«Техника железных дорог» № 2 (66) 2024

Кирилл Колесников
«Отрасль нуждается в создании совместного для всех ее участников алгоритма перехода к технологическому суверенитету»

В условиях обострившейся необходимости повышения производительности труда цифровая трансформация из технологического тренда превратилась в насущную необходимость. Задача замещения техники, инфраструктуры и программного обеспечения импортного производства на отечественные решения предъявляет промышленности новые вызовы. «Синара Алгоритм», имея богатый опыт в области разработки цифровых продуктов для железнодорожной техники, выработала подходы к решению поставленных задач, масштабируемые на всю отрасль железнодорожного машиностроения. О результатах этой работы и предложениях компании для отрасли мы поговорили с генеральным директором «Синара Алгоритм» Кириллом Колесниковым. (Доступно в PDF версии)

Д.Н. Болотский
В шаге от автопилота: решения по автоматизации движения поездов

Возможность движения беспилотных поездов в России и на пространстве колеи 1520 существует и доказана на участках сети РЖД, оборудованных системами интервального регулирования движения поездов. Системы автоведения, в той или иной форме минимизирующие участие человека в управлении поездом, реализованы достаточно давно и активно развиваются. Активное внедрение координатных систем интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала должно стать одной из важнейших вех на пути дальнейшего развития железнодорожного транспорта к внедрению беспилотных технологий.(Доступно в полной версии и по подписке)

Д.В. Семенов, А.Н. Скачков, О.С. Самошкин, С.Л. Самошкин
Разработка и внедрение пассажирского экскурсионного обзорного вагона модели 61-941 для ретро- и туристических поездов

Для решения задачи по развитию внутреннего туризма с привлечением пассажирского железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» проводит активную работу по развитию железнодорожных туристических маршрутов. В рамках реализации указанной задачи, для повышения привлекательности туристических поездов по заявке АО «ФПК» ПКТБ Л (филиал ОАО «РЖД») разработан проект, а Тамбовским ВРЗ изготовлен пассажирский вагон модели 61-941 для туристического поезда. Учитывая значительные изменения конструкции кузова и планировочных решений вагона модели 61-941, он прошел расчетные и экспериментальные проверки, необходимые для сертификации на соответствие техническому регламенту ТР ТС 001/2011 [9]. В соответствии с ТУ [8] исследуемый вагон называется «Вагон пассажирский модели 61-941 сцепа (секции) экскурсионного обзорного для туристического поезда». (Доступно в полной версии и по подписке)

П.Д. Мыльников, Д.А. Якушев, В.Ф. Иванов
Цифровая модель пути как основа развития систем управления и безопасности подвижного состава

Ключевая задача при внедрении проектов, связанных с цифровизацией на сети железных дорог, – обеспечить синхронизацию информации об объектах различных хозяйств ОАО «РЖД» в виде единой топологии, тем самым, во-первых, сократив издержки на ведение дублируемой информации, а, во-вторых, исключив человеческий фактор при внесении изменений в информационные системы при актуализации данных. Кроме того, потребность в точности существующих пространственных данных растет с внедрением высокоавтоматизированных подвижных средств, как, например, беспилотные электропоезда на Московском центральном кольце и беспилотные маневровые локомотивы на ключевых сортировочных станциях сети железных дорог. (Доступно в полной версии и по подписке)

Е.А. Тарасенко
Формирование и цифровизация интегрированных логистических потоков в железнодорожной отрасли

Цифровизация отраслей народного хозяйства приобретает массовый характер во всем мире. Это связано с развитием информационных технологий, внедрением современного программного обеспечения везде, где присутствует человеческая деятельность. Для оптимизации управления интегрированными логистическими потоками разрабатывается система, которая позволит в дальнейшем создать алгоритм для программы по отслеживанию в реальном времени причин отказов как вещественных, так и невещественных объектов. (Доступно в полной версии и по подписке)

А.М. Фридберг
Ползучесть при качении колеса по рельсу и использование ее в модернизированной колесной паре

