В качестве решения предлагается реализовать проект «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры», который за счет создания информационной системы учета и планирования работ/затрат на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры позволит достичь снижения расходов на нее, включая предиктивную оптимизацию обслуживания и ремонтов. ООО «Синара Алгоритм» представляет первые результаты перехода к цифровым технологиям при решении задач путевого комплекса на примере внедрения системы DTscan. (Доступно в полной версии и по подписке)
Искусственный интеллект (ИИ) оказывает значительное влияние на различные отрасли, включая области обеспечения безопасности, консультирования пользователей, прогнозирования сроков износа оборудования и оценки производительности персонала. Для проектов, в которых активно используются большие данные, применение искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения становится первоочередным. Множество компаний уже сейчас внедряют эти технологии для оптимизации и повышения эффективности бизнес процессов, и ОАО «РЖД» не является исключением. Интеграция искусственного интеллекта в бизнес-процессы перестает быть просто трендом, превращаясь в необходимость. (Доступно в полной версии и по подписке)
Анализ динамических и по воздействию на путь результатов испытаний моторвагонного подвижного состава, выполненного по конструкторской документации зарубежных стран, показал высокий уровень силового воздействия экипажа на путь в кривых участках, приводящий к сверхнормативному износу гребней колес. Выявлены существенные превышения жесткости поперечной связи колесных пар с рамой тележки и момента сопротивления повороту тележек рекомендованных значений, полученных на основании проведенных многочисленных испытаний и моделирования. Для снижения износа гребней колес специалистами АО «ВНИКТИ» предложены варианты модернизации тележек. (Доступно в полной версии и по подписке)
В 2023 году промышленность России плавно перешла от восстановительного роста к росту реальному с заметным изменением структуры промышленного производства. Импульс к импортозамещению и низкая ключевая ставка в период с сентября 2022 года по июль 2023 года способствовали увеличению доли обрабатывающих производств. В 2024 году можно ожидать замедления темпов промышленного роста из-за снижения инвестиционной активности вслед за повышением ключевой ставки. (Доступно в полной версии и по подписке)
Промышленный дизайн – важный аспект машиностроения, который может повлиять на коммерческий успех отдельных компаний и даже целой отрасли. Так, в конце 1920-х годов железные дороги в США столкнулись с серьезным кризисом. Устаревший внешний вид вагонов и локомотивов, активное строительство автомобильных дорог, рост числа личных автомобилей и развитие гражданской авиации привели к снижению в стране популярности железнодорожного транспорта. Великая депрессия, продлившаяся 10 лет, только ухудшила положение дел. Для того, чтобы вернуть былую славу железным дорогам, было принято решение полностью поменять облик поездов. Так в США началась эпоха поездов в стиле стримлайн модерн. (Доступно в полной версии и по подписке)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в полной версии и по подписке)
Проблема дефицита трудовых ресурсов в российской экономике приобретает масштабы общестранового риска, охватывая все отрасли экономики. Объективные демографические причины обостряют конкуренцию за кадры между работодателями и отраслями. О наиболее востребованных специалистах и грядущем росте престижа профессии машиностроителя, методах привлечения персонала на производство техники для железных дорог, а также о том, как видит специалиста новой формации отраслевое высшее образование, своим мнением поделились руководители, отвечающие за кадры настоящего и будущего. (Доступно в PDF версии)
В 2019 году Трансмашхолдинг представил концепцию ДНК бренда – программу развития дизайна подвижного состава, которая была призвана сформировать собственный, узнаваемый в каждом продукте стиль компании. Концепция стала отправной точкой многогранной работы, сочетающей вдохновение художников, точный расчет инженеров и приоритет ожиданий всех тех, кто будет пользоваться ее результатами. Спроектированные с тех пор образцы подвижного состава проходили испытания, выходили в серийное производство, поступали заказчикам, а производитель получал отзывы эксплуатантов и конечных потребителей. Сейчас ТМХ создает новую технику уже с учетом приобретенного опыта производства, эксплуатации и отзывов потребителей продукции, разработанной по канонам концепции ДНК бренда. Одновременно стилистические решения концепции распространяются на весь фирменный стиль компании. Благодаря развитию промышленного дизайна в ТМХ сегодня продукция компании остается узнаваема в колоритных ливреях заказчиков. (Доступно в PDF версии)
По мере развития рынка и повышения доступности технологий беспилотные авиационные системы (БАС) стали перспективными средствами для решения гражданских задач. Высокая точность аэросъемки, а также целый ряд других специфических свойств позволяет использовать БАС для мониторинга состояния объектов и картографирования железнодорожной инфраструктуры, планирования и контроля ремонтных работ, выявления потенциально опасных проявлений экзогенных процессов, учета недвижимости и земельных участков, обеспечения безопасности и ликвидации последствий транспортных происшествий. При этом внедрение БАС для эффективного и безопасного использования их на железных дорогах с соблюдением всех норм и требований потребует проведения целого комплекса мероприятий. В целях разработки концепции применения БАС в хозяйствах ОАО «РЖД» специалистами АО «НИИАС» были реализованы пилотные проекты по решению задач железнодорожного транспорта с использованием БАС и проанализированы их результаты. (Доступно в полной версии и по подписке)
Более трех лет в железнодорожной отрасли происходит дискуссия по проблемам назначенного срока службы (далее НСС) в части содержания, установления нормативов, рациональности применения этого показателя к продукции, регулируемой техническими регламентами (ТР ТС). Одной из причин является отсутствие однозначной терминологии в отношении НСС, которая в ТР ТС представлена в избыточно широком смысле, заимствованном из общетехнических стандартов. Первая часть статьи посвящена обоснованию цели НСС, формулированию однозначности этого термина исходя из целей, механизмам обеспечения безопасности и нормативной неготовности к применению НСС. Во второй части анализируются положения ТР ТС в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), особенности применения НСС, подтверждения соответствия показателю НСС, мерам по исключению введения потребителя в заблуждение относительно безопасности в период эксплуатации до достижения НСС, анализируются риски производителей (заявителей) в случаях отсутствия в сертификатах показателя НСС, пути их снижения. В третьей части анализируются новые документы ЕЭК по применению НСС на регулируемую продукцию, а также разработанная РГ первая редакция Изменения 2 в ТР ТС в части сроков службы, продления сроков службы, затрагивающие важную терминологию по проблематике НСС. В четвертой части анализируется возможность использования назначенного срока службы (ресурса) как показателя, ограничивающего период эксплуатации подвижного состава и его составных частей. (Доступно в полной версии)
Промышленное производство в России в январе – сентябре 2023 года демонстрировало восстановительный рост после падения показателей в прошлом году. Индекс промышленного производства России с весны 2023 года вышел на уровень Индии и Китая, существенно превысив аналогичные индексы развитых стран, находившиеся в том же периоде в зоне околонулевых или отрицательных значений. При этом наблюдалась нетипичная для российской экономики ситуация, когда рост общепромышленных индексов происходит на фоне снижения показателей добывающих отраслей.(Доступно в полной версии)
Мировой опыт показывает, что на данный момент на железнодорожном транспорте отсутствует эффективная альтернатива конвенциональным методам контроля свободности пути и целостности поездов. В большинстве стран с развитым железнодорожным сообщением в этих целях по-прежнему применяются рельсовые цепи, в особенности на основных линиях и высокоскоростных магистралях. К числу таких стран относятся Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Китай, Южная Корея, Япония и др. В некоторых странах более широко применяются устройства счета осей, например, в Австрии, Швеции и др. [1].(Доступно в полной версии)
Несмотря на более чем вековую историю проведения испытаний локомотивов в России (первые динамометрические и индикаторные испытания паровоза прошли в 1877 году) и разработку единых методик испытаний образцов локомотивов перед организацией их серийного производства (в 1912 году было создано единственное в мире научно-исследовательское учреждение для испытания паровозов «Опыты над типами паровозов»), продолжается постоянное совершенствование инструментария и технологий проведения исследований тягово-энергетической эффективности подвижного состава. Тягово-энергетические исследования, проводимые в настоящее время в АО «ВНИКТИ», составляют единый комплекс исследований, обеспеченных всей необходимой измерительной техникой, методической документацией и программным обеспечением. (Доступно в полной версии)
В 2019-2022 годах объем грузовых перевозок на сети ОАО «РЖД» в вагонах изотермического подвижного состава стабильно рос, увеличившись с 4,6 млн т в 2019 году до 6,1 млн т в 2022 году. При этом наиболее важные типы изотермического подвижного состава – вагоны-термосы, рефрижераторные вагоны, рефрижераторные контейнеры, – отечественными производителями серийно не производятся, поэтому сейчас весь внутренний спрос на эти типы ПС закрывается импортными поставками. В 2024 и 2025 годах компания РМ Рейл представит для рынка изотермические вагоны собственной разработки, которые по важнейшим характеристикам превосходят зарубежные образцы. (Доступно в полной версии)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в полной версии)
Реализация инвестиционной программы ОАО «РЖД» в изменившихся условиях, связанных с необходимостью переориентации экономики страны на внутренний рынок, играет важную роль в становлении технологического суверенитета отечественных производителей железнодорожной продукции. Эффект на отрасли-поставщики и смежные отрасли оказывают не только объемы приобретения и ремонта подвижного состава, но и требования холдинга к закупаемой продукции и услугам с точки зрения обеспечения устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного транспорта и повышения локализации производства комплектующих, узлов и агрегатов. Своим мнением о влиянии заказа ОАО «РЖД» на развитие отечественного производства железнодорожной техники поделились участники рынка, а также представители профильных ведомств и объединений. (Доступно в PDF версии)
Существующая технология закрепления составов на станционных железнодорожных путях предполагает ручной труд составителей, что требует большего времени на закрепление и раскрепление состава, увеличивает количество необходимых тормозных башмаков и может нести риск для здоровья рабочих. В статье рассматривается решение задачи автоматизации позиционирования подвижного состава при его закреплении и исключение человеческого фактора из этого процесса. Также в ней описывается актуальность создания комплекса «Прицел», реализующего автоматическое позиционирование составов на основе данных от напольных устройств, представлены конструктивные решения и инновации, текущее состояние разработки, а также эффекты и перспективы масштабирования. (Доступно в печатной версии)
