В прошедшем 2023 году организации — члены ОПЖТ обеспечили потребности железнодорожного транспорта России, Казахстана и Беларуси, включая промышленные предприятия и метрополитен, в подвижном составе всех видов, а также его составных частей и комплектующих. При этом предприятия продолжали активную работу по разработке узлов и компонентов российского производства, увеличивая долю локализации производства в целях обеспечения технологического суверенитета государства при безусловном обеспечении нормируемых показателей безопасности и надежности эксплуатации железнодорожного подвижного состава.(Доступно в полной версии и по подписке)
Важнейший этап создания нового подвижного состава, от которого зависит его надежность и безопасность – испытания. Самым авторитетным в нашей стране и на пространстве железнодорожной колеи 1520 испытательным центром для новых образцов подвижного состава, способным проводить полный комплекс испытаний, является АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»). За более чем вековую историю своего существования АО «ВНИИЖТ» по праву заслужил репутацию лидера отрасли в области создания инновационных решений для железных дорог, проведения научно-исследовательских работ и испытаний элементов инфраструктуры, подвижного состава, цифровых технологий. О развитии института, уникальных компетенциях, актуальных проектах и планах на будущее «Технике железных дорог» рассказал генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов. (Доступно в PDF версии)
В последние годы всей стране пришлось выстраивать новые цепочки поставок импортозамещенных комплектующих. На этом фоне обеспечение качества конечного продукта поднялось на новый уровень сложности. Решение этой задачи в ТМХ обеспечивает методология управления качеством работы поставщиков, а цифровизация процесса аккредитации потенциальных поставщиков позволяет сократить сроки их одобрения. (Доступно в PDF версии)
С 2021 года компания «ТМХ Интеллектуальные Системы» по заказу «Трансмашхолдинга» ведет разработку Бортового комплекса предиктивной диагностики магистральных локомотивов – БКПД. Работы выполняются совместно с ключевыми компаниями холдинга, обладающими опытом и компетенциями в направлении диагностики подвижного состава: «ТМХ Инжиниринг», «ЛокоТех», ВЭлНИИ и НИИТКД. Для оснащения комплексом БКПД были выбраны локомотивы с микропроцессорными системами управления и наибольшим остаточным сроком службы, выпускаемые заводами «Трансмашхолдинга» и обслуживаемые в рамках контракта жизненного цикла. (Доступно в полной версии и по подписке)
К 2025 году в ОАО «РЖД» планируется выйти на массовое управление локомотивами грузового движения без помощников машиниста. По данным компании, за 2021–2025 годы на вождение без помощника должны перейти почти 11 тысяч машинистов. Кроме того, на базе устройств, позволяющих управлять соединенным поездом из кабины головного локомотива, прорабатывается вопрос вождения соединенных поездов (СП) одной локомотивной бригадой с поста управления ведущего локомотива без машиниста на ведомом локомотиве (система САУ-ОП). Это позволит сократить трудовые затраты, повысить производительность труда, поможет исключить ошибочные действия локомотивной бригады, снизить потери из-за сбоев-отказов, повысить пропускную способность сетевой инфраструктуры и минимизировать затраты на содержание локомотивного парка за счет надежности и эффективности использования локомотива. (Доступно в полной версии и по подписке)
Этапы динамичного расширения железнодорожной сети, согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта (2016–2030 годы), предусматривают создание условий для выхода на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и значительного повышения конкурентоспособности российских железных дорог. Повышение эффективности работы железнодорожной отрасли может быть достигнуто с использованием технологий Big Data, IoT, Blockchain. Разработка и внедрение цифровых технологий позволят конструкторским центрам по-новому компоновать объекты железнодорожной автоматики, повышая эффективность их работы при экономии средств на изготовление и эксплуатацию. Одной из таких технологий является разработка системы блока формирования сигналов (БФС) при работе магнито-индукционных датчиков (МИД) во время прохода колеса. (Доступно в полной версии и по подписке)
Технологии искусственного интеллекта позволяют решать большое количество новых задач, которые ранее не решались с помощью обычных методов автоматизации. Например, последние исследования показывают, что в задачах классификации изображений передовые системы искусственного интеллекта уже превзошли способности человека, а новые возможности на основе технологий нейронных сетей открывают колоссальный потенциал для реализации рутинных задач на железнодорожном транспорте. (Доступно в полной версии и по подписке)
В Паспорте стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года, разработанном во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации, одним из недостатков отмечается «отсутствие цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры (существующих и строящихся), включая предиктивную аналитику необходимости обслуживания и ремонта». В качестве решения предлагается реализовать проект «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры», который за счет создания информационной системы учета и планирования работ/затрат на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры позволит достичь снижения расходов на нее, включая предиктивную оптимизацию обслуживания и ремонтов. ООО «Синара Алгоритм» представляет первые результаты перехода к цифровым технологиям при решении задач путевого комплекса на примере внедрения системы DTscan. (Доступно в полной версии и по подписке)
Искусственный интеллект (ИИ) оказывает значительное влияние на различные отрасли, включая области обеспечения безопасности, консультирования пользователей, прогнозирования сроков износа оборудования и оценки производительности персонала. Для проектов, в которых активно используются большие данные, применение искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения становится первоочередным. Множество компаний уже сейчас внедряют эти технологии для оптимизации и повышения эффективности бизнес процессов, и ОАО «РЖД» не является исключением. Интеграция искусственного интеллекта в бизнес-процессы перестает быть просто трендом, превращаясь в необходимость. (Доступно в полной версии и по подписке)
Анализ динамических и по воздействию на путь результатов испытаний моторвагонного подвижного состава, выполненного по конструкторской документации зарубежных стран, показал высокий уровень силового воздействия экипажа на путь в кривых участках, приводящий к сверхнормативному износу гребней колес. Выявлены существенные превышения жесткости поперечной связи колесных пар с рамой тележки и момента сопротивления повороту тележек рекомендованных значений, полученных на основании проведенных многочисленных испытаний и моделирования. Для снижения износа гребней колес специалистами АО «ВНИКТИ» предложены варианты модернизации тележек. (Доступно в полной версии и по подписке)
В 2023 году промышленность России плавно перешла от восстановительного роста к росту реальному с заметным изменением структуры промышленного производства. Импульс к импортозамещению и низкая ключевая ставка в период с сентября 2022 года по июль 2023 года способствовали увеличению доли обрабатывающих производств. В 2024 году можно ожидать замедления темпов промышленного роста из-за снижения инвестиционной активности вслед за повышением ключевой ставки. (Доступно в полной версии и по подписке)
Промышленный дизайн – важный аспект машиностроения, который может повлиять на коммерческий успех отдельных компаний и даже целой отрасли. Так, в конце 1920-х годов железные дороги в США столкнулись с серьезным кризисом. Устаревший внешний вид вагонов и локомотивов, активное строительство автомобильных дорог, рост числа личных автомобилей и развитие гражданской авиации привели к снижению в стране популярности железнодорожного транспорта. Великая депрессия, продлившаяся 10 лет, только ухудшила положение дел. Для того, чтобы вернуть былую славу железным дорогам, было принято решение полностью поменять облик поездов. Так в США началась эпоха поездов в стиле стримлайн модерн. (Доступно в полной версии и по подписке)
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в полной версии и по подписке)
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 2022 2 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»
5 280 ₽
на 2-е полугодие 20222 номера«Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог»