В условиях обострившейся необходимости повышения производительности труда цифровая трансформация из технологического тренда превратилась в насущную необходимость. Задача замещения техники, инфраструктуры и программного обеспечения импортного производства на отечественные решения предъявляет промышленности новые вызовы. «Синара Алгоритм», имея богатый опыт в области разработки цифровых продуктов для железнодорожной техники, выработала подходы к решению поставленных задач, масштабируемые на всю отрасль железнодорожного машиностроения. О результатах этой работы и предложениях компании для отрасли мы поговорили с генеральным директором «Синара Алгоритм» Кириллом Колесниковым.
Кирилл Владимирович, цифровая трансформация в контуре СТМ – зона вашей ответственности. Какие цели и задачи сейчас стоят перед вами?
«Синара-Транспортные Машины» уже пять лет ведет системную работу по увеличению глубины цифровизации и автоматизации своих предприятий. Эта работа привела к формированию ИТ-ландшафта компании – сложного комплекса структурирования и отображения архитектуры ИТ-элементов.
При этом у столь внушительной иерархической структуры не может не быть узких мест, которые, безусловно, могут повлечь риски нарушения безопасности и непрерывности бизнеса – это несогласованность частей и отсутствие технологического суверенитета. Поэтому IT-ландшафт должен обладать следующими ключевыми характеристиками: предусматривать возможность роста и изменений, иметь согласованные друг с другом элементы, то есть быть бесшовным и обеспечивать защиту данных. Следовательно, разработка и широкое внедрение множества связанных технологий должны включать в себя решения, представляющие эволюцию текущих трендов и технологий.
В настоящее время перед СТМ стоит задача перестроить свой IT-ландшафт с учетом существующей реальности, а также, следуя требованиям Указа Президента РФ о технологическом суверенитете, заместить технику, инфраструктуру и программное обеспечение на отечественные решения. В этом контексте общие меняющиеся потребности и уровни спроса требуют поиска, создания и интеграции новых конкурентоспособных продуктов, чтобы достичь цифрового суверенитета производителей железнодорожной отрасли.
С какими проблемами вы столкнулись в поиске решений поставленных задач?
При реализации концепции технологически независимого IT-ландшафта СТМ, как и отрасль в целом, сталкивается с целым рядом проблем. Во-первых, бюджет модернизации – колоссальный. Во-вторых, площадки устали от «внедряторов» и смены направления работ. В-третьих, корпоративные требования к ПО и вендорам отсутствуют. Кроме того, большинство проектов «железа» и программ сегодня – это пилоты. Мы имеем «зоопарк» из систем и сервисов, которые между собой работать не могут из-за высоких затрат на интеграцию и отсутствия оборудования для производства необходимых компонентов.
По результатам тестирований, проверок и выездов на площадки было выявлено, что инфраструктура находится в неудовлетворительном состоянии и истощена – связано это сразу с несколькими факторами. Во-первых, программное обеспечение для проектирования – это «тяжелые» сервисы, требующие внушительных технических ресурсов, здесь применение облачных сервисов невозможно. Во-вторых, рост объема данных IT-ландшафта всегда происходит в геометрической прогрессии. Для примера: сегодня минимальное количество датчиков системы DTscan поставляет ~15 Гб/сутки данных с одной тележки (с одного вагона). Соответственно, при увеличении количества датчиков, а также тележек, вагонов, поездов будет расти и суммарный суточный объем информации. В-третьих, бизнес стремится к развитию, наращивает объемы, расширяет спектр направлений производства, как следствие, неизбежно происходит дополнительный скачок объема необходимых цифровых, информационных и инфраструктурных ресурсов.
Работа с проектными данными, просчетами, конструкторской документацией, результатами испытаний и так далее нуждается в технологической, цифровой базе. Другими словами, все это надо на чем-то разрабатывать, передавать и хранить. В сложившейся торгово-экономической ситуации осложняющим фактором является то, что через несколько лет (от двух до пяти) образуется провал, при котором все нынешние серверы придут в негодность, а имеющиеся «зипы» будут направлены на закрытие оперативных проблем и поддержание текущей инфраструктуры. В итоге отрасль столкнется с тем, что упрется в технологическое «горлышко» – не на чем будет считать и работать. Как следствие, IT-сфера начнет проседать и потянет за собой все остальные бизнес-процессы.