Основной конструкцией верхнего строения пути на железных дорогах России является температурно-напряженный бесстыковой путь на железобетонных шпалах, укладка которого впервые была выполнена на бывшей Московско-Курско-Донбасской железной дороге в 1957 году. Конструкция бесстыкового пути эффективно внедрялась на сети железных дорог, его доля в настоящее время составляет 81,4% от развернутой длины главных путей – 102,966 тыс. км, а ежегодная потребность в замене на всех видах ремонта составляет не менее 6,0 тыс. км при годовом объеме образования просрочки 5 тыс. км. Традиционные технологии укладки и замены рельсовых плетей не удовлетворяли требованиям скорости производства работ в условиях повышения интенсивности перевозок по сети железнодорожных дорог. Перед конструкторами стояла задача создать принципиально новую технику, которая смогла бы минимизировать ручной труд и повысить выработку.(Доступно в печатной версии)
Тенденция к повышению осевой нагрузки, увеличению скоростей при обеспечении безопасности движения поездов приводит к необходимости постоянного контроля и диагностики подвижного состава. В результате заложенной параметрической избыточности и постепенно протекающими процессами снижениями работоспособности появляется возможность раннего обнаружения изменений в техническом состоянии узлов и деталей подвижного состава. Например, снижение работоспособности ходовой части вагона в связи с неисправностями в ее узлах происходит за время, значительно превышающее продолжительность одного или нескольких рейсов. В статье рассматривается подход к решению задачи интеллектуального прогнозирования технического состояния подвижного состава и степени его влияния на объекты железнодорожной инфраструктуры. Для этого разрабатывается модель системы прогнозирования состояния железнодорожной инфраструктуры железных дорог и подвижного состава на основе комплексирования диагностических данных, получаемых от различных систем диагностики, используемых на сети железных дорог РФ. (Доступно в печатной версии)
В настоящее время в путевом хозяйстве для контроля параметров геометрии рельсовой колеи используется несколько типов технических средств: ручной измерительный инструмент, путеизмерительные тележки, вагоны-лаборатории, летательные аппараты. Они решают близкие информационные задачи, но имеют разные нагрузки на путь, рабочую скорость, точность измерения и форму представления выходной информации. Статья посвящена обзору и сравнительному анализу характеристик технических средств контроля параметров геометрии рельсовой колеи: выявлены преимущественные особенности и условия их применения, определены тенденции и перспективы дальнейшего развития путеизмерительных средств.(Доступно в печатной версии)
В настоящий момент в отношении развития железнодорожного машиностроения действуют сразу три концептуальных документа: Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее – Транспортная стратегия), Концепция технологического развития на период до 2030 года и Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года. При этом последняя, будучи сфокусированным на отрасль программным документом, утверждена раньше всех – в 2017 году. Давайте разберемся, как отвечает данная стратегическая триада темпам развития железнодорожного машиностроения, как представлена отрасль во всех указанных документах и чем обосновывается необходимость обновления профильного для железнодорожного машиностроения программного документа. (Доступно в печатной версии)
Более трех лет в железнодорожной отрасли происходит дискуссия по проблемам назначенного срока службы (далее НСС) в части содержания, установления нормативов, рациональности применения этого показателя к продукции, регулируемой техническими регламентами (ТР ТС). Одной из причин является отсутствие однозначной терминологии в отношении НСС, которая в ТР ТС представлена в избыточно широком смысле, заимствованном из общетехнических стандартов. Первая часть статьи посвящена обоснованию цели НСС, формулированию однозначности этого термина исходя из целей, механизмам обеспечения безопасности и нормативной неготовности к применению НСС. Во второй части анализируются положения ТР ТС в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), особенности применения НСС, подтверждения соответствия показателю НСС, мерам по исключению введения потребителя в заблуждение относительно безопасности в период эксплуатации до достижения НСС, анализируются риски производителей (заявителей) в случаях отсутствия в сертификатах показателя НСС, пути их снижения. В третьей части анализируются новые документы ЕЭК по применению НСС на регулируемую продукцию, а также разработанная РГ первая редакция Изменения 2 в ТР ТС в части сроков службы, продления сроков службы, затрагивающие важную терминологию по проблематике НСС. (Доступно в печатной версии)
Сегодня салон «PRO//Движение.Экспо» – крупнейшее событие для отрасли железнодорожного машиностроения, которое проводится каждые два года. Он включает в себя выставку железнодорожной техники и деловую программу, в рамках которой проходят семинары и конференции, подписываются соглашения и заключаются контракты. Такой формат берет свое начало еще с 1971 года, когда в Советском Союзе была организована первая международная выставка подвижного состава. Статья посвящена истории железнодорожных выставок в стране, ключевым образцам техники экспозиций разных лет и тому, как они формировали вектор развития всей отрасли железнодорожного машиностроения на годы вперед. (Доступно в печатной версии)
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»