Для объяснения процессов, происходящих в системе «колесо-рельс», предложена новая гипотеза, по которой на взаимодействие их поверхностных слоев существенно влияет вибрация вдоль площадки контакта тел. Ползучесть колеса, появляющуюся благодаря вибрации, можно эффективно использовать в работе машин и механизмов. Так, испытания модернизированной колесной пары показали, что дифференциальное вращение свободно одетых на ступицы ободов происходило за счет ползучести. Десять лет натурных испытаний продемонстрировали, что такое решение дает возможность увеличить срок эксплуатации колесной пары в 4–5 раз. Представлено теоретическое обоснование положительных эффектов, отмеченных по результатам испытаний модернизированной колесной пары, описанных в статье автора «Влияние вибрации на взаимодействие колеса с рельсом», опубликованной в журнале «Техника железных дорог» № 4 (60). (Доступно в полной версии и по подписке)

А.В. Саидова, В.И. Федорова, А.Н. Комарова, А.С. Семенова, Ю.В. Чернышева
Анализ влияния расчетных неровностей железнодорожного пути на динамические качества грузовых вагонов при моделировании

Источниками расчетных неровностей пути для оценки показателей динамических качеств грузовых вагонов являются документы, регламентирующие задание неровностей для исследований и моделирования движения грузовых вагонов РД 32.68-96 и ПНСТ 511 2020. Для анализа качества хода экипажей грузовых вагонов использовался метод компьютерного моделирования движения вагона в среде специализированного программного комплекса «Универсальный механизм». В результате исследования выявлены различия показателей динамических качеств грузового вагона на тележках с осевыми нагрузками 23,5 и 25 тс при задании расчетных неровностей согласно разным документам и моделям пути. Представленные в заключении предложения могут быть использованы при разработке единого государственного стандарта РФ, регламентирующего расчетные неровности рельсовых нитей железнодорожного пути для оценки показателей динамических качеств грузовых вагонов и их воздействия на путь. (Доступно в полной версии и по подписке)

И.А. Кузнецова, С.Ю. Фридлянова, К.А. Дитковский
Методология измерения инноваций и оценка инновационной деятельности в новых экономических условиях

Сегодня инновации являются одним из наиболее значимых факторов, определяющих высокое качество и устойчивость экономического роста любого государства, открывающих возможности для преодоления внутренних экономических, институциональных, бюджетных ограничений, последствий неблагоприятной внешней конъюнктуры. Разработка, реализация и распространение инноваций обеспечивают сохранение конкурентоспособности отдельных предприятий и отраслей экономики, появление новых видов продукции и услуг, экономию материальных и энергозатрат, рост производительности труда, улучшение качества жизни населения. Инновационная деятельность исторически является генератором развития, обеспечивая приведение мирового сообщества к новой, более высокой ступени научно-технического прогресса. Опыт ведущих стран мира подтверждает, что разработка и внедрение новых технологий служат ключевым фактором роста экономики и повышения благосостояния граждан. (Доступно в полной версии и по подписке)

Статистика железнодорожного машиностроения

Статистические показатели, представленные в настоящем разделе, основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в полной версии и по подписке)

У.С. Евтеев
Трамвай Блэкпула – история общественного транспорта класса «Люкс»

Трамвай в Блэкпуле стал первой системой электрического трамвая в Великобритании и одной из первых в мире. Отличительная особенность этой системы – исторический подвижной состав с необычным дизайном, который включает трамваи-кабриолеты и двухэтажные трамваи. На регулярных маршрутах исторические трамваи уже давно заменены современными вагонами, но в теплое время года и во время фестивалей по набережной ретротрамваи катают туристов, оставаясь одним из главных символов и отдельной достопримечательностью курортного города. (Доступно в PDF версии)

Общее собрание ОПЖТ: итоги 2023 года и новые планы

28 февраля 2024 года состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ). В мероприятии участвовало более 100 представителей из 71 организации — члена Ассоциации, в том числе заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, заместитель генерального директора — начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев, главный инженер — директор Департамента технической политики АО «НК «Казахстан темiр жолы» Батыр Котырев, главный инженер ГО «Белорусская железная дорога» Сергей Новодворский. (Доступно в PDF версии)

Итоги ежегодного заседания ТК 045 «Железнодорожный транспорт»

7 марта 2024 года на площадке Акционерного общества «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ») состоялось заседание технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт». В мероприятии приняло участие более 60 специалистов, представителей органов исполнительной власти, организаций — членов ОПЖТ, предприятий железнодорожной отрасли и научных организаций, в том числе директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Вячеслав Бурмистров, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Лариса Никольская, генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов, первый заместитель руководителя ФБУ «РС ФЖТ» Наталья Агафонова. (Доступно в PDF версии)