При выявлении ключевых трудностей на передний план выходит тот факт, что компании из коммерческих структур бизнеса при построении своих IT-ландшафтов вложились в импортные продукты (ПО и оборудование) для автоматизации проектирования и производственных процессов. При этом, исходя из сегодняшней реальности, понесли огромные расходы, так как сервисы постепенно перестают получать обновления, превращая все дорогостоящие приобретения в «недвижимость». Понимая дальнейшую нерадужную перспективу, а также острую необходимость замены всех компонентов IT-инфраструктуры, компании готовы переходить на отечественные решения.
По результатам тестирований и проверок на ваших предприятиях появилось понимание, что и как конкретно предстоит сделать и сколько это будет стоить?
Да. Это принципиальный вопрос. Чтобы оценить затраты на преобразования, мы провели аудиты IT-инфраструктуры на площадках СТМ. В результате этих мероприятий была выявлена необходимость вложения более 1 млрд рублей для обновления и полной замены имеющегося оборудования, ПО, платформ. Дополнительной сложностью является то, что, в идеале, модернизация должна проводиться единовременно или с минимальными разрывами по срокам, так как обновить лишь часть инфраструктуры не получится, ведь это преобразование неизбежно повлечет за собой другие изменения.
Отметим, что при этом уже доступен целый кластер систем отечественной разработки (PLM, PDM, ERP), данные по которым нужно хранить, передавать, обрабатывать, но до сих пор открытым остается вопрос их технического обеспечения, то есть на чем производить работы.
ИТ-технологии становятся формирователем трендов и функциональных требований к бизнес-процессам в компаниях, к производству и эксплуатации техники. В ответ на запросы и потребности потребителей на рынке начинает появляться российское оборудование, но спектр отечественных производителей крайне мал, а предлагаемая техника имеет весьма ощутимый ценник. При этом компьютеры «Горизонт» или «Байкал», которые отлично справляются с задачами средней руки, не могут быть использованы для конструкторского проектирования и инженерных просчетов, где применяются обработка внушительного массива данных и процессороемкие программы.
Принимая во внимание колоссальные затраты на переустройство IT-ландшафтов, становится очевидным, что отрасль нуждается в создании совместного для всех ее участников алгоритма перехода к технологическому суверенитету.
А есть успешные примеры таких алгоритмов?
Примером уже реализующегося рабочего инструмента может стать технический комитет ОПЖТ в области микроконтроллеров для ж/д транспорта, в рамках которого Объединение выступает арбитром, предоставляя площадку для работы. Ее сильной стороной является тот факт, что, транслируя собственные нужды, представители отрасли обсуждают варианты отечественных микросхем. Результатом многочисленных дискуссий стало то, что железнодорожная отрасль в области контроллеров ушла от стагнации к развитию – появились примеры успешных отечественных продуктов на процессорах «Миландр».
В области программного обеспечения тоже есть удачный пример – Индустриальные центры компетенций в ключевых отраслях экономики, созданные по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина для замещения зарубежных ИТ-решений и разработки новых цифровых продуктов для нужд российского бизнеса (ИЦК). В центре все компании одновременно – и поставщики запросов по софту, и арбитры, тестирующие предлагаемые варианты.
Эти инициативы уже приводят к повышению качества и расширению выбора доступных продуктов, большей потребности клиентов и большей экономии от масштаба. То есть вместе и скоординированно возможно работать и получать результат. При этом никто из игроков рынка не потеряет свою долю заказов или производства, так как у всех разные специализации. Более того, повышается конкурентоспособность.
К сожалению, даже несмотря на очевидную и подтвержденную эффективность вышеописанного подхода, на сегодняшний день по-прежнему нет инструмента для поиска перехода на отечественные решения в области ИТ-инфраструктуры. При этом необходимость в обеспечении свободной возможности закрывать потребности в техническом и программном оснащении всех структур и служб предприятий железнодорожной промышленности возрастает и будет прогрессировать с каждым годом.
Складывается впечатление, что у вас есть решение?
Да, по результатам нашей работы «Синара Алгоритм» выступает с инициативой и предложением создать средство для проработки решений проблем цифровой инфраструктуры в сфере железнодорожного машиностроения, которое бы объединило всех представителей рынка. Отдельно нужно подчеркнуть необходимость участия представителей Минпромторга и производителей в будущем алгоритме работы – это позволит собрать на одной площадке все стороны процесса.
Выходом может стать комитет, форум, центр с уже отработанным алгоритмом совместной работы по следующим пунктам:
– определение пула заменителей «железа» и ПО. Глубина импортозамещения ПО с учетом решений в отечественных аналогах сегодня еще не определена;
– выделение ПО на инсорсинг и на аутсорсинг. При этом ключевая задача на рынке разработки и внедрения ПО – формирование внутренних компетенций;
– тестирование отечественных продуктов «железа» и определение ключевых партнеров.
Расскажите подробнее о том, как вы к этому пришли.
«Синара Алгоритм» имеет богатый опыт в области разработки цифровых продуктов для железнодорожной техники, и мы уже работаем по всем озвученным направлениям. В частности, у российских компаний-разработчиков запрашиваются любые новые продукты для проведения тестов. Проверяется работоспособность, изучаются возможности, после чего формулируется обратная связь для дополнений и улучшений продуктов – в конечном счете это позволит получить технику и софт, необходимые для искомых задач. Также это позволит на стадии разработки решить вопрос совместимости – программное обеспечение всех участников отрасли должно «не спорить» друг с другом, соединяться «без костылей», быть в едином контуре ПО и «железа».
Вот конкретный пример: крупные компании «Топ Системы» и «Аскон» имеют свои пакеты программного обеспечения, которыми пользуются производители техники. Понимая это, оба производителя стремятся унифицировать форматы импорта и экспорта данных, для того чтобы сделать работу всех потребителей их продукции максимально удобной и эффективной. Кроме того, обе компании заимствуют друг у друга полезные и наиболее полюбившиеся пользователям решения. Это отличный пример того, как конкуренты совместно дорабатывают свои продукты, прислушиваются к рынку и исходят из его потребностей.
Заинтересованные в укреплении технологического суверенитета, на связь с «Синара Алгоритм» выходили как крупные игроки – компании «Култех», «Элтех», «Сбер БИЗон», так и небольшие производственные предприятия, включая стартапы. Мы забирали на тестирование предлагаемые ими решения по оборудованию и инфраструктурным продуктам, после чего возвращали с рекомендациями, часть из которых уже внесена в новые модели.
На сегодняшний день уже проведено порядка 1 000 пилотов и тестирований ПО по ключевым направлениям. Более того, не без удовольствия хочется отметить, что некоторые решения после тестовых работ теперь стали частью IT-ландшафта «Синара Алгоритм». Например, потребности в сетевом оборудовании (сетевых коммутаторах, точках доступа и т.д.) укомплектованы продуктами отечественной компании «Элтех», для автоматизации проектирования, хранения и передачи конструкторских данных выбран продукт Т-FLEX от компании «Топ Системы».
А как решать проблему оборудования для серверов, которым тоже потребуется обновление?
Руководствуясь успешными примерами, следует таким же образом двигаться и в области серверов. «Синара Алгоритм» выступает с предложением ко всем производителям предоставить помощь в тестировании разработок. При наличии у продукта всех необходимых характеристик его производитель получит крупный заказ и сможет рассчитывать на субсидирование и инвестирование под расширение производственных мощностей для его выполнения. Тем самым запустится цепная реакция в развитии как потребителей, так и производителей.
Резюмируя вышесказанное, хочу подчеркнуть, что цифровая трансформация железнодорожного сектора делает его обладателем беспрецедентных технологических и операционных возможностей, которые позволят ему служить обществу с новыми концепциями, продуктами и услугами. И только построение технологического суверенитета и надежной цифровой инфраструктуры обеспечит широкий спектр возможностей для инноваций в железнодорожной системе и для изменения ее работы, поддерживая улучшение железнодорожной логистики и мобильности. Реализация всех этих проектов станет возможна, если будет создана площадка, на которой компании отрасли совместно с производителями и при поддержке государственного сектора во взаимовыгодном сотрудничестве смогут прорабатывать решения для построения современного и эффективного IT-ландшафта всей отрасли.
Кирилл Колесников
Родился 19 мая 1992 года в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. В 2018 году окончил МИИТ и аспирантуру при нем по специальности «Путевые строительные машины и робототехнические комплексы». Во время обучения в аспирантуре начал работу во ВНИИЖТ, пройдя за четыре года путь от стажера-исследователя до заместителя директора научного центра «Динамики и прочности тягового подвижного состава». В 2014–2018 годах преподавал в МИИТ дисциплины «Теория автоматизированного управления» и «Строительная механика». С 2021 года — заместитель генерального директора по цифровизации холдинга «Синара-Транспортные Машины». В настоящее время — генеральный директор компании «Синара Алгоритм».
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»